Султанова Алсу
Проект «Умелые пальчики» по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Тема проекта: «Умелые пальчики».
Цель проекта: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта:
Обучающие:
Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Публикация «Проект „Умелые пальчики“ по реализации образовательной области „Познавательное развитие“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
развивать тактильную чувствительность рук;
Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
Создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
Развитие чувства уверенности в себе.
Воспитывающие:
Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Способствовать сплоченности детского коллектива.
Участники проекта: Педагог, дети первой младшей группы, родители
Тип проекта:
по методу – познавательно – игровой, творческий.
по количеству участников – групповой;
по продолжительности – средней продолжительности (4 месяца);
Актуальность темы проекта: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Проблема: У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук: они слабо владеют навыками рисования, лепки, шнуровки, расстегивания и застегивания пуговиц. Какие игровые технологии будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста?
Гипотеза проекта: В результате целенаправленной и системной работы с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательного проекта «Умелые пальчики» возможно, у детей разовьётся мелкая моторика пальцев рук.
Возможные риски проекта и способы их коррекции:
Непонимание родителей важности данной проблемы.
-Индивидуальная беседа о важности общего дела
-Консультация «Делаем вместе с детьми»
Риск потери темпа проекта
Для устранения риска, в проект включены инновационные формы работы с детьми, они представлены в игровой формы. Это стимулирует активность детей
Риск незавершенности
Четко продумываются шаги по достижению цели; тематика из близкого окружения и адекватна возрасту; совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Интеграция образовательных областей
- Познавательное развитие (сенсорное развитие; наблюдения; дидактические игры, познавательно-исследовательская деятельность, беседы)
- Речевое развитие (чтение художественной литературы, загадки, фольклёр)
- Физическое развитие (подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика)
- Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации)
- Социально коммуникативное развитие (игровая деятельность; формирование основ безопасности)
Прогнозируемый результат:
• Развитие конструктивных, познавательных, творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
• Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
• Интеллектуальное развитие детей;
• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды, способствующие развитию мелкой моторики рук.
• Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки (игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами)
• У детей формируется самостоятельность, уверенность в продуктивной деятельности.
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Обеспечение проекта:
Материально – техническое: Пальчиковый театр. Дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы», «мозаики», рамки-вкладыши. Резиновые игрушки, массажные мячики. Прищепки, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы. Материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию).
Учебно-методическое: методическая, художественная и познавательная литература по теме проекта, картотека пальчиковых игр, картотека пальчиковых игр.
Методы работы:
индивидуальный;
групповой;
наглядный;
Продукт проектной деятельности:
Выставки детских работ.
Коллективная работа по проектной деятельности.
Досуг «Умелые пальчики»
Презентация детских игр сотрудникам «Умелые пальчики, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников»
Презентация проекта: Фотоотчет проекта.
Этапы работы над проектом:
I этап - Организационный (1-3 неделя сентября)
Знакомство родителей с идеей проекта.
Подбор методической литературы, детской литературы по теме проекта.
Обновить РППС группы: демонстрационного материала, наглядно – дидактических пособий по теме проекта.
Пополнение РППС группы: демонстрационного материала, наглядно – дидактических пособий по теме проекта.
Консультация для родителей «Тренируем руки - развиваем речь», «Играем пальчиками», «Значение развития мелкой моторики для малышей».
II этап - Основной (октябрь-декабрь)
Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко. Массаж пальцев карандашами. Массаж пальцев массажными мячиками «Это мячик не простой». Массаж кистей и пальцев рук в сухом бассейне. Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики».
Игровая деятельность: Игры с кинетическим песком.
Игровая деятельность: Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять», «Пароход», «Ежик», «Зайка», «Машинка», «Игрушки», «Семья», «Кошки-мышки», «Капустка», «Сорока».
Игровая деятельность:
Д/и «Волшебный мешочек».
Д/и «Собери бусы»
Д/и «Паутина»
Д/и «Светит солнышко» (разложить лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).
Д/и «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).
Познавательно-игровая деятельность:
Настольная игра «Пирамидки»
Настольная игра «Прищепки»
Настольная игра «Шнуровки»
«Угощение для птиц» - сортировка семян.
Настольная игра «Пазлы»
Настольная игра «Собери матрешку»
Игровая деятельность: Пальчиковый театр «Репка»
Игровая деятельность: Упражнения с крупой «Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу», «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы», «Картинки из макарон».
Конструктивно-модельная деятельность: Конструирование «Башня», «Башня из мисочек», «Домик».
Продуктивная деятельность: Рисование солнышка на манной крупе.
Продуктивная деятельность: Пальчиковое рисование «Корм для птичек».
Продуктивная деятельность: Лепка «Вот ежик, ни головы, ни ножек».
Познавательно-исследовательская деятельность: Игры с водой «Достань, что скажу»
III этап - Заключительный (3-4 неделя декабря)
Обобщение результатов подготовленного материала по проекту.
Выставки детских работ.
Коллективная работа по проектной деятельности.
Досуг «Умелые пальчики»
Презентация детских игр сотрудникам «Умелые пальчики, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников»
Этапы реализации проекта:
№
пп Мероприятия Задачи Ответственные Сроки
Реализации проекта
1 этап – подготовительный.
