Кутьина Наталия
Проект «Унылая пора, очей очарование»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: воспитатели Балицкая О. В., Кутьина Н. Б.
Актуальность:
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре.
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
Публикация «Проект „Унылая пора, очей очарование“» размещена в разделах
Цель:
Расширение представлений детей о деревьях как представителей флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы, обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью.
Задачи:
- Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Деревья и кустарники осенью», составление описательных рассказов о деревьях, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.
- Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, воспитания гуманного отношения к природе и закладывать основы экологической культуры личности.
- Закрепление названий деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки.
- Учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.)
- Развитие семейного творчества и сотрудничества.
- Познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
- Формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители и педагоги.
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
- Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
В ходе проекта у детей сложился чёткий образ осени, как времени года, узнали приметы осени, народные приметы, выучили названия осенних месяцев; поговорки; у детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за её изменениями; оформили первые дневники наблюдения; создали свои первые творческие работы; прошла выставка детских рисунков по теме: Что нам осень подарила?», сделали книжки самоделки с детскими рисунками, подобрали стихи к рисункам и выучили некоторые из них. Прошел поход в осенний парк, где каждый специалист детского сада показал осень с разной стороны. Прошел праздник осени, совместные посиделки с родителями, где дети вместе с мамами готовили блюда из овощей и фруктов. Прошла выставка поделок из природного материала. Существенно пополнили словарный запас.
Вид проекта:
по количеству участников:
коллективный (дети, воспитатели, мамы и бабушки детей)
по времени реализации:
краткосрочный (с 20 сентября по 30 ноября 2016 года)
по видам деятельности:
творческий практико-ориентированный, информационный.
I этап. Подготовительный:
Включает в себя подбор дидактического и сенсорного материала, музыки. Подбор иллюстраций с осенними пейзажами, подбор художественной литературы по теме «Здравствуй, осень золотая», Подбор музыки на осенние мотивы.
II этап проекта. Практический:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
- Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», Игра с мячом «Съедобное - не съедобное»
- Совместное украшение группы к осеннему празднику.
- Сбор природного материала на прогулке.
- Сбор гербария.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление с природой:
- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;
«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;
- экскурсия в осенний парк.
«Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.
Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи».
Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.
Конструирование: «Грибок» (из бумаги, «Осенний ковер» (природный материал).
Изготовление лепбука "Осень золотая".
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени.
Музыкальная сказка «Репка»
Образовательная область «Речевое развитие»
Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувин "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек». Чтение рассказов и сказок по данной теме: Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень», М. Пришвин «Листопад», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге».
Чтение народных песенок, сказок, «Вершки и корешки».
Чтение произведений русских поэтов об осени Пушкина, Бальмонта «Овощи», А. А. Форощук Н. Е. Форощук Н. Е. «Растения осенью», «Птицы осенью», «Звери осенью», «Домашние животные осенью», «Труд людей осенью»
Художник-Осень. Г. Скребицкий, Ушинский «Четыре желания»
Образовательная область «Физическое развитие»
- совершенствовать технику основных видов движений и спортивных упражнений
- обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать.
- формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры.
Работа с семьей:
Предложить родителям составление гербария из осенних листьев, подобрать иллюстраций, открытки, фото, загадки, поговорки об осени. Предложить родителям организовать выставку поделок из природного материала.
Дать рекомендации по темам:
- «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья» (экскурсия в осенний сад, в городской парк, сквер, в лес).
«Как одеть ребенка осенью на прогулку?»
III этап. Подведение итогов реализации проекта:
Создание лепбука "Осень золотая"
Список используемой литературы
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
2. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М. : Книголюб, 2004
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008
4. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,2009
5. Колесникова Е. В. «Математика для детей 4-5 лет».
6. Колесникова Е. В. Математические прописи для детей 4-5 лет. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2011
7. Колесникова Е. В. Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2010