Татьяна Сафронова Казанцева
Проект «В гостях у сказки» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну русских народных сказок»
с детьми средней группы.
Актуальность проекта :
Взяв детей средней группы, мы столкнулась
с тем, что многие дети совсем не знают русских народных сказок, у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ с детьми средней группы» размещена в разделах
Телевизор, компьютер поглотили ребенка, захватили заповедные уголки его сознания и души. Из - за нехватки времени или просто от нежелания родители перестали с детьми читать, заменили книгу интернетом. Но книгу заменить нельзя. Книга со сказками вводит ребенка в мир человеческих чувств, радости и огорчения, отношений, поступков, характеров. Роль сказки имеет огромное значение в формировании личности и речи ребенка.
Благодаря сказкам ребенок учиться видеть образы родной природы, людей с их характерами и нравственными чертами. Благодаря сказкам дети получают образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок положительные и отрицательные, прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение интереса к слушанию русских народных сказок. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан данный проект «Путешествие в страну русских народных сказок», развивающий устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, сказочные языковые средства способствуют развитию выразительности речи, творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Опрос детей нашей группы показал, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени.
На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель:
- Развитие устойчивого интереса к сказке.
- Развитие творческого потенциала ребенка посредством ознакомления с русской народной сказкой.
- Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
Для детей.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Способствовать развитию познавательных способностей ребенка, речевой активности, любознательности, творческого воображения, памяти.
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- Способствовать освоению специальных средств литературно-речевой деятельности; познакомить детей со средствами художественной выразительности.
- Формировать умение пересказывать сказки.
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как к виду искусства, родному языку и литературной речи.
- Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений детей, как со сверстниками и педагогами, так и с родителями.
- Развивать у детей творческие способности через продуктивные виды деятельности и использовании ИКТ.
Для родителей.
- Способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта, приобретенного в детском саду.
- Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей.
- Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
Для педагогов.
- Саморазвитие творческого потенциала.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Участники проекта :
Педагоги, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, дети, родители.
Сроки реализации проекта :
Среднесрочный проект с 2.09-11.10.2019г.
Тип проекта :
Практико-ориентировочный, творческий, групповой.
Предполагаемые результаты:
- Получены знания о русских народных сказках.
- У детей повысилась познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки, речевая активность.
- Дети понимают пользу добра и вред зла.
- Дети с удовольствием принимают участие в театрализованных сценках в группе.
- Повысился интерес и активность родителей в сотрудничестве с педагогами.
Проект направлен на развитие интереса к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей детей. Во время проекта дети познакомятся с русскими народными сказками, выполнят поделки и рисунки с любимыми героями, совместно с педагогами выпустят журнал «В гостях у русских народных сказках», проявляют интерес к инсценировкам, примут участие в развлечении «Расколдуй сказки».
Этапы реализации проекта :
1 Этап: Подготовительный.
Изучение методической литературы, написание плана мероприятий.
2 Этап: Основной.
Разработка конспектов и их проведение; создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
1 неделя.
- Чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».
Цель: учить детей слушать педагога, способствовать развитию слухового восприятия; учить детей отвечать на вопросы; вместе с педагогом давать оценку тому или иному действию; учить оценивать поступки героев; развивать усидчивость, внимание, память; способствовать развитию грамматически правильной речи.
- Пересказ прочитанных сказок.
Цель: учить детей пересказывать сказку по памяти или опираясь на иллюстрации, строить понятные, простые предложения;
- Игра драматизация «Сделай как….»
Цель: учить детей передавать образ понравившегося героя используя мимику, жесты, тембр голоса; способствовать развитию театрализации.
- Самостоятельная изобразительная деятельность «Раскрась меня».
Цель: учить детей раскрашивать, правильно подбирать цвета карандашей, способствовать развитию мышления, памяти, мелкой моторики рук, чувства цвета, усидчивости, желание доводить дело до конца.
- Викторина по сказкам Теремок, Колобок, Репка.
Цель: закрепить знания и понимания дошкольниками русской народной сказки, воспитывать интерес к сказке, развивать умение слушать и слышать вопрос, активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
Вопросы:
Где стоит теремок?
Кто первый прибежал к теремку?
Какой высоты теремок?
Сколько зверей собралось в теремке?
На какую фигуру похож колобок?
Куда бабушка положила колобка после того, как испекла его? Зачем?
Кого колобок встретил в лесу первым?
Как лиса обхитрила колобка?
Что колобок при встрече с лисой сделал не правильно?
На какую фигуру похожа репка?
Какая выросла репка?
Кого позвал дед?
Как звали собачку?
Кто последним пришел тянуть репку?
Чему учит нас сказка репка?
- Работа с родителями.
Беседа «Любит ли ваш ребенок слушать сказки».
Цель: способствовать развитию доверительных отношений между педагогами и родителями; проанализировать, как и какие сказки, произведения предпочитает слушать их ребенок;
2 неделя.
- Разгадывание загадок на тему «Дикие животные».
Цель: учить детей слушать педагога, соотносить текст загадки с внешним видом, повадками животного; способствовать развитию слухового восприятия, памяти, логического мышления.
- Настольная театрализованная игра «Мы зверята».
Цель: учить детей с помощью театра «бибабо» брать на себя роль животного из прочитанной сказки, передавать его образ используя смену тембра голоса, движения; способствовать развитию связной речи, раскрепощенности, задаткам театрализации.
- Дидактические игры:
«Назови сказку».
«Из какой сказки вещь».
«Сложи картинку и назови сказку».
Цель: способствовать развитию мышления, памяти, речи; учить детей анализировать, высказывать свое мнение; учить собирать картинку по частям;
- Кукольный спектакль «Теремок».
