Екатерина Егорова
Проект в первой младшей группе «Гармония геометрии»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность:
С развитием ходьбы у детей раннего возраста расширяютсявозможности познания окружающего мира. Развиваются когнитивные процессы: рост устойчивости внимания, увеличения объема памяти ипостепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов (таких, какгеометрические формы, цвета спектра); совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; овладение пассивнойи активной речью; формирование целеполагающейдеятельности; становление процессуальной игры; развитие аффективной иволевой сферы: усилениенастойчивости в деятельности, стремлениидостичь в ней результата; становление общения сосверстниками; формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях испособностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности. Тема данного проекта как нельзя более соответствует максимальному раскрытию возрастных особенностей развития детей раннего возраста, привитию эстетического вкуса и развитию творческих способностей.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Гармония геометрии“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель проекта : создание условий для знакомства детей со свойствами геометрических фигур в практической исследовательской деятельности в процессе экспериментирования методом проб; присвоение образцов манипулирования с предметами; обогащения знаний детей о свойствах геометрических фигур; развитие творческих способностей детей раннего возраста; формирование первичных представлений о геометрии зданий.
Задачи:
• Исследовать информацию о возрастных особенностях развития восприятия геометрических фигур, присвоении способов манипулирования предметами; формирования сенсорных эталонов детей 2-3 года жизни;
• Поддерживать познавательную активность и познавательный интерес впроцессе экспериментирования с геометрическими фигурами;
• Обогащение знаний детей о свойствах геометрических фигурах, и их сочетании между собой (устойчивость, размер, объём и пр.);
• Расширение знаний ребенка об окружающем мире.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком по экспериментированию с геометрическими фигурами в условиях семьи;
• Воспитывать любовь к экспериментированию с объёмными фигурами;
• Способствовать созданию эмоционально-благополучной атмосферы в семье ребёнка и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности, взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным, защищенным и свободным в творчестве.
Участники проекта : воспитатели, дети раннего возраста, родители.
Срок реализации проекта :октябрь, ноябрь 2016года
Срок реализации проекта : краткосрочный
Тип проекта : информационный, исследовательский, творческий.
Распределение деятельности между участниками проекта
Педагоги:
1. Наличие у педагога знаний о свойствах геометрических фигур, и возрастных особенностях детей раннего возраста.
2. Активное взаимодействие с семьями воспитанников.
3. Организация работы по реализации проекта.
Дети:
1. Дети совместно с взрослыми могу производить манипуляционные действия с геометрическими фигурами.
2. Активно участвуют в экспериментальной деятельности.
3. Участвуютсовместно с родителямив экспериментировании. Узнают в зданиях геометрические фигуры, совершенствуют пространственные представления:(впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, сбоку, над, под, вертикаль, горизонталь, выше, ниже, одинаковый);
Родители:
Совместно с ребёнкомэкспериментируют, дают образцыспособов экспериментирования, изучают свойства геометрических фигур.
по средствам прогулки по родным местам.
Совместно с ребёнком занимаются, экспериментируют, расширяют пространственные представлениятворческой деятельностью с использованием геометрических фигур.
Наличие у родителей знаний о свойствах геометрических фигур,пространственные представления,творческих способностей геометрических фигурах.
Предполагаемый результат проекта
1. Дети знают название основных геометрических фигур и могут находить их в окружающей обстановке.
2. Дети узнают и называют составляющие дома и форму геометрической фигуры (крыши, окна, двери).
3. Дети знают форму, умеют различать и называть круг, квадрат, треугольник, имеют пространственные представления данных фигур
4. Дети составляют связный рассказ по картинке с изображением дома.
5. Дети умеют находить и отбирать информационный материал совместно с родителями по заданной теме.
6. Дети с удовольствием экспериментируют с объёмными фигурами.
7. Дети умеют отличать и называть пространственные представления (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, сбоку, над, под, вертикаль, горизонталь, выше, ниже, одинаковый);
Основные этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
Включает в себя составление плана работы по данному проекту, сбор информации по данной теме. Информирование родителей об актуальности данной темы проекта для данной возрастной группы.
2 этап – практический
Включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – обобщающий
Презентация проекта.
Основные этапы реализации проекта
№
Формы работы над проектом
Участники Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
I этап - Подготовительный
1 Ситуативный разговор: поговорим о геометрических фигурах. Воспитатели, дети Иллюстрации дома, фигуры треугольника, круг, квадрат.
2 Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям. Воспитатели, родители Пополнение центра книжного уголка книжками самоделками про архитектуру зданий.
3 Беседа с родителями об актуальности заданной темы Воспитатели, дети Родительское собрание на тему: «Познание окружающего мира посредствам геометрических фигур»
II этап - Практический
4 Игра «Волшебный мешочек». Воспитатели, дети, родители Мешочек, объёмные фигуры круга, квадрата, треугольника
5 Рассматривание иллюстраций основных геометрических фигур Воспитатели, дети, родители Картинки круг, квадрат, треугольник.
6 Экскурсия: по территории детского сада Воспитатели, дети, родители
7 Ситуативный разговор :в каком доме живет кукла Света. Воспитатели, дети. Куклы разной величины, домики.
8 Рассматривание фотографий зданий Воспитатели, дети. Фото зданий
9 Составление творческих рассказов: дети строят дом Воспитатели, дети, родители. Картинка с изображение дети строят дом
10 Продуктивная деятельность детей: рисунки домов
Воспитатели, дети. Выставка работ детей.
