Вероника Олина
Проект «Умные и добрые сказки В. Г Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы. Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Публикация «Проект „Умные и добрые сказки В, Г Сутеева“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сутеев В.Г.
- Сутеев В.Г. Проекты
- Темочки
Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.
Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник и писатель, кинорежиссёр и сценарист.
Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: всё, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий запоминающийся образ.
Вырос ли хоть один малыш без картинок В. Сутеева? Небо там голубое, трава зелёная, цыплёнок жёлтый, котята белые, чёрные, серые, а персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие. Художник хотел, чтобы ребёнок рос среди шуток и веселья, «тогда и трудиться будет легче».
Искусство В. Г. Сутеева обращено самым маленьким читателям- зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремлённо, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. И он будет актуален всегда.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению, любовь к сказкам был разработан этот проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства.
Цель проекта :
-познакомить детей средней группы с творчеством советского художника, писателя, кинорежиссёра и сценариста В. Г. Сутеева;
-формирование у детей познавательных интересов и стремление к преобразовательной деятельности.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с его изобразительной манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.
2. Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании передавать воспринятые графические образы животных.
3. Формировать основы читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему)
Развивающие:
1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения.
2. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение;
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.
2. Воспитывать нравственные качества, через анализ содержания произведений В. Сутеева
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста (группа «Ручеек», их родители, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 лет
Длительность проекта : краткосрочный (с18.03 по 21.03.2019г.)
Оборудование: Декорация полянки, фонограмма шум дождя, грома, у каждого героя свое музыкальное сопровождение.
Маски: муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца, лисы, лягушки, шляпа для гриба. Книги В. Сутеева для выставки, портрет В. Сутеева, презентация PowerPoint. Детские рисунки для оформления выставки «В мире сказок В. Г. Сутеева». Пластилин, грибочки – заготовки. Ноутбук.
Словарная работа: иллюстрация, художник, писатель, мультипликатор, артисты, зрители.
Реализация проекта предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-целенаправленности процесса воспитания;
-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно - ориентированного подхода;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей;
-доступности;
-системности и последовательности.
Ожидаемый результат: В ходе реализации данного проекта дети получили уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, взаимной выручки, дружбы. Ведь главной темой произведения «Под грибом» являются коллективные отношения, умение дружить, вовремя оказать помощь. «В тесноте, да не в обиде» - так определяет автор нравственный смысл сказки, обращаясь к известной русской пословице. Символично то, что места всем хватило "Гриб-то от дождя вырос и вместил всех". В процессе к подготовке и показу спектаклей дети почувствовали себя уверенными, раскрепощенными, способными выступать на сцене. Каждый ребенок сумел передать образ и характер своего героя, проявил индивидуальные творческие способности.
Содержание проекта «Умные и добрые сказки В. Г Сутеева»
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
Постановка проблемы, обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной теме проекта.
Подбор иллюстративного материала;
Чтение произведений В. Г. Сутеева;
Оформление консультации для родителей;
Разработка конспекта развлечения по теме;
Сотрудничество с детской библиотекой.
II этап – основной (практический)
Выбор темы;
определение цели и задач проекта, отбор источников информации;
разработка последовательности технологических процессов;
тематическое оформление групповой комнаты;
выбор произведений В. Г. Сутеева для знакомства с ними детей;
подбор иллюстративного материала к сказкам В. Г. Сутеева;
дополнение книжного уголка книгами В. Г. Сутеева; репродукциями портрета писателя;
изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Мои любимые сказки», изготовление атрибутов для драматизации;
подбор рекомендаций для родителей.
Беседы о творчестве В. Г. Сутеева как художника-иллюстратора;
Беседы по содержанию сказок В. Г. Сутеева;
Д / и: «Закодируй героев сказки»
Д / и: «Что сначала, что потом»
Игра по сказке «Капризная кошка», «Под грибом»
Совместное изготовление детьми и родителями атрибуты по сказкам В. Г. Сутеева;
Разучивание ролей для драматизации сказки В. Г. Сутеева;
Драматизация сказки «Под грибом»;
Организованная образовательная деятельность по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Прослушивание аудио-сказки «Мешок яблок»;
Оформление консультаций для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Значение пересказа в развитии ребенка».
III этап – заключительный
Презентация проекта «Умные и добрые сказки В. Г Сутеева».
Итоговое мероприятие: Драматизация сказки «Под грибом»
Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта, творческая и продуктивная деятельность.
Перспективный план подготовки к проекту
Образовательные области Формы и методы работы с детьми
Развитие речи Чтение сказок В. Г. Сутеева : «Кто сказал «Мяу»?; «Капризная кошка»; «Терем-теремок»; «Цыпл нок и ут нок»; «Три котенка»;
Просмотр мультфильмов по сказкам В. Г. Сутеева; Дидактические игры «Назови ласково героев сказки», «Доскажи словечко», «Из какой сказки гости?», «Помоги героям сказки»
ООД «Кот нок, который забыл, как просить есть», «Под грибом», «Гриб» (лепка); «Иллюстрации к сказке «Под грибом»» (рисование); «Занятие-игра по сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу!», «Литературная викторина по сказкам В. Г. Сутеева»
Познавательное развитие Познавательные беседы о книгах автора, его биографии
Рассматривание иллюстраций к книгам, репродукции портрета писателя, дидактические игры «Назови ласково героев сказки», «Доскажи словечко», «Из какой сказки гости?», «Помоги героям сказки»
Художественно-эстетическое развитие Изготовление атрибутов для инсценирования сказки : маски, костюмы
Рассматривание иллюстрации, аппликация «Гриб», рисование «Иллюстрация к сказке «Под грибом», лепка «Мои любимые герои»
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций, книг В. Сутеева; Раскрашивание героев сказок в раскрасках; сюжетно-ролевая игра «Театр», «Утёнок и цыпленок».
Работа с родителями
Привлечение родителей к пополнению атрибутов к сказке «Под грибом»
Беседы с родителями о важности данной проблемы
Оформление книжек-малышек по любимым сказкам «Мои любимые сказки»
Консультации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Книжка с картинками» (советы по работе с книгой), «В мире сказок В. Г. Сутеева»
Беседы с родителями: «Какие сказки читать детям». Создание костюмов к театрализованной деятельности Создание настольного театра
Результат проекта :
Дети знают произведения писателя В. Г. Сутеева, умеют анализировать явления, события, поступки героев, аргументировано их оценивать, воспроизводить содержание знакомых произведений, пользоваться средствами художественной выразительности, передавать свои впечатления от прочитанного и услышанного в других видах деятельности; умеют определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Приобретены навыки бережного, созидательного отношения к книгам. Владимир Сутеев был раскрыт для детей как талантливейший человек, который жил и создавал иллюстрированные книги для детей. Нельзя, чтобы он и его творчество было забыто.
Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности
позволил сделать следующие выводы:
-Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
-Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к книгам.
- Участие в совместной творческой деятельности по изготовлению книжек-малышек и атрибутов к сказке позволило сблизить детей и их родителей.
Таким образом, через сказки дети получили уроки добра, сострадания, щедрости, ответственности, взаимной выручки, дружбы.
Главной темой произведения «Под грибом» являются коллективные отношения, умение дружить, вовремя оказать помощь. «В тесноте, да не в обиде» - так определяет автор нравственный смысл сказки, обращаясь к известной русской пословице. Символично то, что места всем хватило "Гриб-то от дождя вырос и вместил всех".
В процессе к подготовке и показу спектаклей дети почувствовали себя уверенными, раскрепощенными, способными выступать на сцене. Каждый ребенок сумел передать образ и характер своего героя, проявил индивидуальные творческие способности.