Людмила Любимова
Проект «В гостях у гнома Астронома»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«В гостях у гнома Астронома»
Цели:
Расширять представления детей об окружающем мире, его объектах и явлениях
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать
Воспитывать уважительное отношение к миру
понедельник вторник среда четверг пятница
«В гости к гному Астроному» «Можно ли проткнуть небо?» «На чем все в космосе держится?» (сказка «Как козлик Землю держал») «Почему звезды разные?» Творческая мастерская «Небесные просторы»
День космонавтики «Кого можно увидеть на небе?»
Публикация «Проект „В гостях у гнома Астронома“» размещена в разделах
(созвездия) «Кого можно увидеть на небе?»
Созвездие Лев. «Кого можно увидеть на небе?» Созвездие Овен. Творческая мастерская «Звездные узоры»
«Кого можно увидеть на небе?» Созвездие Скорпион. «Солнышкина семья» Драматизация сказки «У солнышка в гостях» Игра «Знатоки космических просторов».
Занятие I. В гости к гному Астроному.
Цель:
- познакомить детей с космосом, наукой Астрономией, Вселенной.
Задачи:
- расширение знаний об окружающем мире
- развитие наблюдательности
- расширение словаря
- развитие познавательного интереса
Оборудование:
- игрушки гном Астроном, Буратино, Незнайка, Самоделкин
- мультимедийный пректор
Ход занятия:
1. Приветствие: Здравствуй, небо,
Здравствуй, Солнце,
Здравствуй, земля,
Здравствуй, наша планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
2.- Ребята, сегодня у нас необычный день! Сегодня мы начинаем новый проект. А как он называется, вы узнаете позже. Я хочу познакомить вас со своим старым знакомым. Скажите, а вы любите путешествовать? Мой знакомый тоже очень любит путешествия, но бывает он не только в разных городах и странах, а даже летает в космос. Представляю вашему вниманию гнома Астронома! Его так зовут, потому что он очень любит астрономию.
- А что такое астрономия?
- Давайте спросим у гнома.
Гном предлагает послушать сказку.
На ковре: появляется Карандаш, Буратино, Незнайка, Самоделкин.
Карандаш: Давайте заниматься астрономией. Это так интересно!
Самоделкин: Давайте!
Буратино: А что такое ас – тор - номия?
Карандаш: Не асторномия, а астрономия. Астрономия – это, это… Трудно сразу объяснить. Давайте начнем заниматься, и постепенно все узнаешь. Давайте сядем поудобней, я расскажу вам легенду.
Сказка о великой тайне Вселенной.
Об этой тайне знают лишь немногие. В течение веков люди стремились узнать, как появилась Вселенная, кто её создал, что было до её появления, что будет дальше.
Вселенная не возникала никогда, она существовала, и будет существовать вечно. Не было начала Вселенной, не будет и конца. Но вселенная очень устает и должна отдыхать, а когда она спит, ветер охраняет её сон, а помощники Вселенной – Строители выполняют свое дело. Великие строители создают кометы, звёзды, планеты Каждую звездочку они любят, отшлифовывают её, как драгоценный камень и радуются, если она получилась красивой.
Вселенная – это космос, пространство, мир, природа. Увидеть её невозможно, так же как и узнать границы Вселенной. Но наблюдать можно за космосом и небесными телами в телескоп.
На экране появляется изображение телескопа.
3. Физминутка:
Я кометы наблюдаю,
Звезды все пересчитаю,
Заведу в тетрадь учет,
Я хороший звездочет.
Научился я считать:
Раз, два, три, четыре, пять…
4. - Ребята, а вам нравится астрономия? Хотите ею заняться? Тогда давайте вспомним и адрес Земли.
- Адрес Земли спросим у самой Земли. (воспитатель включает экран мультимедийного проектора, на котором вращается планета Земля).
Дети задают вопрос.
Земля сообщает свой адрес: Страна, в которой я живу, называется Вселенная. В этой стране есть город Галактика. В этом прекрасном городе я живу. Мой район – Солнечная система. Солнце там главное, потому что вокруг него живут в своих домах 9 планет. Мы находимся на улице Солнечная, а живу я в доме №3, а Солнце неподалеку, в доме №0.
- Ребята, а вы знаете свой адрес, где находится наш детский сад?
