Наталья Михайлова
Проект «Удивительный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Удивительный мир театра»
Автор проекта : Михайлова Н. А.
Вид проекта : долгосрочный, информационно - познавательный, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители,
Сроки реализации проекта : октябрь-январь 2019-2020 г.
Публикация «Проект „Удивительный мир театра“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Актуальность проекта : В условиях введения ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Из практики видно, что самыми популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность, имеющая в своей основе игровую этиологию. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении, неуверенности в себе. Увлеченность дошкольников театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребёнка – все это удивляет и привлекает.
Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах.
Цель проекта : Приобщить детей к театральной культуре.
Задачи проекта : Образовательные:
- познакомить с историей возникновения театра;
- систематизировать знания детей по теме проекта;
- стимулировать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями;
Развивающие:
- развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
- активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
- развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка, средствами детского театра;
- развивать артистизм и навыки сценического воплощения;
- формировать у педагогов, участников педагогического проекта практической готовности в оказании помощи при организации театрального воспитания;
- стимулировать у детей развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности в проектной деятельности средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви к театру и драматизации;
- воспитывать у детей уважительного отношения к сверстникам и старшим, учиться работать вместе и самостоятельно;
- воспитывать у детей уважительное отношение к труду, результатам своего труда (поделки, рисунки, атрибуты);
- воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- поддерживать стремление искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию.
- воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).
- заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др., речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
- обогащение театрального опыта : знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;
- решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);
- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.
Родители:
- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного
творческого развития ребенка;
- повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста;
- активное участие в жизни группы.
Работа с родителями
Консультации: «Домашний театр, как средство формирования взаимоотношений в семье», «Как организовать домашний театр», «Зачем ребенку кукольный театр?».
Папка-передвижка «Домашний театр».
Анкетирование «Театр и дети».
Мастер-класс по выразительности речи.
Совместная викторина для родителей и детей «Что я знаю о театре».
Изготовление различных видов театра.
Пополнение театрального уголка элементами костюмов.
Модель трёх вопросов
Что мы знаем?
Полина: «В театре показывают спектакли».
Максим: «В театре есть сцена».
Дима: «Артисты одевают костюмы».
Аня: «Там работает много людей».
Амина: «Чтобы пойти в театр, надо купить билет». Саша: «Бывает кукольный театр».
Что хотим узнать?
Арина Б. : «Какие еще бывают театры».
Андрей: «Кто работает в театре?».
Даша: «Как артисты готовятся к представлению?»
Витя: «Что происходит за кулисами?»
Где можно узнать?
Вадим: «Посмотреть по телевизору».
Арина И. : «Прочитать в книгах и энциклопедиях».
Максим Г. : «Спросить у взрослых».
Тимофей: «Найти в интернете».
Этапы реализации проекта :
1 этап (октябрь) - подготовительный
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями.
- Сбор и накопление материала, изучение литературы.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Анкетирование родителей «Театр и дети» Мастер-класс по выразительности речи.
2 этап (ноябрь-декабрь) – реализация проекта
Познавательное развитие
- Беседы с детьми: «Что такое театр?», «Виды и жанры театра», «Новые виды театра», «За кулисами», «Театральные профессии»; «Что такое афиша, пригласительные билеты, декорации?»;
- рассматривание альбома «Виды театра»;
-беседа с презентацией «Театральный этикет»;
- просмотр видеофрагментов о различных видах театров;
-знакомство с музыкальными театрами («опера», «балет», «мюзикл», «музыкальная сказка»);
-конструирование здания театра.
Речевое развитие
- Театральная азбука (знакомство с театральными терминами); - беседа-диалог «Как вести себя в театре»; - д/и «Скажи кто что делает?»; «Кому что нужно»; словесные игры : «Назови профессии в театре», «Скажи наоборот», «Закончи предложение»;
-отгадывание загадок «Герои сказок»;
- рассказывание «Что я видел?» (из личного опыта детей о посещении театра), «Мой любимый театральный персонаж»;
- упражнения для выразительности речи. Артикуляционная гимнастика;
-проговаривание скороговорок;
Чтение художественной литературы: Чтение С. Я. Маршак «В театре», А. Л. Барто
«В театре», М. Барик «Кукольный театр», В. Берестов «Рука – артистка», сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино. Заучивание стихотворения В. Берестова «После спектакля».
Социально-коммуникативное развитие
- Игра «Зеркало»; - мимические этюды у зеркала: «Радость», «Грусть», «Гнев», «Страх» и т. д. ;
- игра «Изменю себя друзья, догадайся, кто же я?»;
- «Разрешается-запрещается» (правила поведения в театре);
- с/р игры «Костюмерная», «Театр»;
- театрализованные игры, игры – драматизации;
- д/и «Собери сказку».Игра «Найди лишнее».
Художественно-эстетическое развитие
-Рисование «Мы идем в театр»; «Занавес и сцена для театра», рисование и изготовление «Маски»;
-лепка «Герои любимых сказок»;
-изготовление пластилинового театра «Волк и семеро козлят», «Теремок», «В гостях у лесных жителей»;
- изготовление декораций и реквизитов для театральных представлений;
- изготовление афиш и билетов для театральных представлений.
-ритмопластика. - Этюды на движение: «Лиса идет», «Вкусное варенье», «Пляска зверей»; - обыгрывание этюдов «Солёный чай», «Кто съел варенье?»;
- изготовление схем правил поведения в театре ;
- посещение спектаклей.
Физическое развитие
- Упражнения «Буратино», «Мальвина», «Колобок», «Конек-горбунок»,
«Снегурочка»;
- упражнение для профилактики плоскостопия «Колобок», «Дедушка Егор»;
- физкультминутки «Мы идем в театр», «Вышел артист», «Буратино», «Бабушка Яга», «Колобок», «Теремок», «Репка», Шарик - фотограф», «Незнайка», «Чипполино»,«Золушка», «Зарядка семи гномов»;
- бодрящая гимнастика после сна «Колобок»;
- массаж и самомассаж «Мы идем с тобой в театр», «Нарисуем натюрморт»,
«Я леплю себя – я скульптор»
3 этап (январь) – заключительный
- Показ театра «Гуси лебеди» для детей старшей группы;
- Подведение итогов проекта; -Представление лэпбука; - Защита проекта на педсовете.
Мониторинг выполнения задач проекта «Удивительный мир театра»
1). В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности :
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2). В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре :
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется центр театра);
- педагоги организуют посещение театра, показывают слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра : би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3). Педагоги обеспечивают условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации в различных видах детской деятельности;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4). Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
- организуются выступления перед малышами.
5). Обеспечен большой процент участия родителей в создании условий и непосредственное участие в совместной театрализованной деятельности.
Выводы
1). Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
2). В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек и т. д., но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей. В проекте приняли участие более 80% родителей.
3). Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.
Иначе говоря, проект “ Театр для всех” позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.
Использованные интернет-ресурсы:
https://47zavolzhie.dounn.ru/teatr
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/15/tehnologiya-proektnoy-deyatelnosti-proekt-po-teatralizovannoy
https://infourok.ru/proekt-po-organizacii-teatralizovannoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu-teatr-dlya-vseh-2983760.html