светлана пахомова
Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Тип проекта : Информационно – творческий.
Участники проекта : Дети, родители, воспитатели.
Цель: Формирование у детей интереса и любви к сказкам через приобщение детей к музейной культуре.
Задачи:
1. Создание условий для дальнейшего ознакомления детей с различными видами сказок (народная, авторская);
2. Развитие познавательной активности детей, любознательности через новые формы работы с детьми.
3. Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие умения общаться со взрослыми и со сверстниками.
4. Формирование представлений о музее.
5. Включение родителей в процесс создания музея, активизировать их на сотрудничество.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• гендерный подход
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Образовательные области: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение, музыка.
Предполагаемый результат:
• У детей повысится интерес к сказкам, сказочным героям.
• У родителей повысится уровень компетентности по вопросу использования сказочных произведений в воспитании детей.
• Презентация музея.
Подготовительный этап:
1. Работа с детьми.
С детьми была проведена беседа о том, что такое «музей», какие бывают музеи, для чего нужны музеи и т. д. Беседа о том, в каком музее бы хотели побывать.
2. Работа с родителями.
На родительском собрании совместно была выбрана тема нашего музея. Посоветовавшись с родителями, побеседовав с детьми, соизмерив свои возможности, решили, что начнем с самого близкого, родного и знакомого – создадим музей «В гостях у сказки». Активное участие в оформлении музея приняли все семьи воспитанников.
Родителям было рекомендовано посещение музея с детьми.
3. Выбор места расположения музея.
Наш мини музей размещается в групповом помещении.
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно.
Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.
Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты,
обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за столом.
Для размещения музея были задействованы стеллаж и столики, стена.
Все экспонаты размещены на уровне глаз ребенка.
Практический этап:
1. Создание визитной карточки музея.
2. Подбор коллекций экспонатов.
3. Подбор дидактических игр по теме.
4. Подбор настольных игр по теме.
5. Проведение подвижных и хороводных игр по теме.
6. Проведение НОД по теме.
7. Художественное творчество детей.
8. Проведение досуга.
9. Проведение экскурсий.
10 .Создание книжки «Наши сказки» (совместно родители и ребенок).
Экспонаты:
Экспонаты собирали все дети и родители, воспитатели. Материала оказалось большое количество, что его хватило на оформление экспозиций:
• «Волшебные предметы» (экспонатами являются сказочные предметы, сделанные руками родителей, детей, воспитателей: шапка – невидимка, волшебный клубочек, игла, в которой таилась смерть Кащея, скатерть – самобранка, цветик – семицветик, печь Емели, волшебная палочка, волшебная дудочка, волшебное колечко, метла Бабы – яги Волшебная стрела и т. д.)
• «Коми сказки» (книжки с коми сказками, портрет и иллюстрации коми художника А. Мошева)
• «Сказки дедушки Корнея» (портрет и книжки со сказками К. Чуковского)
• «Герои сказок» (сделанные руками детей и родителей персонажи сказок : волшебные замки, снежная Королева, три медведя, царевна –лягушка, колобок и др.)
• «Сказочная библиотека» (книжки – сказки)
• «Необычные сказки» (книжки с музыкальным сопровождением, книжки – сказки – раскладки, книжки – пазлы, говорящие книжки)
• «Сказочная игротека» (настольные игры со сказочным сюжетом, игры с фишками по сказкам, сказочные пазлы)
• «Сказочный театр» (настольный, кукольный, пальчиковый, шапочки)
• «Мультсказки» (диски с мультфильмами по сказкам)
Внедренческий этап:
-открытие мини – музея в группе
- экскурсии в мини – музее
-рассматривание экспонатов
- проведение игровой деятельности в музее
- проведение образовательной деятельности
-приглашение гостей
Итог:
Мини – музей получился интересным, познавательным и ярким благодаря помощи детей и родителей.
Проект помог расширить развивающую среду группы, активизировать познавательную активность детей. Дети с удовольствием играют в новые игры, драматизируют знакомые сказки, проявляют творчество в режиссерских играх, создают новые сюжеты по мотивам знакомых сказок. Проект помог пополнить библиотечку детского сада новыми сказочными книжками. В группе появилась картотека загадок, стихотворений на сказочные сюжеты.
Проект дал возможность проявить творчество и детям, и родителям (детские рисунки, совместные поделки, творческие рассказы с родителями).
Используемая литература:
1. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. : Линка-Пресс, 2003.
2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.