Дети вместе с воспитателем вспоминают адрес.
Страна Россия
Мурманская область
Город Оленегорск
Район Мончегорский
Улица Восточная, дом 4.
- Сегодня вы отлично потрудились, я желаю вам удачи на свободной работе.
Занятие II. Можно ли проткнуть небо?
Цели:
- продолжать учить определять цвет, форму, величину предметов, расположение их по отношению к ребенку
- расширять знания о космосе.
Оборудование:
- листы картона голубого, синего, фиолетового и черного цвета,
- фигурки облаков,
- игрушка гном
Ход занятия:
1. Приветствие в кругу.
2. Беседа о времени года, признаках весны.
Физминутка:
Я кометы наблюдаю,
Звезды все пересчитаю,
Заведу в тетрадь учет,
Я хороший звездочет.
Научился я считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
3. Появляется знакомый ребятам гном и просит вспомнить адрес Земли. Ребята рассказывают.
- Ребята, как вы думаете, а можно ли проткнуть небо? (Выслушивает рассуждения детей).
Чтобы это узнать, нам надо отправиться в настоящее космическое путешествие. Для этого младшие ребята построят нам ракету. (Дети 3-4 лет занимаются аппликацией, а старшие готовят ракету из модулей).
- К полету готовы? Поехали!
Земля уже внизу (воспитатель выкладывает лист зеленого цвета, символизирующий землю)
-1, 2, 3 километра. Мы в небе (выкладывает лист голубого цвета) В руках у детей появляются облака.
-Мы попали в слой облаков. Пофантазируйте, на что похожи ваши облака? (ответы детей)
-Высота 10 километров. Небо стало чистое-чистое, и не голубое, а темно-синее. (на ковре появляется лист синего цвета).
-Летим еще выше. Синее небо не приближается к нам, а тает, растворяется и становится темно-фиолетовым. (над синим – лист фиолетового цвета).
-Высота 40километров! Небо стало как ночью, почти черным. Куда же делось голубое небо? День в разгаре, солнце светит, а рядом – звезды.
Рассказ гнома :
Оказывается, ребята, мы проткнули голубое небо, прошли сквозь него, как сквозь дырявую крышу. Черное небо – это космос, или космическое пространство, в котором звезды, планеты, метеориты, кометы и другие небесные тела. В космосе всегда темно и холодно, воздуха нет. И проткнуть его невозможно.
Поэтому проткнуть можно только голубое небо. И это совсем не трудно и совсем не опасно. Оно, голубое небо, совсем близко от нас, и оно «мягкое», как дым, как туман.
4. -Спасибо за внимание. ( Дети получают листы с заданиями: раскрасить фигурки облаков в соответствии с образом, который вызвали они в воображении ребенка)
Занятие III. На чем все в космосе держится?
Цели:
- продолжать учить определять вес предметов
- продолжать учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты
Оборудование:
- картинки с сюжетами сказки «Как козлик Землю держал»,
- мяч,
Ход занятия:
1. Приветствие в кругу.
2. - Ребята, проект, в котором мы живем, называется «В гостях у гнома Астронома»
Кто такой гном Астроном?
Что такое астрономия?
- Наша планета Земля является частью космоса, она занимает 3 место от Солнца в Солнечной системе. А как вы думаете может ли земля упасть? Послушайте одну историю.
(рассказывание сказки «Как козлик землю держал» с использованием иллюстраций к ней.)
3. Динамическая пауза:
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Влево, вправо, вверх и вниз,
Вот летит ракета ввысь.
Полетали, покружились
На планете приземлились.
(Дети 3-4 лет получают задание раскрасить рисунок в соответствии с цветовой меткой)
4. Словесная игра «Земля – космос».
Ведущий говорит слово «Земля» и кидает мяч одному из игроков. Тот в свою очередь должен кинуть мяч обратно произнеся слово, соответствующее планете Земля; аналогично проигрывается слово «Космос».
У одного из игроков из рук падает мяч.
- Что произошло с мячом? (Он упал)
- Почему он упал?
- Почему шкаф стоит, а не летает? Он большой, тяжелый и т. д.
