Галина Сорокоумова
Проект «Увлекательная страна геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
1. Вид проекта : познавательно-исследовательский.
2. Сроки реализации: краткосрочный (1 месяц).
3. Участники проекта : дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Актуальность проекта :
Программа по формированию и развитию зрительного восприятия включает знакомство детей лишь с основными объёмными и плоскими геометрическими фигурами и совсем не отводится времени для знакомства с другими разновидностями фигур. Тема проекта была выбрана не случайно. Многие дети в группе стали выделять из множества плоских фигур такие, которые были не похожи на квадрат и прямоугольник, треугольник, круг стали интересоваться их названиями. Для того, чтобы поддержать интерес детей, обогатить, углубить и систематизировать их знания об объемных фигурах (шар, куб, цилиндр, конус) была выбрана тема проекта, которая поможет повысить качество усвоения детьми знаний по данной теме, открыть новые закономерности и взаимосвязи в опытах и наблюдениях, повысить познавательный интерес и способность формирования мотива к обучению. Большая практическая значимость подчёркивает важность и актуальность рассматриваемой проблемы. Проект предоставляет возможность проявить на практике знания, умения и творческие способности детей.
Темочки:
Проблема, решаемая при реализации проекта :
На основе любознательности и формировании познавательных действий, в процессе изучения объемных геометрических фигур (куба, шара, цилиндра, конуса) - возник вопрос (проблема) : «Как устроены эти фигуры и как их можно изготовить самостоятельно?»
Цель проекта :
Формировать и расширять представление детей о разновидностях геометрических фигур на плоскости и в пространстве (объемные геометрические фигуры), об их соответствии (куб-квадрат; шар-круг и др.)
Задачи проекта :
- учить сравнивать фигуры, выделяя между ними сходства и различия;
-уточнить представление об объёмных формах и плоских фигурах, совершенствовать умение различать их (шар-круг, кубик-квадрат, кирпичик-
2
прямоугольник, призма-треугольник, соотносить и называть их (выделять по слову) ;
-закрепить умение раскладывать формы на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина) ;
-развивать конструктивные способности, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
-продолжать учить видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму шара, конуса, цилиндра, куба;
-продолжать накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления с объемными геометрическими фигурами;
-формировать умение включаться в разнообразную совместную деятельность; использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем; умение доводить начатое дело до конца; развивать творческий потенциал средствами проектной деятельности;
-развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику при различных видах продуктивной деятельности (аппликации, рисовании, конструировании) ;
-развивать коммуникативные навыки при работе в группах, парах.
Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта, механизмы их реализации) :
Этапы реализации проекта :
• Подготовительный этап;
• Практический этап;
• Заключительный этап.
Подготовительный этап
В ходе реализации данного этапа происходит накопление информационной базы по теме через:
-информационно-методическое обеспечение (подбор методической литературы; составление плана реализации проекта, составление конспектов по ознакомлению детей с объемными геометрическими фигурами) ;
- обогащение предметно-развивающей среды (изготовление раздаточного материала, подбор иллюстративного материала, оборудования, наглядных пособий (театра геометрических фигур, подбор материала для подготовки к занятиям (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.)
3
Практический этап
Направлен на реализацию проекта. Распределение материала предполагает проведение занятий по ФЭМП и конструированию, развитию зрительного и тактильно-двигательного восприятия по изучению материала, в совместной и самостоятельной деятельности в течении дня 2-3 раза в неделю. Обогащение предметно-развивающей среды математической зоны средней группы. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Деятельность педагога:
• Информационно-методическое обеспечение (подбор методической литературы; составление плана реализации проекта, составление конспектов по ознакомлению детей с объемными геометрическими фигурами) ; пополнение развивающей среды;
• Путем самостоятельной продуктивной деятельности детей привести их к пониманию, что все объемные фигуры состоят из уже хорошо знакомых геометрических фигур : квадрата, треугольника, круга и т. д.);
• Заучивание стихов; разгадывание загадок; изготовление поделок из различных материалов; лепка; конструирование из крупного строительного материала; сюжетно-ролевые игры и физкультминутки - все это формирует математические представления, помогает детям овладеть способами и приемами познания окружающей действительности.
Деятельность родителей:
-оказание помощи в изготовлении альбома «Дружба геометрических фигур»;
-оказание помощи в организации выставки «Парад геометрических фигур»;
-оказание помощи в создании геометрического театра - это напольный конструктор оформленный под куклы;
- оказание помощи в создании макетов объемных фигур ;
-участие в итоговом мероприятии – «Математическая сказка для детей среднего возраста «Спор геометрических фигур»» (с использованием театра геометрических фигур и макетов объемных геометрических фигур).
Заключительный этап
• Создание альбома «Дружба геометрических фигур», изготовление поделок для выставки «Парад геометрических фигур»;
4
• Создание геометрического театра - это напольный конструктор оформленный под куклы;
• Создание макетов объемных фигур из плоскостных геометрических фигур.
Итоговое мероприятие : Математическая сказка для детей среднего возраста «Спор геометрических фигур» (с использованием театра геометрических фигур и макетов объемных геометрических фигур)
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта дети овладеют следующими знаниями и навыками:
• освоят объемные геометрические фигуры;
• научатся сравнивать объемные фигуры, выделять между ними сходство и отличие;
• научатся устанавливать взаимосвязь между плоскими и объемными геометрическими фигурами;
• обогатят словарь математическими терминами;
• научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности);
Родители:
• смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Полученные результаты:
• играя с различными видами конструкторов, дети научились отличать объёмные детали от плоских, сравнивать их, находить сходство и различие;
• речь детей обогатилась математическими терминами;
• родители научились использовать полученные знания дома в совместной деятельности со своими детьми;
• математическая зона в группе в ходе проекта обогатилась геометрическим театром, альбомом: «Дружба геометрических фигур»,
5
поделками к выставке «Парад геометрических фигур», макетами объёмных геометрических фигур;
• проведено итоговое мероприятие- математическая сказка «Спор геометрических фигур» (с использованием театра геометрических фигур и макетов объёмных геометрических фигур).
6
Список используемой литературы:
-ПОП «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2014;
-Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», М., Мозаика-Синтез, 2014;
-И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет) М., Мозаика-Синтез, 2014;
- Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004.
-Михайлова, З. А. Игровые занимательные задания для дошкольников – М., 1985.
-Интернет-ресурсы: https://community.livejournal.com/kid_home_lib/15852.html; https://www.akl.ru/skazki.htm; https://www.fairytale-mylove.narod.ru/mat/mat2.htm