Ольга Быстровская
Проект «В мире сказок» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель группы "Подсолнушки" МКДОУ №7 "Ромашка"
Быстровская Ольга Юрьевна
Проект на тему : «В мире сказок»
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Нам сказки важны всего более как
материалы для характеристики народа.
Н. А. Добролюбов
Публикация «Проект „В мире сказок“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Современные дети живу в век научно-технического прогресса. С появлением мобильных телефонов и компьютеров получить информацию стало проще. Однако взрослые не должны забывать, как происходит развитие ребёнка-дошкольника и какой должна быть доступная информация. Дошкольный возраст характеризуется динамическим развитием всех психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение, а также совершенствованием основных видов деятельности (труда, игры, обучения). Формирование личности происходит постепенно, с каждым годом взросления дошкольника. Дошкольный возраст – это первая ступенька в образовательной и учебной деятельности. Вместе с пользой всех технических новинок появились и отрицательные стороны. Взрослые заменили чтение сказок на показ иностранных мультфильмов на компьютере или планшете, поэтому дети не знают героев русских сказок, а персонажи и их действия из другой культуры не всегда понятны детскому восприятию. Зарубежные герои должны быть не вместо своих родных и знакомых персонажей, а вместе.
Все дети очень любят фантазировать, особенно ярко это появляется в игре, где ребёнок действует увлечённо. Старшие дошкольники хотят и отражают в играх своё отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях формируется самооценка, легко усваиваются нормы поведения и коллективные отношения. В старшем дошкольном возрасте формируются все качества личности ребё нка: интеллектуальные, нравственные, эмоциональные и волевые действенно-практические. Детские знания становятся многограннее и они уже глубже знакомы с общественно-полезной деятельностью взрослых. Личностный тип общения сочетается с познавательным.
Максим Горький писал: «В мире нет ничего, что не может быть поучительным, – нет и сказок, которые не заключали бы в себе материал "дидактики", поучения. В сказках прежде всего поучительна "выдумка" – изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперёд факта».
Однако каждая из сторон личности ребё нка развивается по-разному: моральные представления, чувства, действия. После прослушивания литературного произведения и рассматривания иллюстраций, дети достаточно верно описывают и оценивают поступки персонажей и их действия. Из этого следует, что уровень развития моральных представлений и чувств высок, но в жизни поступки не всегда соответствуют правильным.
Соприкасаясь с изучением художественной литературы в дошкольном возрасте, ребёнок знакомится с произведениями, которые являются основой для дальнейшего изучения литературы. Умственное, нравственное и эстетическое воспитание происходит через литературных персонажей.
Сказки любят дошкольники всех возрастов. Это обусловлено тем, что в литературном произведении сюжет развивается динамично, ярко описываются образы. Дети вместе с героями переживают страх в самые драматические моменты, а также чувство удовлетворения, когда ерой побеждает и наступает справедливость. Анализируя сказки в старшем дошкольном возрасте, дети могут понимать и чувствовать её идейное содержание и художественные достоинства. Основной задачей педагога является научить жанр сказки, подчёркивать специфичность художественной формы, узнавать образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты).
Самостоятельная художественная активная деятельность это не только изучение сказок, но и изобразительное творчество, игры-драматизации, инсценировки. При подготовке самостоятельных театральных развлечений педагог сначала учит детей вождение куклы, затем помогает освоить текст в процессе действий с куклой. Следующим этапом является обучение «юных артистов» слушать друг друга и вместе взаимодействовать. Однако у детей ещё мало в арсенале интонаций и действий персонажей, поэтому задача воспитателя показать средство выразительности, многообразие интонационных приёмов, тем самым стимулируя творческую деятельность детей. Педагогу необходимо на занятиях и в самостоятельной деятельности разыгрывать сценки с различными ситуациями.
Н. Е. Веркаса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1) Цель проекта :
создание условий для формирования творческих способностей детей средствами изучения сказок.
2) Задачи проекта :
- расширять кругозор речи через рассказывание сказок и различных театрализаций;
- развивать умение рассказывать сказки, анализировать их, выделять различные жанры художественных произведений;
- формировать у дошкольников умение взаимодействовать в группе сверстников во время разыгрывания инсценировок;
- привлечь родителей к постановке театрализации;
- развивать эмоционально-творческое отношение к художественной литературе.
В своей деятельности следует придерживаться ведущих принципов развития дошкольников:
- принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- принцип психологической комфортности – снятие стрессовых факторов;
- принцип интеграции – совокупность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве (обучение, воспитание, развитие, саморазвитие);
- принцип творчества – ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
3. СОДЕРЖАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Организация творческой деятельности
Для достижения поставленных целей и задач необходимо реализация следующих действий:
- создание уголка театральных постановок;
- организация уголка любимой книги;
- обучение дошкольников навыкам творческой деятельности;
- создание у воспитанников и их родителей активного интереса к художественной литературе.
Для реализации проекта необходимо использовать такие формы работы как:
- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;
- самостоятельная деятельность детей;
- КВН, театрализация;
- рассматривание альбомов с иллюстрациями к сказкам, портретов русских авторов;
- беседы по теме сочинения сказок.
Проведение круглого стола с родителями для изучения вопросов:
- читаете ли детям сказки?
- соответствуют ли они возрастным особенностям детей 5 лет?
- интересуются ли дети чтение книг?
- читаете ли вы сами художественную литературу?
- сколько времени ребёнком проводит за гаджетами?
- консультация педагога: зачем нужно читать детям сказки.