(Выслушиваются рассуждения детей)
- Давайте спросим у гнома Астронома. (На экране появляется гном)
- Шкаф мы называем «тяжелый» потому, что на Земле существует волшебная сила, которая притягивает предметы друг к другу, причем всегда маленькое тянется к большому. Эта сила называется «Сила притяжения», или «Сила тяжести». Если бы её не было, то шкаф не казался бы тяжелым, а плыл бы по полу, а мяч летал бы в воздухе.
- Ребята, а что же происходит в космосе.
- Там тоже все маленькое притягивается к большому.
- Что больше Луна или Земля? Что к чему притягивается? (Луна притягивается к Земле)
- А к чему тогда притягивается Земля? (К Солнцу, потому, что оно больше Земли).
5. Речевая игра «Большой – маленький»
- Ребята так почему же Земля не падает на Солнце?
После рассуждений детей, все заслушивают мнение ученого гнома, о том, что благодаря вращению Земли вокруг Солнца, она на него не падает. Дети пробуют кружится держа в руках верёвку с привязанным к ней деревянным шариком, моделируя вращение Земли вокруг Солнца
Дети выходят в развивающую среду на работу с Монтессори – материалами.
Занятие IV. Почему звезды разные?
Цели:
- создавать условия для расширения представлений детей об окружающем,
- Продолжать учить сравнивать предметы, классифицировать их,
- Дать представление о созвездиях, развивать воображение, фантазию и познавательные способности воспитанников.
Оборудование:
- фигурки звезд разного цвета и величины
- мультимедийный проектор
- игрушка гном, веревка
Ход занятия:
1. Традиционное приветствие.
2. - Ребята, наш проект, как вам известно, называется «В гостях у гнома Астронома». В ходе этого проекта мы узнали уже много нового о космосе, звездах и планетах.
Давайте сегодня поговорим о звездах, попутешествуем по стране тысячи солнц, совершим прогулку по звездному небу.
На занятии появляется гном Астроном с сундучком, в котором много разных звезд.
- Какие звезды вы видите перед собой? Как можно сказать одним словом, какие они?
Детям дается задание на классификацию звезд по цвету.
3. Физминутка:
Я кометы наблюдаю,
Звезды все пересчитаю,
Заведу в тетрадь учет,
Я хороший звездочет.
Научился я считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети 3-4 лет начинают работу с Монтессори-материалами.
4. - Ребята, а вам известно, как образовались звезды? А хотели бы вы узнать об этом? Давайте же обратимся к нашему знакомому – гному Астроному с этим вопросом.
(На экране появляется гном, приветствует детей и рассказывает об образовании звезд)
Звезды возникают из плотных облаков пыли и газа, движущихся по Вселенной. Звезда начинает образовываться, когда большое количество газообразных частиц собираются вместе внутри этого облака. Кружащиеся частички присоединяют к себе другие, и вся эта группа растет в размерах, ее сила притяжения становится сильней. Частички образовывают большой газовый шар.
Шар растет, частички спрессовываются, и давление внутри шара увеличивается. В конце концов давление становится таким большим, что увеличивает температуру газа и он начинает светиться. Когда давление и температура внутри шара становятся очень высокими, начинают происходить термоядерные реакции. Газы становятся звездой. Сколько времени нужно для этого? Вероятно, миллионы лет.
Наше Солнце — звезда среднего размера. Она в 1 300 000 раз больше Земли.
Звезды – это раскаленные (газовые) шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли, поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
Звезды бывают белые, желтые, красноватые.
- Скажи, гном, а почему звезды разные?
- Потому что они имеют разную температуру.
Белые звезды (например, Сириус) – очень-очень горячие. Они горячее Солнца (температура достигает 100 000 градусов Цельсия).
Желтые звезды (Капелла) холоднее белых. Они примерно такие, как наше Солнце (температура –6000 градусов Цельсия).
Звезды красноватого цвета (например, Альдебаран) – холоднее Солнца (температура – 3000 градусов Цельсия).
-Звезды горячие, но почему же они так плохо греют?
-От каждой звезды мчатся к нам лучики, которые и рассказывают, какие из звезд горячее. Например, от Сириуса лучик летит больше 8 лет!
Лучик от Альдебарана летит к нам почти 70 лет.
Сегодня прилетел тот лучик, который отправился в путь, когда нас еще на свете не было!
