Татьяна Молькова
Проект в первой группе раннего возраста по художественно-эстетическому развитию «Умелые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель ясельной группы:
Молькова Т. В.
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию»
В. М. Бихтерев
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Публикация «Проект в первой группе раннего возраста по художественно-эстетическому развитию „Умелые пальчики“» размещена в разделах
Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные
органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель проекта:
Формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через художественно-эстетическое развитие.
Задачи для детей:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, моторику рук, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к окружающему миру.
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
1. Анализ и сбор информации по художественно - эстетическому развитию детей.
2. Разработать перспективное планирование по проекту.
3. Пополнить предметно-развивающую среду.
Участники проекта:
1. Дети 1 – ой группы раннего возраста.
2. Воспитатели группы.
3. Родители
Длительность проекта:
2-3 недели.
Ожидаемый результат:
1. Пополнение предметно - развивающей среды по художественно-эстетическому развитию
2. Формирование речевых навыков
3. Развитие интереса к познанию окружающего мира
4. Обогащение опыта родителей
Работа с родителями:
-выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
-консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
-беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
-дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
-папка-передвижка «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить»
-помощь родителей в изготовлении игр и атрибутов для развития мелкой моторики рук детей
I. Подготовительный этап
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта
1. Семинар-практикум «Пальчиковые игры, их назначение и роль в художественно-эстетическом развитии». Поиск ответа на вопрос: как и зачем, используя пальчиковые игры, развивать у детей мелкую моторику рук.
2. Дорожка к домику (рисование пальчиком)
3. Снег падает на дорожку (рисование пальчиками)
4. Рисование ладошками «Цветы для мамы»
5. Рисование пальчиком «Зернышки для птички»
6. Рисование пальчиком «Орешки для белочек»
7. Стенгазета для родителей о проделанной работе (рисование ладошками, фотоотчет
III. Заключительный этап
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественную, речевую);
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с данным видом техниками рисования, материалами для рисования, новыми игрушками, дети проявляли интерес и желание рисовать; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.
Перспективный план работы по проекту «Умелые пальчики»
Понедельник
1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях)
2. Пальчиковая гимнастика «Серый зайка умывается»
3. Рисование пальчиками на манке «Следы зайчика»
4. Физминутка «Зайка серенький сидит»
Вторник
1. Массаж пальчиков грецким орехом по всей длине пальчиков
2. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
3. Рисование пальчиком «Орешки для белочки»
4. Физминутка «Мишка косолапый по лесу идет»
Среда
1. Массаж пальчиков мячиком-ежиком
2. Пальчиковая гимнастика «Семья»
3. Рисование ладошками подарка для мам «Мы вас любим»
4. Физминутка «Утром солнышко взойдет выше, выше, выше»
Четверг
1. Массаж пальчиков мячиком «Су-джок»
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
3. Рисование пальчиком «Помоги зверятам найти дорожку к домику»
4. Физминутка «У медведя во бору»
Пятница
1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш по всей длине пальчика)
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
3. Дидактическая игра «Помоги ежику собрать все иголки-прищепки»
Понедельник
1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мяч с силой)
2. Пальчиковая гимнастика «Колобок»
3. Дидактическая игра «Разбери шарики по цвету»
4. Подвижная игра «Еду, еду к бабе, к деду»
Вторник
1. Массаж пальчиков бигудями по всей длине пальчиков
2. Пальчиковая гимнастика «Снежок»
3. Рисование пальчиком «Снег идет»
4. Подвижная игра «Собери снежок»
Среда
1. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль и бобы)
2. Пальчиковая гимнастика «Сорока, сорока»
3. Рассматривание картинки «Сорока, сорока»
4. Горшочек с кашей для сороки (дети сыпят пальчиками гречу на намазанный клеем лист)
5. Физминутка «Ладушки, ладошки»
Четверг
1. Массаж пальчиков «Катаем карандаш»
2. Пальчиковая гимнастика «Маленькая птичка прилетела к нам»
3. Рисуем пальчиком «Зернышки для птички»
4. Подвижная игра «Птички и автомобиль»
Пятница
1. Массаж пальчиков мячиком – ежиком
2. Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»
3. Дидактическая игра «Что спряталось в фасоли»
4. Физминутка «Птички в гнездышках сидят»
Понедельник
1. Массаж пальчиков «Надевание и снимание колечка Су-джок»
2. Пальчиковая гимнастика «Семья»
3. Пальчиковый театр по сказке «Репка»
4. Подвижная игра «Репка-репонька»
Реализация проекта
Основное направление – художественно - эстетическое развитие
Интеграция образовательных областей:
Физическое развитие;
Познавательное развитие
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;