Назарова Елена
Проект в младшей группе «В театр играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка является театр и театрализованные игры, т. к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Публикация «Проект в младшей группе „В театр играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, тем самым способствует развитию всех компонентов речи: грамматического строя, диалогической и монологической форм речи, формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи детей.
Театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, у детей формируется уважительное отношение друг к другу.
Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачи развития : чувство - эмоции, памяти, фантазию, сообразительность и находчивость, расширение кругозора, доброту и жалость, смелость.
Актуальность проекта
В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основным носителями являются для дошкольников детский сад и семья. В детском саду ребё нок находится в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: изобразительное искусство, музыка и многое другое.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника.
Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Поэтому очень важно на сегодняшний день — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Цель
Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности. Создать условия для речевого развития детей через театрализованную деятельность в условиях взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи
Для детей:
1. Образовательные:
вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах;
ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель;
учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; высказывать свое отношение к героям сказки.
2. Развивающие :
развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
развивать познавательные способности детей, артистические навыки. Сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица, подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета;
совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Воспитательные:
поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.
Для родителей:
повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о театрализованных играх, проводимых с детьми в детском саду;
развивать у родителей интерес к театрализованной деятельности, привлекать к сотрудничеству.
Для педагогов:
развивать компетентность в применении современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
максимально использовать образовательный потенциал пространственной развивающей среды дошкольного учреждения;
привлекать воспитателей других возрастных групп к сотрудничеству.
Тип проекта : Групповой.
Продолжительность проекта : Среднесрочный (25.03.2024 год - 05.04.2024 год).
Вид проекта : познавательно – творческий, направленный на развитие речи.
Участники проекта : Воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты
Для детей:
дети заинтересованы театрализованными играми, охотно включаются в игру;
у детей расширился словарный запас;
дети хорошо проговаривают слова, фразы;
дети научатся пересказывать содержание небольших сказок или их отрывков с использованием мнемотехники;
дети научатся узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям;
дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности
Для родителей:
Родители получили необходимые педагогические знания о театрализованной деятельности, проводимой с детьми в детском саду.
Приняли активное участие в изготовлении костюмов.
Установятся партнерские и сотруднические взаимоотношения с родителями.
Для педагогов:
владеют технологией проектной деятельности;
обобщен и распространен педагогический опыт по реализации проекта;
применение педагогами приёмов, направленных на развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.
Продукты проекта :
1. Проект, презентация.
2. Д/и по развитию речи через театрализованную деятельность.
3. Костюмы к спектаклю «Теремок».
4. Картотека театров.
Аннотация проекта
Проект «В театр играем – речь развиваем» включает в себя четыре основных этапа:
1. Формирование интереса к театральной игровой деятельности.
2. Знакомство со способами познания мира эмоций.
3. Введение эмоций в речь различными языковыми средствами выразительности.
4. Работа над детскими театральными постановками.
Игры, используемые на занятии, мы объединили в несколько блоков:
Первый блок «Что такое театр?» На этих занятиях мы знакомим ребят с различными видами театра, профессиями людей работающих в них.
Второй блок «Волшебный мир эмоций». Это игры и этюды, помогающие познакомить детей с основными эмоциями человека. В этот блок мы также включили игры на развитие выразительности речи детей.
Третий блок включает игры - инсценировки, подготовку к представлениям в различных театральных жанрах.
Игры - инсценировки проводим в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же свободного пересказа текста детьми - сюжетно-ролевой игры детей, игры с использованием кукольного театра, пальчикового театра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям. На этом же этапе идё т работа над сценической выразительностью: определение целесообразных движений, действий, жестов персонажа, места на сценической площадке, интонации, громкости и темпа произношения реплик.
Этапы реализации проекта
I подготовительный.
Изучение литературы по заданной теме.
Обогащение предметно – развивающей среды дидактическими, театральными, пальчиковыми играми по теме проекта.
Составление словаря театральных терминов.
Составление перспективного плана по теме.
Разработка сценария спектакля «Теремок», подборка атрибутики и музыкального сопровождения.
Подготовка наглядного материала для родителей и детей.
Анкетирование родителей «Речь вашего ребенка».
II основной.
Создание различных видов театра.
Консультация для родителей «Театрализованные игры, как средство эмоционально-личностного развития детей».
Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы работы со сказкой».
Привлечение родителей к изготовлению костюмов для постановки спектакля «Теремок».
Чтение детям стихов, заучивание с детьми небольших стихотворений.
Рассказывание сказок.
Проведение пальчиковых игр.
Проведение игр – театрализаций.
Постановка сказки «Теремок».
Экскурсия в театр.
III заключительный.
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
Пополнение предметно – развивающей среды.
Постановка спектакля «Теремок».
План мероприятий
Неделя Мероприятия
с детьми с родителями
1 неделя
Беседа «Что такое театр?»
Пальчиковая гимнастика «Теремок»
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Теремок»
Игр. упр. «Мы артисты»
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Игра «Один – много»
Разучивание диалогов по сказке «Теремок»
Физ. Минутка «Репка»
Конструирование из конструктора «Заюшкина избушка»
Игровая ситуация «Найди тень»
Работа по мнемотаблице «Рассказываем сказку»
Беседа с детьми «Настоящие актеры»
Д/и «Узнай сказку по иллюстрации»
Работа над дикцией. Разучивание и повторение скороговорок
Отгадывание загадок на тему «Сказки»
Д/и «В мире эмоций»
Д/и «Расскажи сказку по иллюстрации»
Показ с детьми сказки «Маша и медведь»
Д/и «Кто лишний?»
Театрализация сказки на пальчиках «Заюшкина избушка»
Д/и «Найди пару»
Чтение русской народной сказки «Руковичка»
Физ. минутка «Колобок»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Игры детей с фигурами театра на фланелеграфе
Анкетирование родителей «По организации театрализованной деятельности в семье»
Консультация для родителей «Театрализованные игры, как средство эмоционально-личностного развития детей».
Консультация для родителей «Развитие речи посредством сказок»
Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»
Помощь родителям по пошиву сказочных героев сказки «Теремок»
2 неделя
Развивающая игра «Ассоциации. Угадай сказку»
Творческая мастерская «Разукрась героя сказки»
Физ. Минутка «Теремок»
Д/и «Назови сказку по главному герою»
Д/и «Расскажи сказку по мнемотаблице «Семеро козлят»
Театрализация сказки «Три медведя»
Пальчиковая гимнастика «Репка»
Музыкальная игра «Превращение»
Проигрывание диалогов из сказок
Д/и «Найди пару»
Д/и «Собери сказку»
Подвижная игра «Кот и мыши»
Чтение русских народных сказок
Игры детей с фигурами настольного театра
Беседа по содержанию сказок
Упражнения на развития силы голоса «Кто как кричит»
Консультация для родителей «Развиваем речь детей 3-4 лет»
Консультация для родителей «Домашний театр, как средство формирования взаимоотношений в семье»
Участие родителей в изготовлении костюмов
Консультация для педагогов «Нетрадиционные методы работы со сказками».
Ресурсы
1. Методическая и художественная литература.
2. Театральный уголок : кукольный театр, настольный театр, театр с переодеванием и масок, театр на фланелеграфе и уголок художественной литературы в групповом помещении;
3. Методические и дидактические пособия, картотека игр по развитию речи.
Продукты проектной деятельности
1. Проект, презентация.
2. Д/и по развитию речи через театрализованную деятельность.
3. Костюмы к спектаклю «Теремок».
4. Картотека театров.
Результаты
Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
В группе оформлен уголок театрализованной деятельности.
В группе организована выставка пособий, настольного театра, театра на фланелеграфе.
Дети вовлечены в театрализованную деятельность, хорошо проговаривают слова, фразы, предложения.
Родители вовлечены в деятельность по реализации проекта.
Родители удовлетворены проведённой работой и результатами проекта.
Выводы
По результатам анкетирования можно сказать следующее, что родители заинтересованы в том, чтобы с детьми в группе проводились театрализованные игры, хотели бы приобрести знания о том, как организовывать театрализованную деятельность с детьми в домашних условиях, и они готовы помочь в оформлении уголка «Детский театр».
Таким образом, проведение с детьми театральных игр способствует не только развитию умственной деятельности, но и совершенствует речь детей : работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй.
Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно произносить отдельные слова, фразы, а это очень важно для детей младшего возраста.
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, с.
2. Источник: маам. ру, нспортал.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, с.
4. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в театрализованной детальности. М. : Сфера, с. 7