Звезд так много, что в них ни за что не разберешься! Вот поэтому, чтобы разобраться в звездах, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена.
На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла.
5. Динамическая пауза «Космонавты»
Дети идут по кругу, ведущий говорит такие слова: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет – опоздавшим места нет» После этого нужно быстро встать в веревочные круги, кто не успел, выбывает.
Дети выходят в развивающую среду на работу с Монтессори – материалами.
Занятие V. День космонавтики.
Цели:
- Учить узнавать и называть время года; выделять признаки весны
- расширять знания детей о государственных праздниках, рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
Материалы:
-мольберт
-портрет Ю. А. Гагарина
-картинка с изображением собак в космосе
- мультимедийный проектор
Ход занятия:
1. Традиционное приветствие в кругу.
2. - Ребята, скажите, какое сейчас время года?
- Почему вы решили, что весна? (Дети перечисляют признаки весны).
3. Физминутка (с заучиванием наизусть)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Влево, вправо, вверх и вниз,
Вот летит ракета ввысь.
Полетали, покружились
На планете приземлились.
(Дети 3-4 лет отправляются с заданием выполнить аппликацию «Звездное небо»)
4. - Ребята, а кто летит в ракете?
- Кто такие космонавты?
- Каким должен быть космонавт?
- Сегодня наш круг необычный. Он праздничный. Каждый год весной в апреле наша страна отмечает праздник – День Космонавтики. Этот день отмечается 12 апреля.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только тогда, когда человек смог побывать в космосе. Люди долго думали над тем, как построить космический корабль. Люди мечтали узнать небо. И вот люди создали космический корабль.
(На экране проектора – космический корабль).
- Как вы думаете кто первым полетел в космос?
Еще до полета человек в космос отправили собак: Белку и Стрелку.
(Демонстрация фильма о полете «Белки» и «Стрелки» - первых собак – космонавтов)
- Как звали человека, который первым полетел в космос?
Первым человеком, покорившим просторы Вселенной, стал Юрий Алексеевич Гагарин. (Показ портрета Ю. А. Гагарина)
12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил первый космический полет, облетев земной шар за 108 минут.
Показ фильма с первым полетом Юрия Гагарина.
5. Динамическая пауза «Кто быстрее соберет звезды»
На полу рассыпаны звезды. Выбираются игроки дети, которые должны собрать как можно больше звезд за время, пока остальные считают до 10. После дети считают звезды и определяют, у какого из игроков их оказалось больше. Победитель награждается медалькой.
Может быть в будущем и кто-то из вас, ребята, станет космонавтом, и совершит настоящее космическое путешествие к звездам.
Дети выходят в развивающую среду на работу с Монтессори – материалами.
Занятие VI. Кого можно увидеть на небе?
(созвездие Лебедь)
Цели:
- учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами,
- продолжать вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
Оборудование:
- игрушка Гном.
- сундучок со звездами
- сообщение ребенка о созвездии Лебедь
Ход занятия:
1. Традиционное приветствие.
2. Ребята, сегодня мы полетим к гному Астроному, он приготовил для нас сюрприз.
(Имитируем полет).
Гном встречает детей, раздает каждому по звездочке. Обращаем внимание на то, что звезды разные.
3. Дидактическая игра «Желтые (синие и т. д.) звезды летите ко мне»
Задания для ребят: Посчитайте, сколько оранжевых (красных) звезд? Сколько всего звезд? Приходим к выводу о том, что звезд на небе очень много.
Дети 3-4 лет выходят на работу в развивающей среде.
4. Педагог раскладывает несколько звезд, в какую либо геометрическую фигуру и говорит о том, что звезды, которые находятся близко друг к другу собираются в фигуры - созвездия.
-У нас тоже получилось созвездие, мы можем его назвать.
(Дети предлагают названия созвездиям в соответствии с геометрическими фигурами, которые из них получились)
На самом деле давным–давно люди наблюдали за звездным небом и заметили, скопления звезд, которые и назвали созвездиями. Каждое созвездие напоминало им какого-нибудь животного или героя из мифов (древних сказок). Так у каждого созвездия появилось свое название.
Давайте послушаем, что нам расскажет гном :
Звезд так много, что в них ни за что не разберешься! Вот поэтому, чтобы разобраться в звездах, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким дали имена.