11 Ситуативный разговорв каждом доме есть окошко. Воспитатели, дети. Картинки домов
12
Конструирование Воспитатели, дети. Постройка макета дома из кубиков
13 Сюжетно – ролевые игры: дом на моей улице. Воспитатели, дети. Приготовить атрибуты для игры.
14 Чтение художественной литературы Воспитатели, дети. Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова)
15 Изготовление макетов домов Воспитатели, дети, родители. Выставка работ
16 Просмотр слайдов и видеоматериалов …Создание компьютерной презентации… Воспитатели, дети. Картотека презентаций.
17 Дидактическая игра: найди такой же
Д/И Найди такой же по картинке
Воспитатели, дети. Пополнить центр дидактическими играми.
18 Изготовление альбома: памятники города, моя улица, парки. Воспитатели, дети, родители. Пополнить центр «Книжки-малышки»
19 Игра «Геометрический паровоз» Воспитатели, дети. Игрушка паровоза с прорезями для геометрических фигур.
20 Рассматривание объемных фигур круг, квадрат, треугольник. Воспитатели, дети. Объемные фигуры.
21 Ситуативный разговорКто где живет? Воспитатели, дети. Атрибуты для игры.
22 Экскурсия по детскому саду Воспитатели, дети, родители.
23 Рассматривание макетов домов Воспитатели, дети. Пополнить центр уголок архитектуры макетами домов
24 Изготовление макета «Изба» Воспитатели, дети, родители. Пополнить центр уголок архитектуры
25 Ситуативный разговор «наш детский сад» Воспитатели, дети. Фото детского сада
26 Составление рассказа: «Опиши дом» Воспитатели, дети, родители. Пополнить центр «уголок архитектуры» картинками домов
27 Создание компьютерной презентации Воспитатели, дети, родители. Картотека презентаций.
28 Продуктивная деятельность детей:
Аппликация: «Дома» Воспитатели, дети. Выставка работ детей.
29 Ситуативный разговор: на что похожа карусель? Воспитатели, дети. Картинка карусели.
30 Физкультминутка «Карусели»
Воспитатели, дети. Картотека подвижных игр
31 Ситуативный разговор «На что похожа крыша дома?» Воспитатели, дети. Макет дома
32 Составление творческих рассказов по картинке Воспитатели, дети, родители. Пополнить речевой центркартинками
33 Д/И «Строим дом»
Воспитатели, дети. Пополнить речевой центр дидактическими играми.
34 Путешествие в страну геометрии Воспитатели, дети. Геометрическими фигурами, иллюстрации геометрических фигур
35 Рассматривание иллюстраций домов в деревне Воспитатели, дети, родители. Иллюстрации
36 Ситуативный разговор «Высокие и низкие дома» Воспитатели, дети.
37 Продуктивная деятельность детей:
Рисование дома по линиям
Воспитатели, дети, родители. Выставка работ
38 Изготовление фотоальбома «мы занимаемся». Воспитатели, дети. Электронный фото альбом
39 Ситуативный разговор где расположена крыша у дома? Воспитатели, дети, родители. Выставка работ.
40 Игра – путешествие «Геометрический лес» Воспитатели, дети. Дидактические игры
41 Ситуативный разговор «Близко-далеко» Воспитатели, дети. Изображения
42 Составление рекомендаций для родителей о важности развития знаний детей геометрических форм и фигур Воспитатели, дети, родители. Пополнения центров дидактическими играми.
43 Создание компьютерной презентации Воспитатели, дети, родители. Картотека презентаций.
44 Игры: Положи круг на квадрат такого же цвета, Геометрическая мозаика. Воспитатели, дети, родители. Пополнить игровой центр.
45 Чтение художественной литературы: «На что похоже солнце» Т. Бокова. Воспитатели, дети. Пополнить книжный центр.
46 Игра – викторина Основные геометрические фигуры Воспитатели, дети.
47 Ситуативный разговор «что я видел по дороге в детский сад». Воспитатели, дети.
48 Сочинение историй «кто живет в домиках» Воспитатели, дети.
49 Продуктивная деятельность детей:
Рисование: «окна у домов»
Воспитатели, дети. Выставка работ.
50 Аукцион (отгадывание загадок о геометрических фигурах) Воспитатели, дети. Пополнить книжный и речевой центры
51 Моделирование (конструирование дома из объемных фигур) Воспитатели, дети.
III этап - Обобщающий
52 Конкурс творческих работ
Воспитатели, дети, родители.
53 Фото - выставка совместно с родителями «мой город» Воспитатели, дети, родители
54 Игра – викторина «в гостях у геометрических фигур» Воспитатели, дети, родители.
56 Музыкальный праздник «…» Воспитатели, дети, родители
Список литературы:
1. Житомирскй В. Г., Шеврин Л. Н., Геометрия для малышей. -М. : Педагогика 1984.
2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. : Просвещение, 1990.
3. Сербна Е. В. математика для малышей. М. : Просвещение, 1992.
4. Картотека загадок по геометрии.
5. Взаимодействие ДОУ и семьи. О. Бочкарева. Издательство «Корифей», 2007.
6. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. Издательство «Учитель», 2013.
7. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. И. А. Лыкова. Издательство «Карапуз-дидактика», 2007.
8. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е. А. Янушко. Издательство «Мозаика-синтез», 2013.