1 Разработка плана реализации проекта. Спланировать работу над проектом по этапам. Воспитатель 1-я неделя сентября
2 Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели, родители 1-2 неделя сентября
3 Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов. Создать методическое обеспечение проекта. Воспитатели 1-2 неделя сентября
4 Пополнение РППС группы: демонстрационного материала, наглядно – дидактических пособий по теме проекта. Обеспечить практическую часть проекта. Воспитатель, родители На протяжении проекта
5 Консультация для родителей «Тренируем руки - развиваем речь», «Играем пальчиками», «Значение развития мелкой моторики для малышей». Просвещать родителей по теме проекта. Воспитатели, родители На протяжении проекта
2 этап – основной
6 Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Массаж пальцев карандашами.
Массаж пальцев массажными мячиками «Это мячик не простой».
Массаж кистей и пальцев рук в сухом бассейне.
Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики».
Развивать мелкую моторику пальцев, активизировать нервные окончания, снять напряжение Воспитатели, дети На протяжении проекта
7 Игровая деятельность: Игры с кинетическим песком развитие тактильной чувствительности, речи, мелкой моторики, глазомера. Воспитатели, дети На протяжении проекта
8 Игровая деятельность: Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять», «Пароход», «Ежик», «Зайка», «Машинка», «Игрушки», «Семья», «Кошки-мышки», «Капустка», «Сорока». развитие мелкой моторики рук, координацию речи с движением Воспитатели, дети На протяжении проекта
9 Игровая деятельность: Д/и «Волшебный мешочек».
Д/и «Собери бусы»
Д/и «Паутина»
Д/и «Светит солнышко» (разложить лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).
Д/и «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).
- Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).
- развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, совершенствование координации движений рук, зрительной и осязательной активности.
-совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию
- развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем. Воспитатели, дети На протяжении проекта
10 Познавательно-игровая деятельность:
Настольная игра «Пирамидки»
Настольная игра «Прищепки»
Настольная игра «Шнуровки»
«Угощение для птиц» - сортировка семян.
Настольная игра «Пазлы»
Настольная игра «Собери матрешку»
развивать умение разбирать и собирать пирамидки.
-развитие мелкой моторики рук.
-развивать умение собирать целое из двух частей
- упражнять детей в умении разбирать и собирать матрешку Воспитатели, дети На протяжении проекта
11 Игровая деятельность: Пальчиковый театр «Репка», «Теремок» Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями. Воспитатели, дети На протяжении проекта
12 Игровая деятельность: Упражнения с крупой «Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу», «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы», «Картинки из макарон» развивать тактильные ощущения, развивать моторику рук. Воспитатели, дети На протяжении проекта
13 Конструктивно-модельная деятельность: Конструирование «Башня», «Башня из мисочек», «Домик» подводить детей к совместным играм, развивать конструкторские навыки, приобщать играть в коллективе. Воспитатели, дети На протяжении проекта
14 Продуктивная деятельность: Рисование солнышка на манной крупе. развивать тактильные ощущения, развивать моторику рук. Воспитатели, дети, родители. 1-2 неделя декабря
15 Продуктивная деятельность: Пальчиковое рисование «Корм для птичек».[/i] Формировать умение детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, рисовать точки («корм для птиц»). Создать радостное настроение – накормить птиц зимой. Воспитатели, дети 1-2 неделя декабря
16 Продуктивная деятельность: Лепка «Вот ежик, ни головы, ни ножек». Формировать умение детей лепить ежика передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей шубки. Развивать чувство формы. Воспитатели, дети 3 неделя декабря
17 Познавательно-исследовательская деятельность: Игры с водой «Достань, что скажу» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, мыслительные операции, точность движений Воспитатели, дети На протяжении проекта
3 этап – заключительный.
Обобщение результатов подготовленного материала по проекту.
Выставки детских работ.
Коллективная работа по проектной деятельности.
Досуг «Умелые пальчики»
Презентация детских игр сотрудникам «Умелые пальчики, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников»
Результаты проекта
1. Пальчиковые игры были использованы в течение дня. Дети приобщились играть в дидактические игры: «Мозаика», «Пазлы», «Шнуровки», «Играем с палочками», умеют собирать бусы, изготавливать «змейку» из пробок.
2. В результате проведенного открытого мероприятия «Мои хорошие друзья» у детей проявился интерес к информации, которую они получили в процессе общения.
Дети стали активнее. Эмоционально откликались на поставленную проблему. Значит, у детей сформировалось интегративное качество «эмоционально-отзывчивые».
Ребята играли дружно:
— создавали постройки из палочек;
— постройки из деревянного и пластмассового конструктора;
— собирали картинки;
— занимались шнуровкой;
— застегивали пуговицы.
Дети соблюдали правила игры и общий замысел всего занятия. Они проявляли инициативу и самостоятельность. Играя в дидактические игры, старались помочь решить проблемную задачу.
3. По наблюдениям наибольший интерес у дошкольников представляют пальчиковые игры, развивающие чувство ритма, воображение, фантазию. Они приобщают детей вслушиваться в слово, «играть» с ним. Следовательно, тренируются речевые возможности. В ходе пальчиковых игр дети выучивают названия пальцев. Видят, что делают пальцы.
Дети формируют умения начинать и заканчивать игру. Ребенок не только знакомится с игрой, но и на собственном опыте познает мир.
4. Создание детьми построек создавало огромное наслаждение. Они играли и стремились добиться положительного результата.
5. Из практической работы выяснили, что проведение дидактических игр, ежедневное повторение различных видов деятельности приводит к систематизации навыков у дошкольников.
6. Родители активно сотрудничали с детским садом, включались в различные формы совместной работы, благодаря этому были созданы для детей новые дидактические игры.