На небе есть созвездия Льва, Дракона, Лебедя, Кита, Орла.
Дети с гномом рассматривают созвездия и сравнивают их по величине.
5. Физминутка:
Всем ребятам на потеху
Запускаем мы ракету:
Пять, четыре, три, два, один,
И ракета полетит.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова запускать!
Выступление ребёнка о созвездии Лебедь (можно взять любое – по желанию, приготовленное дома совместно с родителями.
Рассматриваем картинки с изображением созвездия, беседуем о нем.
Дети выходят в развивающую среду на работу с Монтессори – материалами.
Занятие VII. Кого можно увидеть на небе?
(Созвездие Лев)
Цели:
- закреплять представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике,
- учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов
Оборудование:
- конверт с наклеенными созвездиями – геометрическими фигурами
- треугольник, круг, квадрат по размеру созвездий
- игрушка гном
Ход занятия:
1. Традиционное приветствие.
2. - Сегодня гном Астроном предлагает нам продолжить путешествие в царство звезд. Для путешествия нам понадобится звездолет. У нас имеются только его части, но если удастся их правильно собрать, мы полетим на нем.
Игра «Собери звездолет из частей» (конструирование из геометрических фигур)
Внимание! Приготовиться к полету!
3. Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять –
Тебе в космос улетать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли в космос погулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Нам ракету запускать.
Кто к полету опоздал,
Тот в ракету не попал!
Дети 3-4 лет приступают к аппликации «Звездолет». После работы звездолеты приклеиваются к звездному небу.
4. Под звуки музыки дети дети двигаются по классу. При условном сигнале занимают свои места на ковре.
• Первая остановка - Планета Загадок.
Здесь нужно будет постараться. Вот уже мы видим какой-то конверт. Узнаем, что в нем.
В конверте на листах черного цвета созвездия – фигуры и задание: найти такие же геометрические фигуры.
• Летим дальше. Планета Звездная.
Ребята, а куда подевался гном Астроном. Нужно его найти. Перед вами геометрические фигуры и фигурка гнома. Один из вас прячет кружочек и называет второму игроку признаки геометрической фигуры, под которой спрятан гном (цвет, размер, форма). Если второй игрок нашел гномика, его очередь прятать.
5. - А вот и гном Астроном. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Нас ждет царство звезд.
Выступление ребёнка о созвездии Лев (можно взять любое – по желанию, приготовленное дома совместно с родителями.
Беседа по сообщению.
Дети выходят в развивающую среду на работу с Монтессори – материалами.
Занятие VIII. Кого можно увидеть на небе?
(Созвездие Овен)
Цели:
- помогать употреблять в речи слова – антонимы (чистый – грязный, светло – темно);
- развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание;
- учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части
Оборудование:
- мяч
- игрушка гном
- ссобщение ребенка о созвездии
Ход занятия:
1. Традиционное приветствие.
2. - Сегодня Андрей расскажет вам, о созвездии Овен, под которым он родился.
Заслушивается сообщение ребенка о созвездии. Беседа по сообщению.
3. Словесная игра (с мячом) «Скажи наоборот».
Воспитатель катает мяч каждому из игроков с проговариванием фраз «Я – горячий, а ты - …». Ребенок должен назвать противоположное слово (холодный). И так далее со всеми детьми.
4. Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять –
Тебе в космос улетать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли в космос погулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Нам ракету запускать.
Кто к полету опоздал,
Тот в ракету не попал!
5. - Сейчас я расскажу сказку о серебристом барашке.
Серебристый Барашек появился однажды в Тетеревином Гнезде. Он с любопытством все разглядывал, часто-часто моргал глазами и удивлялся тому, что происходило вокруг.
Жители Тетеревиного Гнезда с интересом смотрели на барашка, на его серебристые кудряшки.
Прошла осень. Наступила зима. Жители Тетеревиного Гнезда привыкли к тому, что в их лесу поселился Серебристый Барашек.
С каждым днем становилось все холоднее и холоднее, а снег все не выпадал.
Все жители Тетеревиного Гнезда испугались: как же будут они зимой без снега.
Вдруг звон серебряного колокольчика стал разливаться по всему Тетеревиному Гнезду. Серебристый барашек суетливо бегал от одного дерева к другому, с тревогой смотрел на Брусничный холм, на зайчат, на снегирей и синичек.
