Татьяна Ляпустина
Проект «Умная экосреда»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Умная экосреда».
Направление «Экоинженер – проектировщик»
Проект : среднесрочный, исследовательско – творческий.
Участники проекта
• Дети подготовительной группы 6-7лет;
• Старший воспитатель;
• 2 воспитателя;
• Родители.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Умная экосреда“» размещена в разделах
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными.
Дети подготовительной группы провели исследование и выяснили, что вокруг МАДОУ №25 не благоприятная экосреда : фанерный комбинат, очистные сооружения, в 200 метрах от детского сада бензозаправка и
пришли к выводу о необходимости создания в ДОУ «умной экосреды», которая развивала, положительно влияла на здоровье человека.
Проблема: у детей детского сада нет благоприятной экологической среды, которая способствовала развитию исследовательской деятельности, и несла здоровьесберегающую функцию.
Цель: осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства.
Задачи:
• Создать условия для приобретения навыков экологического проектирования;
• Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое;
• Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;
• Познакомить с правилами поведения в природе;
• Создать условия для путешествий, игр и акций детей в мир экологии;
• Привлечь родителей к созданию комфортной экологической зоны и участию в образовательном процессе.
Объектная область – экология.
Объект– «умная экосреда»
Предмет исследования - технология экологического проектирования.
Гипотеза: Если мы создадим «умную экосреду», то дети будут беречь и охранять окружающую их природу, повысится интерес к исследовательской деятельности и желание познавать новое.
Предполагаемый результат
• Обогащение словаря детей путём введения определённых слов в практику общения, систематизация имеющихся знаний об экологии.
• Появление интереса к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов.
• Умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в экологической среде.
• Повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции.
Срок реализации проекта
Проект рассчитан с января по март
Место реализации – детский сад № 25, г. Тавда.
Основополагающий вопрос: Зачем детям в детском саду нужна экосреда?
Основные направления реализации проекта
Подготовительный этап – Январь.
1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.
2. Провели исследование экосреды в микрорайоне детского сада.
3. Беседа с детьми «Что такое экология?», «Как экология влияет на наше здоровье?»
4. Поход «Экологическая тропа здоровья»
5. Цикл интегрированных занятий: «Как свет, звук шум влияет на экологическую среду», «Юный защитник природы», «Красная книга», «Охрана природы».
6. Викторина загадок и скороговорок «Природа Урала».
7. Создание макетов экозон: зона исследования, зона творчества, зона релаксации, зона игровая, зона досуга, деловая зона, спортивная зона, зеленая зона.
Исследовательский этап – февраль.
Зона исследования
1. Экологически – исследовательская лаборатория «Цветная радуга» (опыты)
2. Создание картотеки цветов,
3. Выставка коллекций камней, гербарий, ракушек, семян,
4. Создание огорода на окне.
5. Создание искусственного водоема.
6. Выяснили как свет, цвет, звук, шум, влажность, температура влияет на экосреду :
- цветы не растут в темноте;
- яркие цвета поднимают настроение;
- спокойная музыка снимает напряжение;
- от шума болит голова;
- большая влажность отрицательно влияет на растения;
- яркое солнце опасно для саженцев;
- некоторые растения любят солнечные лучи, а некоторые тень.
Обобщающий этап – февраль - март.
Зона творчества
1. Игры с кинетическим песком,
2. Поделки из природного материала
3. Фото галерея «Природа Урала»
4. Создание книжек – малышек «Зеленая аптека»
5. Создание макетов для «умной экосреды» (лес, поляна, поле, луг)
6. Создание экологического театра.
7. Театрализованное представление «Экологическая сказка»
8. АРТ-салон: нетрадиционные формы рисования (сухими листьями, веточками, картошкой, свеклой)
Зона релаксации
- музыкатерапия (звуки леса, шум моря, дождя)
- Создание уголка уединения
-Создан фитобар «Здоровячок»
Зона игровая
1. Игра – путешествие «Путешествие по тропе здоровья»
2. Сюжетно – ролевая игра «Бюро экологических услуг», «Лесничий», «Ветеринар».
Зона досуга
1. Познавательный час «В гостях у матушки- природы»
2. Ток – шоу «Экология вокруг нас»
Деловая зона
1. Акция «Берегите, природу!»
2. Родительское собрание «Экологические катастрофы и бедствия»
3. Создание минибиблиотеки «Мир экологии»
4. Выпуск буклетов «Влияние экосреды на здоровье ребенка».
5. Встреча с экологом
Спортивная зона
1. Массаж;
2. самомассаж;
3. дорожка здоровья;
4. дыхательная гимнастика;
5. гимнастика для глаз;
6. Спортивный праздник «Путешествие в лес».
Зеленая зона
1. Оформление зеленой зоны в ДОУ;
2. Оформление живого уголка;
3. Выпуск памяток с описанием комнатных растений
4. Организация занятий «Как правильно ухаживать за растениями»
Презентация – март.
Результат:
1. Закладываются основы познавательно – речевого развития.
2. Воспитывается ответственность за порученное дело.
3. Развивается коммуникабельность.
4. Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.
По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Дети при создании определённых условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса поняли, что нужно беречь и охранять окружающую природу, повысился интерес к исследовательской деятельности и желание познавать новое.
Список литературы:
1. Горькова Л. Г. "Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников"
2. Горбатенко О. Ф. "Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях" Волгоград 2001.
3. Николаева С. Н. "Юный эколог" М., 2003
4. Рыжова Н. А. "Экологическое образование в детском саду" М. ,2001.
5. Черемисина Л. Д. «Основы экологии» М., 2006.
6. Шорыгина Т. А. "Деревья» Книголюб, 2006.
7. Шарыгина Т. А. "Беседы о русском лесе" М. : Сфера,2008.
8. Шарыгина Т. А. "Какие звери в лесу?" М., 2000.
9. Шарыгина Т. А. "Грибы. Какие они?" М. : Гном и Д 2004.
10. Шарыгина Т. А. "Деревья. Какие они?" М. ,2001.
11. Шишкина В. А., М. Н. Дедулевич "Прогулки в природу" М. : Просвещение,2000.