Мария
Проект по формированию у детей гигиенических навыков «Улыбка здоровья» для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность.
В наше время у детей дошкольного возраста повысился уровень распространеннения детских стоматологических заболеваний. Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем. Разрабатывая проект, мы учитывали особенности состояния здоровья детей вообще и здоровья зубов в частности, а также уровень развития гигиенических навыков ухода за зубами детей в группе, наличие мотивации к здоровому образу жизни в их семье.
Публикация «Проект по формированию у детей гигиенических навыков „Улыбка здоровья“ для дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии является соблюдение правил личной гигиены.
Проектная деятельность является, на наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов воспитания у детей жизненных ценностей, помогает наладить взаимодействие детского сада и семьи.
Цель:Формирование у детей гигиенических навыков по уходу за полостью.
Задачи: Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах. Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей. Обучить основным правилам ухода за зубами. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога.
Гипотеза: Если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.
Первичное анкетирование.
1. Является ли зуб живым органом по вашему мнению ДА НЕТ
Почему?___
2. Сколько у человека постоянных зубов? ___
3. Что такое прикус по вашему мнению?___
4. Что такое зубной налет по вашему мнению? ___
5. Как образуется зубной налет по вашему мнению?___
6. Как вы думаете, что такое кариес?___
7. Как вы думаете, влияет ли кариес на состояние здоровья всего организма?
ДА НЕТ
8. Как вы думаете, нужно ли своевременно лечить кариес? ДА НЕТ
9. Какие продукты полезны для здоровья зубов и полости рта по вашему мнению?___
10. Как вы думаете, влияют ли вредные продукты на здоровье зубов? ДА НЕТ
Каким образом?___
Если, да, то перечислите их___
11. Как часто вы чистите зубы? Сколько раз в день необходимо чистить зубы по вашему мнению? 1 2 3 НЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
12. Когда вы чистите зубы?
УТРО ДЕНЬ ВЕЧЕР ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРИЕМА ПИЩИ
13. Какие средства ухода за полостью рта вы знаете?
___
14. Как вы думаете, можно ли сохранить зубы здоровыми до старости? ДА НЕТ
План-конспект НОД окружающий мир
«Здоровые зубы-счастливые зубы»
Цель: Развитие познавательного интереса о гигиене зубов.
Задачи:
- Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.
- Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней).
- Закреплять знания о полезной и здоровой пище.
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, речь, воображение.
- Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену и желание иметь красивые и здоровые зубы.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное».
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Птичка Тари», беседы с детьми о необходимости чистить зубы, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
- Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).
Здравствуйте, ладошки! (хлоп-хлоп-хлоп)
Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)
Здравствуйте щечки (плюх-плюх-плюх) (погладить свои щечки)
Здравствуйте губки (чмок-чмок-чмок)
Здравствуйте, зубки (щелк-щелк-щелк)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цок-цок-цок)
Здравствуйте носики (бип-бип-бип)
Здравствуйте, глазки! (миг-миг-миг) (моргают)
Здравствуйте, гости (протянуть руки вперед)
Здравствуйте, дети и все все на свете! (помахать руками)
Воспитатель: Ребята, а кто помнит как зовут доброго доктора, который лечил больных людей и зверей? (Ответы детей.) Правильно, Айболит. Сегодня утром он прислал вам посылку. Давайте её откроем и вместе посмотрим, что внутри. (Воспитатель достаёт из посылки письмо и читает.)
«Здравствуйте, мои милые, друзья из детского сада «Аленький цветочек». Я надеюсь, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными детками. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, для чего я вам прислал эту посылку. Я надеюсь, что вы узнаете много полезного и интересного. Желаю успеха! Любящий вас доктор Айболит!»
Загадка:
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают.
Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)
Воспитатель: Правильно – это зубы. Смотрите и в посылке от Айболита, тоже лежит волшебный зубик. Сегодня мы поговорим с вами про зубы, про наших верных помощников, узнаем для чего они нам нужны и как за ними ухаживать, а зубик, которого прислал нам Доктор Айболит, нам поможет.
Где находятся зубы, ребятки? (во рту). Правильно во рту.
Воспитатель: А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться? (Чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.)
Воспитатель: Без зубов человек может разговаривать? Без зубов человек не сможет красиво улыбаться. Без зубов мы не сможем откусить, грызть, пережевывать фрукты и овощи.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду – мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.
Без зубов человек не сможет хорошо питаться, у него не будет сил и он заболеет. Зубы помогают нашему организму набраться сил и жизненной энергии.
Воспитатель: Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы – самые твёрдые части нашего тела.
Ребята, давайте рассмотрим с вами волшебный зубик.
Какого цвета зуб? (белого).
Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль – это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода от тепла от ударов.
Кто мне скажет, чем покрыты зубы?
Верхняя часть зуба, ребятки, называется коронкой (показываю).
Как называется верхняя часть зуба? (правильно, коронка). А в десне, ребятки, находится корень у зубика, посмотрите вот он какой. Это корень зуба.
Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются. Что это, ребятки? (корень) Где он находится? (в десне) Корень, что делает? (крепко держит зуб).
У маленьких деток зубки маленькие, их называют молочными, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не может есть твердую пищу. Молочные зубки выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых – 32 зуба.
- Какие у детей зубы? (молочные). А у взрослых какие? (коренные).
Физкультминутка: Долго мы сидеть устали, И со стульчиков все встали,
Потянулись, потянулись, Солнышку мы улыбнулись,
Вправо, влево наклонились Быстро к речке мы спустились, Льется чистая водица Мы умеем сами мыться, Зубы чистить, умываться Полотенцем вытираться,
Вправо, влево наклоняться,
Физкультурой заниматься Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям физкультпривет! Воспитатель: Как называется заболевание зуба? (Заболевание зубов называется кариес. (Картинка.)
Кариес – это разрушение эмали зуба. Эмаль зуба разрушается, образуется дырочка в зубе, и зуб начинает болеть.
Что такое кариес, ребятки? (болезнь зуба, (дырочка в зубе).
Как вы думаете, от чего может потрескаться эмаль зуба.
Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами леденцы или орехи раскалывать зубами. На эмали зубика появляется трещинка, туда попадают бактерии и начинают портить зуб. И появляется вот такая дырочка в зубике. Это очень больно. А кроме того, больные зубы вредят другим органам – сердцу, глазам, почкам.
Как появляется кариес? (разрушается эмаль зуба).
Есть еще один секрет, ребятки: очень важно правильно чистить зубы, слева направо, затем сверху вниз. Чтобы убрать все остатки еды и весь мусор, чтобы наш ротик был, чистый и между зубов ничего не было. Кто скажет, как надо правильно чистить зубы? (ответы детей)
Дидактическая игра «Что полезно для зубов?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете для того чтобы зубки были крепкими, какие продукты нужно кушать? (ответы детей). Поиграем в игру, что полезно для зубов, а что вредно? (В центр обруча раскладываются картинки с полезными продуктами для зубов, а за обручем вредные)
Игра «Вредные и полезные советы»
Воспитатель: А сейчас встанем в круг и поиграем. Я буду давать вам советы.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
3. Есть овощи и фрукты.
4. Раскусывать леденцы и жевать их.
5. Есть сметану, рыбу, яйца.
6. Долго жевать жевательную резинку.
7. Пить теплое молоко.
8. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
9. Посещать стоматолога два раза в год.
10. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
11. Пользоваться специальными детскими зубными пастами.
12. Пить горячий чай.
13. Полоскать рот после еды, если нет под рукой зубной щетки.
14. Есть молочные продукты.
15. Есть мороженное.
Воспитатель: Молодцы, дети понравилось вам сегодня играть? Итак, ребята, что же нового вы узнали сегодня?
Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.
Доктор Айболит хочет, чтобы зубки у вас были здоровыми и не болели и прислал вам стихотворение и небольшой подарок, чтобы вы не забыли, как ухаживать за зубами.
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет!
Продуктивная деятельность –аппликация.
Тема: «Наша помощница – зубная щётка».
Цель: Знакомство с понятием силуэт, формирование навыков силуэтного вырезывания.
Задачи:
Образовательные задачи:
Продолжать учить создавать не сложную композицию; продолжать совершенствовать у детей прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам.
Развивающие задачи:
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику, глазомер.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание ухаживать за своими зубами. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Формы работы с детьми :
- организационный момент (загадка);
-игра «Вредно или полезно», игра «Да и нет»,
-знакомство с силуэтным вырезыванием,
-аппликация, сюрпризный момент (показ мультфильма «Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками).
Словарная работа: познакомить с новыми словами – силуэт и силуэтное вырезывание.
Индивидуальная работа: вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов.
Предварительная работа: занятия аппликацией, беседы о здоровье.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация для занятия, запись мультфильма, музыка для самостоятельной деятельности; силуэты дома, дерева, животного, зубной щётки, образец аппликации, два подноса для деталей, картинки для игры «Вредно или полезно».
Для детей : клеёнки, кисти, баночки с клеем, ножницы, салфетки, прямоугольники разных цветов и размеров, бумажная салфетка, заготовки композиции.
Организационный момент:
В: Я пригласила вас сюда, потому что у меня есть одно очень важное дело. Мне нужна ваша помощь. Недавно я узнала, что у Зубной Феи пропала помощница, отгадайте загадку и узнаете кто она:
«Чистить зубы каждый день ей нисколечко не лень.
Чистит чисто, чистит четко в моих руках…»
Дети: Зубная щётка.
В:Злая волшебница похитила ее и заперла вон в том сундуке с тремя замками. [Слайд 1]
Она сказала, что дети не хотят и не умеют ухаживать за зубами, поэтому зубная щетка им не к чему. Скажите, вам не нужна зубная щётка?