Наступила ночь. Серебристый Барашек с надеждой смотрел в звездное небо. Колокольчик звенел и пел свою песенку.
Снег! Мой снег!
Ты нужен для всех:
Для деревьев и кустов,
И для заячьих хвостов.
Для брусничных холмов
И медвежьих домов.
Барашек вдруг увидел на небе свое созвездие – созвездие Овна, и его колокольчик зазвенел ещё сильнее. Серебристые лучи каждой из звездочек коснулись земли и пошел снег. Мягкий, пушистый он падал медленно и красиво.
Все жители Тетеревиного Гнезда выбежали из своих домиков и смотрели вверх. И пока колокольчик пел свою песенку, снег все падал и падал…
Наутро все Тетеревиное Гнездо было засыпано снегом. Серебристый барашек исчез. Но почти каждый вечер на небе все могли видеть созвездие Овна, которое напоминало жителям леса о добром Серебристом Барашке.
6. Беседа по сказке о возникновении созвездия Овна.
7. Игра «Прохлопай слова».
Слова: зве-зда,
га-ла-к-ти-ка,
мо-ло-ко,
не-бо,
се-ре-бро,
ба-ра-шек.
8. Сегодня гном Астроном дает вам домашнее задание. Взгляните на ночное небо. И вы увидите созвездие Овна.
Дети выходят в развивающую среду на работу с Монтессори – материалами.
Занятие IX. Солнышкина семья.
Цели:
- помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.
- продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении,
- учить составлять слова из слогов
- дать первоначальное представление о Солнце и планетах Солнечной системы, а также о значении Солнца для человека.
Оборудование:
- красно – синие штанги
- 9 мячей
- свеча в стакане
- карточки со словами: И птицы, звери, пищу, добывают; весело, дети, и дружно, играют.
- карточки со слогами: ЛУ, НА, ВЕ, НЕ, РА, НЕП, ТУН, ПЛА, НЕ, ТЫ.
Ход занятия:
1. Традиционное приветствие в кругу.
2.- Зравствуй гном Астроном. Куда полетим сегодня?
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в планетарий, где вы увидите много нового и интересного. Но прежде, как всегда, надо хорошо подготовиться к полету.
3. Физминутка:
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Влево, вправо, вверх и вниз,
Вот летит ракета ввысь.
Полетали, покружились
На планете приземлились.
А теперь в полет! Заходи в самолет.
Мы на нем полетим.
На планеты поглядим.
4. - Как называется ближайшая к нашей планете звезда? (Солнце).
- А без солнца можно жить? (Нет. Потому что будет холодно, темно. А теперь посмотрите на коврик. (В центре – свеча, от нее расходятся штанги от 1 до 10, показывающие разное расстояние планет от Солнца).
У Солнца есть 9 братьев и сестер. Это ПЛАНЕТЫ. Солнце дает им свет и согревает их. Ведь во Вселенной, где живет Солнышкина семья, так холодно и темно!
Посмотрите: Солнце (зажигается свеча в стакане) обогревает все планеты по-разному, потому что они находятся на разном расстоянии от него.
Первый от Солнца – Меркурий. Меркурий – это самая маленькая, самая близкая и поэтому самая жаркая планета. (Один из детей выбирает самый маленький мяч и прикладывает его к штанге 1).
Вторая от Солнца – Венера. Она находится дальше, чем Меркурий. Венера – самая яркая планете. (второй ребенок находит мяч побольше и прикладывает к штанге 2)
Третья планета – самая особенная, это наша Земля. Земля – единственная из планет, на которой есть жизнь (зеленый мяч к штанге 3)
Четвертая планета – Марс. Её называют красной планетой, потому что там очень много железа. (красный мяч к штанге 4)
Пятая планета – Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы. (Выбрать самый большой мяч и приложить к штанге 5)
Шестая – Сатурн. Он славится тем, что имеет много колец. (Выбрать мяч с полосками посередине и приложить к штанге 6).
Седьмая планета от Солнца – Уран. Это первая планета, которую открыли с помощью специального прибора – телескопа. (Мяч к штанге 7).
