Иванова Маргарита Сергеевна
Проект «В детский сад без слез» с элементами песочной арт-терапии в первой младшей группе кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.
Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
Публикация «Проект „В детский сад без слез“ с элементами песочной арт-терапии в первой младшей группе кратковременного пребывания» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный (2 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость
Ожидаемые результаты реализации проекта :
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.
Аннотация
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.
Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.
Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает :
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Изучив методическую литературу для родителей и педагогов по теме «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с «1» августа 2019г. по «31» сентября 2019г.
№ п/п Этапы Содержание работы
1. Организационный этап 1. Создание базы данных о будущих воспитанниках (социальный паспорт детей и их родителей);
2. Родительское собрание по теме «В детский сад без слез»;
3. Мероприятия, проводимые в период адаптации;
4. Накопление информации и материалов;
- картотека игр с песком: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т. д.
- консультация для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;
- оформление адаптационных листов на каждого ребенка.
2. Основной этап Основной этап реализует тематические темы недели:
август
1.«Игры с воздушными шарами»
2.«Мастера мяча»
3.«Насекомые»
4.«Игры с водой»
сентябрь
1. «Кукла Маша идет в детский сад»
2. «Игры-забавы»
3. «Осенние забавы»
4. «Весёлые мячи»
3. Заключительный этап 1. подведение итогов;
2. разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);
3. анкетирование родителей (итоги адаптации).
План реализации проекта на адаптационный период
Неделя Цикл игровых комплексов День недели Тема игрового комплекса Содержание наполнения образовательной деятельности в разных образовательных областях
Август
1 неделя Игры с воздушными шарами (О. Е. Белова стр 11-20) понедельник Вот какие шарики «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
вторник Непослушные шары
Среда Шарик на веревочке
Четверг Воздушный букет
пятница Потанцуем с шариками
2 неделя Мастера мяч
(О. Е. Белова стр 20-30) понедельник Мой веселый звонкий мяч «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
вторник Необыкновенный мяч
среда Ай да мячик!
четверг Рассмешим мячик
пятница Мы дружные ребята
3 неделя Насекомые
(О. Е. Белова стр 30-38) понедельник Божья коровка «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
вторник Весёлый паучок
Среда На цветочках бабочки сидят
Четверг Кузнечики
пятница Голубая змейка
4 неделя Игры с водой
(О. Е. Белова стр 38-47) понедельник Веселая водичка «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
вторник Золотые рыбки плавают в водичке
Среда Маленькие рыболовы
четверг Котик на рыбалке
пятница Ловим рыбок удочкой
В течении месяца Н. В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» стр. 54-59 Сенсорные игры с кинетическим песком
Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
Неделя Цикл игровых комплексов День недели Тема игрового комплекса Содержание наполнения образовательной деятельности в разных образовательных областях
сентябрь
1неделя Кукла Маша играет с детьми (О. Е. Белова стр 47-58) понедельник Кукла Маша идет в детский сад «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
вторник Кукла Маша встречает ребят
Среда Кукла Маша с ребятами делает зарядку
Четверг Украсим шарик
пятница Шарик нашел себе друга
2неделя Игры -забавы
(О. Е. Белова стр58-68) понедельник Забавный тигрёнок «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
вторник В гостях у заводного мишки
среда Куколка с зеркальцем
четверг Чудесный сундучок
пятница Петрушка в гостях у ребят
3 неделя Осенние забавы
(О. Е. Белова стр 68-77) понедельник Осенние листики «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»
вторник Осень на дворе
Среда Узор из листьев
Четверг Осенний дождик
пятница Забавные овощи
4 неделя Веселые мячи
(О. Е. Белова стр 77-85)
понедельник Мой веселый звонкий мяч «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие
вторник «Колючие мячи»
Среда Мы вместе играем
четверг Покатаем мяч в ворота
Пятница Потанцуем с мячами
В течении месяца Н. В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной» стр. 59-62 Практические игры
с кинетическим песком Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное»,
«Физическое развитие»
Формы работы по проекту с детьми :
Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:
1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);
2. слушание спокойной музыки
3. игры с кинетическим песком ;
4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Беседы.
Перспективы деятельности к завершению проекта
Накопленный нами интересный опыт по проекту «В детский сад без слёз» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с песком.