Юлия Провадкина
Проект «В детский сад с радостью!»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы и исполнители проекта: Провадкина Ю. В. -педагог-психолог,
Глушкова Т. В. -воспитатель, Дрон Е. В. -воспитатель.
Продолжительность проекта: 2 месяца.
География проекта: МКДОУ "Улыбка" г. Бородино 1 младшие группы.
Описание проекта 1. Описание проблемы, на решение которой направлен проект
Публикация «Проект „В детский сад с радостью!“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Анализ адаптации детей раннего возраста к ДОУ за последние три года, наблюдения педагога-психолога и педагогов групп раннего возраста позволяют сделать заключение об увеличении количества детей из числа вновь прибывающих с трудностями (а зачастую и с нарушениями) развития познавательной и эмоциональной сферы, двигательной расторможенностью, возбудимостью. Таким детям труднее всего привыкать к ДОУ, так как изначально неблагополучное нервно-психическое развитие усугубляет и без того сложный процесс адаптации. Все чаще между родителями и детьми наблюдается эмоциональное отчуждение. Сверхзанятость (а возможно неправильная расстановка жизненных приоритетов) родителей приводит к игнорированию важных потребностей ребенка: в любви и внимании. Маленький ребенок находится в ситуации "один на один" со своими проблемами.
За прошедший период педагогами и психологом прилагались усилия по облегчению процесса адаптации как в непосредственном взаимодействии педагогов с детьми, так и с помощью психолого-педагогического просвещения родителей. Ежегодно разрабатывался план адаптационных мероприятий. Этой работы оказалось недостаточно, поскольку при снижении процента детей с тяжелой степенью адаптации дети с легкой степенью по-прежнему составляли наименьший процент. Кроме того, была отмечена пассивность родителей в соблюдении психолого-педагогических рекомендаций. Некоторые родители неохотно шли на контакт с педагогами и настороженно с психологом.
В связи с этим психологом и педагогами групп младшего возраста было принято решение о поиске путей привлечения родителей к более тесному и плодотворному взаимодействию с педагогами группы и собственными детьми в адаптационный период.
2. Цель и задачи проектаЦель проекта - облегчение процесса адаптации вновь прибывших детей к ДОУ во взаимодействии с родителями.
Задачи:
1. Разработать совместные занятия для детей и родителей, способствующие снятию психоэмоционального напряжения у ребенка и мамы, снижению уровня страха разлуки, развивающие познавательные способности у детей, позволяющие обучить родителей способам взаимодействия с малышом в условиях семьи, позволяющие родителям и детям избавиться от коммуникативных барьеров в общении с педагогами группы.
2. Привлечь родителей к участию в совместных с детьми занятиях в вечернее время.
3. Оценить эффективность организованной совместной деятельности детей и родителей с помощью анализа адаптационных карт детей, анкетирования родителей и их отзывов о занятиях.
3. Что было сделано в ходе проекта
- Разработаны и оформлены пять совместных занятий для детей раннего возраста (2-3 года)и их родителей, подготовлены раздаточные материалы и атрибуты.
- В первых младших группах ДОУ размещены объявления для родителей вновь прибывших детей. Педагоги групп дополнительно информировали и приглашали каждую семью.
- Организованы и проведены десять совместных занятий (по пять на каждой группе).
- Проведен анализ эффективности совместных занятий.
- Подведены итоги проекта, намечены пути дальнейшей работы.
4. Целевая группа
Проект был рассчитан на родителей, дети которых начали посещать первые младшие группы в детском саду "Улыбка". Для участия в занятиях были привлечены более 15 семей.
Анализ результатов проекта
Исходя из данных адаптационных карт детей, можно заключить, что процесс адаптации прошел благоприятно: у 67% детей - легкая степень адаптации, 33% - средняя степень, тяжелой формы не выявлено.
Данные анкетирования родителей показали, что 60% детей с радостью идут в детский сад, 33% - иногда не хотят идти, 7% - часто отказываются. Взаимоотношения с педагогами благополучно складываются у 100% детей.
Мнение родителей о влиянии отношений между родителями и детьми на процесс адаптации у 93% склонилось к важности благополучия семейных взаимоотношений, его облегчающее воздействие на жизнь ребенка в детском саду. 7% считают, что семейные взаимоотношения не оказывают прямого влияния на процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Результаты отзывов родителей о совместных с детьми занятиях гласят об их пользе для развития детей, о возможности родителей творить вместе с ребенком, что способствует духовному сближению. Многие родители заново учились играть, узнавали о том, чем и как можно занять ребенка дома с пользой для его здоровья и развития.
Педагоги заметили большую открытость родителей, отсутствие барьеров в общении, внимательность к потребностям и желаниям своего ребенка. Поскольку настрой родителей был преимущественно доброжелательным, дети легче расставались с ними по утрам, воспринимали педагога более позитивно.
Все полученные данные позволяют сделать заключение об успешности реализованного проекта. Задачи проекта выполнены, цель достигнута.