Восьмая планета – Нептун. Нептун – брат-близнец Урана. (Мяч к штанге 8).
Самая дальняя от Солнца планета, девятая – Плутон. (Последний мяч приложить к штанге 9).
5. - Вот она – Солнышкина семья. Все планеты все время вращаются вокруг Солнца по своим дорожкам, а также крутятся сами. Давайте и мы попробуем также.
Динамическая пауза «Движение планет»
(Выбираем ребенка – Солнце. Ставим его в центр круга. Остальные – 9 «планет» располагаем на разном расстоянии. Под спокойную музыку дети двигаются по своим «орбитам» и вращаются вокруг своей оси).
Дети 3-4 лет начинают работу в развивающей Монтессори-среде.
6. - Ребята, поблагодарим гнома Астронома за интересное путешествие и нам пора возвращаться домой. А чтобы вернуться, нужно выполнить задания:
• Перед вами картинка. Что на ней изображено?
- Цветок.
Что делает цветок?
- Цветок распускается.
Цветок какой?
- Маленький, красивый.
Где находится цветок?
- На клумбе.
Скажите все одним предложением: «На клумбе распускается красивый цветок».
7. Пальчиковая игра. Ночь. Цветок спит, закрыв лепестки. Встаёт солнце. Оно освещает всё кругом. Цветок просыпается и распускает свои лепестки потому что солнышко светит ярко, оно согревает цветок своими теплыми лучами.
• 2. Разложите карточки в правильном порядке.
( На карточках слова: И птицы, звери, пищу, добывают; весело, дети, и дружно, играют.)
3. ИГРА «СОБЕРИ СЛОВА»
Дети выходят в развивающую среду на работу с Монтессори – материалами.
Занятие X. Игра – путешествие
«Знатоки космических просторов»
Цели:
- продолжать работать по обогащению бытового, природоведческого словаря детей;
- развивать умение различать на слух и произносить все звуки родного языка;
- развивать органы чувств (зрение, слух);
- закреплять знание эталонов (форма, цвет);
- закреплять умение правильно обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп;
- закрепление ориентировки в днях недели;
- формировать умение договариваться, помогать друг другу, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща
Оборудование:
- «Геометрический комод»,
- «Шершавый алфавит»,
- «Большой подвижный алфавит»,
- наборы цифр(1-9,
- цветные полоски бумаги,
- модули,
- пластилин,
- листы с предложениями о созвездиях,
- Презентация «созвездия»,
- медали «Знатокам космических просторов».
Ход игры:
I. «Конкурс капитанов»
Капитанам команд предлагается ответить на вопросы, поднимая карточку с цифрой, соответствующей варианту ответа.
1. Что такое звезда?
• Шар
• Призма
• Пирамида
2. Солнце – звезда:
• Карлик
• Гигант
• Сверх гигант
3. Созвездие – это…
• Скопление звёзд, образующее фигуру
• Определённые участки звёздного неба
4. Астероиды – это
• Звёзды
• Малые планеты
• Крупные небесные тела
5. Вселенная – это
• Небесные тела
• Космическое пространство и всё, что его окружает
• Земля и другие планеты
6. Сколько звёзд в созвездии Большой Медведицы?
7. Сколько планет в солнечной системе
II. Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам ракету запускать
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли в космос погулять
Раз, два, три, четыре, пять
Тебе в космос улетать
Кто к полёту опоздал
Тот в ракету не попал
III. Вопрос: Чего больше скопление звёзд в созвездии Большой Медведицы или планет в солнечной системе? Чего меньше?
IV. Вопрос: Какая сила существует в космосе и во всём мире?
Командам предлагается собрать слово ПРИТЯЖЕНИЕ и АСТРОНОМИЯ и поделить их на слоги.
V. Упражнение «Как меняется небо при подъёме вверх?»
(Разложить полоски разного цвета)
VI. Игра со звуками
Воспитатель выкладывает по одной букве, а дети должны определив звук присесть, если гласный и хлопнуть в ладоши, если согласный, в конце прочитать полученное слово. (Луна, Овен)
VII. Дидактическое упражнение «Узнай по описанию»
Каждой команде выкладывают по три геометрические фигуры, к которым прикреплены листочки с описанием созвездия, которое необходимо угадать.
VIII. Подведение итогов и вручение медалей.