Дети: Нужна.
В: Значит, нам надо помочь выбраться зубной щётке из сундука.
Ход НОД:
В:А для чего нам щётка нужна?
Дети: Чтобы ухаживать за зубами.
В: Покажите, как выглядит весёлый человек? (дети улыбаются).
А что делает нашу улыбку красивой?
Дети: Зубы.
Во: Правильно, красивые зубы. Недаром говорят «Красивые зубы, здоровью любы». Но зубы нам нужны не только для красоты, зубы помогают нам пережёвывать пищу. А все ли продукты полезны для зубов?
Дети: Нет, не все.
В: Сейчас мы выясним, знаете ли вы вредные и полезные продукты для зубов.
Игра «Вредно или полезно»
Перед вами два зуба. Давайте разделимся на две команды. Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом (дети встают в полукруг). Вот, именно так, полукругом растут зубы у нас во рту (показываю картинку).
А теперь на первый – второй рассчитайся!
Первые подходят к этому столу, вы будете искать полезные для зубов продукты. Вторые будут искать вредные продукты. Если выполните задание правильно, то откроется первый замок на сундуке. Приступайте.
После выполнения задания, проверяем, уточняем.
Молодцы! Один замок открыт! [Слайд 2]
А чтобы открыть второй замок, надо правильно ответить на вопросы.
Игра «Да и нет»
Я хочу вам дать совет, вам решать «да» или «нет».
Если мой совет хороший дружно хлопайте в ладоши.
На неправильный ответ говорите дружно «нет». Готовы?
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу (хлопают).
Не грызите лист капустный, он совсем-совсем не вкусный
Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад (нет)
Навсегда запомните, милые друзья,
Не почистив зубы спать идти нельзя (хлопают).
Чтобы зубы укреплять нужно гвозди пожевать….(нет)
Молодцы, не оплошали, правильно ответы дали.
Второй замок открыт! [Слайд 3]
А теперь я предлагаю вам выполнить аппликацию, чтобы доказать злой волшебнице, что нам очень нужна зубная щётка, что мы хотим и будем ухаживать за своими зубами. Правда, ребята?
Дети: Да.
В: И тогда, я думаю, последний замок откроется, и мы освободим зубную щётку.
Я предлагаю вам создать композицию, которая называется «Лучшие друзья» (показываю образец).
Что здесь изображено?
Дети: Зуб, зубная щётка и тюбик с зубной пастой.
В: Заготовки композиции лежат у вас на столах, вам остаётся вырезать и наклеить зубную щётку и тюбик с зубной пастой. Выберите детали для зубной щётки (на разносе) и детали для тюбика, какой цвет вам больше нравится.
Располагайтесь за столами, внимательно посмотрите, какой порядок на ваших столах.
Сохраняйте это порядок во время всей работы. Перед работой нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Чистим зубки».
Раз – два, раз – два! (сгибание и разгибание пальцев рук)
Чистим зубки мы с утра!
Вправо – влево, вправо – влево! (имитация чистки зубов)
Щёточка скользит умело.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите!
Начнём работу с вырезывания щётки. Ребята, скажите, вспоминаем, что такое силуэт?
Дети: -O-
В:(показываю детям силуэты различных предметов) Силуэт – это форма предмета : это силуэт дома, это силуэт дерева, это силуэт животного, а это силуэт чего?
Дети: Силуэт зубной щётки.
В: Посмотрите, на заготовки, вам нужно будет вырезать силуэт щётки по контуру (показываю). Такое вырезывание называется силуэтным, повторите. А теперь приступайте к работе.
(дети вырезывают, я наблюдаю, помогаю, если нужна помощь. Во время работы напоминаю правила пользования ножницами: на столе
ножницы должны лежать закрытыми.
Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.
При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.
Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.
При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.
Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент).
Прорезываем щетину у щётки кончиками ножниц.
Теперь приступаем к тюбику, будем выполнять работу с помощью симметричного вырезывания. Кто помнит, что такое симметричное вырезывание? Давайте, вспоминать (дети выполняют по показу). Складываем лист пополам, ровно соединяя углы и стороны. Затем левой рукой берём за сгиб, а правой, с помощью ножниц, вырезываем форму тюбика.
Заготовки готовы, осталось их разместить на листе и приклеить, приступайте (во время работы уточняем приё мы наклеивания: опускаем кончик кисти в клей, намазываем его по всей поверхности детали, прикладываем деталь к листу, поправляем руками, затем придавливаем салфеткой).
Зубную пасту на зубе мы изобразим с помощью смятых комочков салфетки.
А какие способы вырезывания мы сегодня использовали?
Дети: Силуэтное вырезывание и симметричное вырезывание.
Композиции готовы! И последний замок открыт [Слайд 4]
Волшебный сундук открывается, и кто ж это нам улыбается?[Слайд 5]
Дети: Зубная щётка.
В: Да не одна, а с мультфильмом для вас! Присаживайтесь у экрана.