Анна Касаткина
Проект «Быть здоровыми хотим» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Актуальность проекта:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических норм, потребности получения положительных эмоций, т. е. основ здорового образа жизни.
С целью сохранения и укрепления здоровья малышей, привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, в группе возникла идея провести проект «Быть здоровыми хотим!»
Для участия в проекте были привлечены также родители, которые непосредственным образом смогут проявить свои знания, опыт, творчество по проблеме здоровья.
Проблема:
У детей не сформированы основы здорового образа жизни, а так же культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Жизненный опыт детей 2 лет еще достаточно невелик, поэтому сформировать у них элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровым - это и есть основное направление данного проекта.
Цель проекта:
Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Укреплять и охранять здоровье детей;
2. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
3. Дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека;
4. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
5. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
6. Развивать самостоятельность, инициативность, любознательность и познавательную активность малышей;
7. Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
Для родителей:
1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
2. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены;
3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
4. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье;
Тип и вид проекта:
Информационно исследовательский, познавательно-игровой, совместно с родителями, краткосрочный, групповой.
Ожидаемый результат:
1. У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни.
2. Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы.
4. Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
Риски:
1. Непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации.
2. Слабая заинтересованность детей и родителей.
Участники:
Воспитатели, дети группы раннего возраста, родители воспитанников.
Продукт проектной деятельности:
Спортивное мероприятие «По дорожкам здоровья»
2. Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогов и родителей по оздоровлению детей.
1. Проведение поисковой работы по подбору художественной литературы и иллюстраций по теме;
2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности (Приложение 2);
3. Обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта;
4. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта – объявление (Приложение 3);
5. Привлечение родителей к педагогическому сотрудничеству.
II. Основной этап
Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
Ежедневная утренняя гимнастика
Гимнастика после сна
Гимнастика для глаз
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Упражнения на релаксацию
Игры с массажным мячом
Динамические паузы
Подвижные игры
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
Гигиенические процедуры;
Прогулки и игры на свежем воздухе;
Профилактические мероприятия
Витаминизация;
Облегчённая одежда в помещении и на улице;
Профилактика плоскостопия (хождение по сенсорным и ребристым дорожкам);
Игры, направленные на формирование правильной осанки
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Беседы
Рассматривание картин
Чтение художественной литературы
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Музыкальные игры
Работа с родителями:
Оформление папок-передвижек, памяток, консультаций для родителей по теме проекта.
III. Заключительный этап:
Подведение итогов проекта;
Изготовление дидактических игр: «Сварим вкусное варенье», «Фрукты – овощи», «Одень на прогулку».
3. План реализации проекта
Тематический план проекта «Быть здоровыми хотим!»
Тема Задачи Работа с детьми Работа с родителями
27.03.2023 – 31.03.2023
«В стране здоровых человечков» - формировать у детей общее представление о здоровье;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье. 1) Игра «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Цель: формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста; Игра «Кукла Маша и Даша собираются в гости»
Цель: способствовать формированию у детей культурно – гигиенических навыков;
2) Беседа по сюжетным картинкам: «Игры на свежем воздухе», «Гигиена».
Цель: уточнить представления о играх на свежем воздухе; гигиенических навыках.
3) Чтение литературных сказок: Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Л. Филатова «Сказка о здоровом завтраке», В. И. Ковальчук «Сказка о здоровом питании», «Сказка об овощах», «Овощи целители», «Лечебное молоко», «Три брата»;
4) Чтение потешек: «Вымоем ручонки…», «Водичка, водичка, умой моё личико!»;
5) Чтение стихов: А. Барто «Девочка чумазая», Е. Силенок «Мойдодыр», про умывание;
6) Пальчиковая гимнастика: «Наша группа», «Как у нас семья большая»;
7) Малоподвижные игры: «Одолела нас дремота»; «Кот умывается», «Мы белье стираем»;
8) Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Поезд чу-чу-чу…», «Пробеги – подпрыгни»;
9) Дыхательная гимнастика: «Паровозик»; «Петушок».
10) Рассматривание альбома: «Здоровье»
Цель: Учить отвечать на вопросы воспитателя, рассматривая альбом. Развивать речь, память. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье;
11) Игра – путешествие «Путешествие в страну Одежды».
Цель: Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней. Попрактиковаться в складывании одежды.
12) Дидактическое упражнение: «Азбука здоровья»
Цель: учить детей группировать предметы по общему признаку; развивать речь, память; воспитывать желание заботиться о своем здоровье
13) Сюжетно – ролевая игра: «Оденем куклу на прогулку»
Цель: развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре 2-3 последовательных действия.
14) Музыкальная игра: «Зайка»
Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом под музыку. 1) Консультации для родителей: «Закаливание детей раннего возраста»,
«Здоровый образ жизни ваших детей»; «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков».
2) Памятки для родителей: «Здоровье начинается со стопы»,
Результаты реализации проекта по формированию привычки к здоровому образу жизни можно представить у всех субъектов образовательного процесса:
-для детей:
1) у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;
2) дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пище для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина, о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).
-для родителей
1) изготовили своими руками нетрадиционные атрибуты для занятий по физической культуре, пособий для закаливания.
-для воспитателей:
1) установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Перспективы дальнейшего развития:
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда дети проявят интерес к проблеме собственного здоровья.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о здоровом образе жизни.
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от процесса и полученных результатов.