(инсценировка сказки при помощи кукол бибабо, показывают педагоги)
Цель: пробудить интерес у детей к кукольному театру.
- Слушание аудио сказок перед сном.
Цель: продолжать учить детей слушать сказку в записи, без опоры на картинки; развивать слуховое восприятие; память;
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка».
Цель: рассказать родителям важность сказки в всестороннем развитии ребенка.
3 неделя.
- Чтение русской народной сказок «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и козел», «Лиса лапотница».
Цель: учить детей слушать педагога, способствовать развитию слухового восприятия; учить детей отвечать на вопросы; вместе с педагогом давать оценку тому или иному действию; учить оценивать поступки героев; развивать усидчивость, внимание, память; способствовать развитию грамматически правильной речи.
- Беседа на тему «Дикие животные».
Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу, чем питаются, как добывают пищу, как называется их жилище; расширять кругозор, развивать интерес к диким животным; развивать речь детей.
Вопросы:
Как называются животные, живущие в лесу?
Как называется их жилище?
У какого животного дети появляются зимой?
Любимое лакомство животных?
- Дидактическая игра «Назови одним словом».
Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительному (волк, лиса, медведь, заяц) характеризующее его характер, внешний вид; развитие памяти, логического мышления, речи; обогащение словарного запаса детей; способствовать интерес к живому миру.
- Игра пантомима «изобрази животное».
Цель: учить детей при помощи жестов, походке изображать дикое животное, способствовать развитию театрализации, творчества, раскрепощенности.
- Слушание аудио сказок перед сном.
Цель: продолжать учить детей слушать сказку в записи, без опоры на картинки; развивать слуховое восприятие; память;
- Работа с родителями.
- Консультация для родителей «Что и сколько читать детям 4-5 лет».
4 Неделя.
- Чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко».
Цель: учить детей слушать педагога, способствовать развитию слухового восприятия; учить детей отвечать на вопросы; вместе с педагогом давать оценку тому или иному действию; учить оценивать поступки героев; развивать усидчивость, внимание, память; способствовать развитию грамматически правильной речи.
- Лепка из природного материала «Петушок – золотой гребешок».
Цель: учить детей создавать образ петушка из пластилина и природного материала; показать вариант сочетания художественных материалов (туловище с природного материала, голова, хвост, крылья из пластилина); вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.
- Музыкально-дидактическая игра «Чья песенка?».
Цель: закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.
- Слушание аудио сказок перед сном.
Цель: продолжать учить детей слушать сказку в записи, без опоры на картинки; развивать слуховое восприятие; память;
- Работа с родителями.
- Консультация для родителей «Аудиокниги как средство развития речевого общения».
5 Неделя.
-Чтение русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Зимовье», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: учить детей слушать педагога, способствовать развитию слухового восприятия; учить детей отвечать на вопросы; вместе с педагогом давать оценку тому или иному действию; учить оценивать поступки героев; развивать усидчивость, внимание, память; способствовать развитию грамматически правильной речи.
-Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку».
Цель: продолжать учить детей собирать картинку из частей; развитие зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики рук, логического мышления; умение рассказывать сказку, эпизод, строя простые понятные, грамматически правильные предложения, способствовать расширению интереса к русским народным сказкам.
-Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».
Цель: продолжать учить детей передавать характер героя используя жесты и мимику; способствовать развитию театрализации.
- Слушание аудио сказок перед сном.
Цель: продолжать учить детей слушать сказку в записи, без опоры на картинки; развивать слуховое восприятие; память;
- Беседа с детьми «Сказочные герой, добро и зло».
Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по описанию; Дать характеристику положительным и отрицательным чертам характера; учить отвечать полными предложениями на вопрос и анализировать ответ; развивать внимание, мышление, память, воображение; воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Вопросы:
Как вы думаете, какого героя в сказках называют добрым?
Назовите добрых героев?
Почему они добрые?
Каких героев в сказках называют злыми?
Приведите примеры злых героев?
Почему они злые?
В сказках всегда побеждает зло?
Может ли добрый человек совершить плохой поступок? (да)
Почему? (любой может ошибиться)
Можно ли людей разделить на добрых и злых? (нет)
Почему? (добрый человек может совершить плохой поступок без умысла, нечаянно)
Значит нужно говорить не о человеке, а о поступке.
Игра «Чаши добра и зла».
(На одну чашу дети называют и кладут фишки, означающие зло-зависть, предательство, жадность, грубость, война, ложь, трусость, равнодушие. На вторую чашу дети кладут фишку называя добрый поступок который они совершили.)
Итог: Зло можно победить, совершая как можно больше добрых поступков.
- Консультация для родителей
«Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Цель: Дать представление родителям о том, что сказка является одним из важнейших педагогических средств по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
6 Неделя.
- Драматизация русской народной сказки «Репка».
Цель: вызвать у детей желание попробовать свои силы в игре драматизации знакомой сказке; передавать характер своих героев жестами, мимикой, интонацией голоса; воспитывать любовь и интерес к сказкам; способствовать развитию раскрепощенности, желание выступать перед сверстниками.
- Работа с родителями.
Совместная деятельность ребенка и родителей «Я рисую сказку».
Цель: привлечь родителей к жизни детского сада; вызвать желание провести с ребенком дополнительное время дома, нарисовать совместно рисунок к понравившейся сказки; вызвать у родителей желание интересоваться и включатся в деятельность своего ребенка.
- Развлечение в средней группе
«В гостях у сказки»
Цель:
Создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений.
Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Воспитывать творческие способности, образное мышление
Совершенствовать монологическую, диалогическую, связную речь.
Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые русские народные сказки.
3 Этап: Заключительный.
Фотоотчет по реализации проекта;