Структура проведения и подготовки к театрализации:
- предложить детям самостоятельно выбрать сказку для инсценировки;
- сделать анализ сказки (смысловая сторона, художественные особенности, композиция, своеобразие языка);
- вспомнить содержание сказки и количество героев;
- самостоятельно распределить роли, создать два состава «артистов»;
- с помощью воспитателя написать реплики и придумать действия героев;
- беседа о том, кто принимает участие в постановке спектакля в настоящем театре (обогатить словами «драматург», «режиссёр», «актёр», «сцена», «зрительный зал»).
Для положительной мотивации творческой деятельности дошкольников необходимо использовать различные стимулы: сюрприз, ситуация выбора, мотив помощи.
Домашнее задание детям и родителям (на выбор) :
1) Составить список героев русских народных сказок и современных персонажей мультфильмов. Найти общие черты и различия.
2) Придумать новый конец знакомой сказке.
Оформить в виде газеты, мини-книги.
4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап подготовительный
II этап практический
III этап обобщающе-результативный
IV этап презентация проекта
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Книги, костюмы, атрибуты, различные кукольные театры (теневой, пальчиковый и пр., ширма, портреты писателей.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Созданы необходимые условия для формирования творческой деятельности детей.
Воспитанники имеют представление о театре и театрализации.
У дошкольников развит и обогащён словарный запас.
Дети умеют рассказывать сказки.
Дети умеют взаимодействовать в группе сверстников во время разыгрывания инсценировок.
Родители заинтересованы в творческой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-творческое отношение к художественной литературе.
7. ПРИЛОЖЕНИЕ
В повседневной жизни.
Задания: придумать загадку, сказку (выбрать тему, самостоятельно придумать словесные изобразительно-выразительные средства – эпитеты, сравнения, подобрать пособия (доска, картинки, магниты, персонажи).
Викторина: 1) как называется произведение и кто его написал? (отрывки из знакомых сказок); 2) из какой сказки персонажи? (картинки с персонажами сказок); 3) из какой сказки иллюстрация? (иллюстрации из сказок); 4) отгадать загадку.
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. – 3-е М., «Просвещение», 1970
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972
Парамонова Л. А., Ушакова О. С. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. М., «Просвещение», 1987
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ «В МИРЕ СКАЗОК»
Автор проекта Быстровская Ольга Юрьевна
Название проекта «В мире сказок»
Возрастная группа Старшая группа
Актуальность (существующая проблема, которую надо решить) Дети не могут пересказать содержание прослушанных сказок. В семье не уделяют должного внимания чтению сказок.
Цели Создание условия для правильного пересказа сказок детьми, сформировать словарный запас детей, организовать коммуникацию родителей с детьми.
Задачи Развить речь, память и мышление ребёнка. Сформировать творческие способности у детей.
Планируемый результат Умение детей пересказывать сказки, увеличение их словарного запаса, чтение сказок дома.
Продукты проектной деятельности Театрализация выбранной детьми сказки.
Сроки Краткосрочный проект (2 недели)
Вид проекта Познавательный, творческий
Образовательные области Развитие речи, музыкальное образование, математика
Участники и их функции Дети, воспитатель, музыкальный работник, родители
Этапы проекта 1 этап подготовительный (2 дня);
2 этап практический (6 дней);
3 этап обобщающе-результативный (1 день);
4 этап презентация проекта (1 день).
Планирование
Сроки Этап проекта Содержание Участники Результат, продукт
2 дня Подготовительный Беседа с родителями на тему «Как часто вы читаете книги с детьми?», беседа с детьми на тему «Любимые персонажи русских народных сказок». Дети, родители, воспитатель Информация о знаниях детей. Анкетирование
6 дней Практический Работа на занятиях по пересказу сказки, работа в повседневной жизни: рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование, изготовление поделок, подготовка к театрализации Дети, родители, воспитатель, музыкальный работник Постановка сказки. Рисунки детей, поделки.
1 день Обобщающе-результативный Пересказ детьми любимых сказок, сочинение детьми сказки. Награждение детей. Дети, воспитатель Сочинённая самостоятельно сказка.
1 день Презентация проекта Представление проекта в письменном виде и презентация при помощи слайдов Воспитатель, педагоги, заведующая Собранный за время проекта материал.
Выводы В целом проект с детьми и родителями имеет прогрессивный характер и позволит не только развить мышление, память и творческие способности ребёнка, но и даст толчок для умения применить полученные знания на практике.
Рекомендации Для более качественного использования проекта применить принцип творчества и принцип психологической комфортности детей.
Рекомендуемая литература Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проведение круглого стола с родителями для изучения вопросов:
- читаете ли детям сказки?
- соответствуют ли они возрастным особенностям детей 5 лет?
- интересуются ли дети чтение книг?
- читаете ли вы сами художественную литературу?
- сколько времени ребёнком проводит за гаджетами?
Структура проведения и подготовки к театрализации:
- предложить детям самостоятельно выбрать сказку для инсценировки;
- сделать анализ сказки (смысловая сторона, художественные особенности, композиция, своеобразие языка);
- вспомнить содержание сказки и количество героев;
- самостоятельно распределить роли, создать два состава «артистов»;
- с помощью воспитателя написать реплики и придумать действия героев;
- беседа о том, кто принимает участие в постановке спектакля в настоящем театре (обогатить словами «драматург», «режиссёр», «актёр», «сцена», «зрительный зал»).
Для положительной мотивации творческой деятельности дошкольников необходимо использовать различные стимулы: сюрприз, ситуация выбора, мотив помощи.
Домашнее задание детям и родителям (на выбор) :
1) Составить список героев русских народных сказок и современных персонажей мультфильмов. Найти общие черты и различия.
2) Придумать новый конец знакомой сказке.
Оформить в виде газеты, мини-книги.