Алена Дежурова
Проект «Удивительный мир рыб»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Удивительный подводный мир рыб».
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Вид проекта : Фронтальный, информационно-творческий, краткосрочный
Актуальность проекта :
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста. Однажды вместе с детьми мы задались вопросом: “Что мы знаем о мире воды?”. Так появился наш проект.
Публикация «Проект „Удивительный мир рыб“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты, проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Проблема:
У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» «царство» рыб.
Цель проекта :
Систематизировать, обобщить, дополнить знания детей об обитателях вод- рыбах.
Задачи:
Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают
Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
Формировать умение применять полученные знания в разных видах деятельности.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта
Обогатить развивающую среду: внести макет аквариума в уголок природы.
Интеграция образовательных областей:
чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физическая культура.
Предполагаемый результат:
сформированы представления об обитателях вод- рыбах, их строении, среде обитания, внешнем виде;
владеть понятиями «морские животные», «рыбы»
иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
составление описательного рассказа о речном обитателе с использованием мнемотаблицы
вовлечены родители к участию в проектной деятельности;
реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;
1 этап - подготовительный
- составление перспективно – тематического плана;
- обсуждение темы проекта с родителями;
- сбор материалов для выставки; изучение методической и специальной литературы по теме проекта
- подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта,
- подбор технических средств обучения, оснащение развивающей среды;
- выявление уровня развития по данному разделу с помощью опросов, бесед;
- определение времени для работы над проектом;
- получение согласия родителей на участие их детей в проекте.
2 этап – основной
- Ознакомление с художественной литературой: Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», «По щучьему веленью», С. Сахаров «Морские сказки»
- Коммуникация: беседа «Как спят рыбы?» НОД «Кто такие рыбы?», загадки и стихи о морском мире, пословицы и поговорки про рыб, чтение различных энциклопедий, рассказ про рыб по мнемотаблице, работа с ребусами, отгадывание кроссворда
- Художественное творчество: рисование с родителями на тему "Жители рек, аквариума, морей и океанов», аппликация «Рыбки в аквариуме», лепка «Волшебные рыбки», конструирование из бумаги «Рыбки», раскраски
- Физкультура: подвижные игры «Караси и щука», «Море волнуется»
3 этап – итоговый
- обобщение опыта организации взаимодействия с семьями воспитанников
- сотрудничество взрослых и детей в процессе совместной деятельности,
- подведение итогов по реализации проекта
- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;
- презентация макета аквариума
Беседа «Как спят рыбы?»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре,
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
По рыбам трудно определить, спят они или нет - ведь рыбы для сна не закрывают глаза, как это делают люди. У рыб просто нет век, чтобы это сделать. Да они и не нужны им.
Ведь мы зарываем глаза для того, чтобы смочить их и предохранить от высыхания
А вот рыбам моргать не надо, ведь в воде их глаза всегда влажные.
Поэтому рыбы никогда не закрывают глаза. Но они все же спят, хотя сон у них не бывает таким крепким, как у нас.
Рыбы почти не двигаются, но все видят и слышат, готовые в любую минуту уплыть, спрятаться.
Если дома есть аквариум, то ночью внезапно включив свет, можно увидеть, что рыбки "лежат" брюшком на дне или на водорослях и почти не шевелятся.
Но всего одно движение, или звук, и все они проснутся.
А если у кого-то в аквариуме есть сомики, то днём можно наблюдать, как спит ночная рыбка - ведь сом ночной хищник. То днём он лежит на дне, не двигаясь, а с приходом темноты начинает плавать и искать корм.
Большинство рыб для отдыха находят себе тихое спокойное место. Спят они по-разному: ложась брюшком или боком на дно, кверху брюшком, а иногда и вниз головой, или зарывшись в песок. А тропическая рыба-попугай спит, предварительно окружив себя облачком из слизи, как одеялом. Это нужно ему, для того, чтобы хищники не обнаружили его по запаху.
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?»
Программное содержание:
1. Закрепить и обобщить знания о живых объектах-рыбах;
2. Научить детей сравнивать, анализировать, обобщать признаки обитателей воды;
3. Активизировать словарный запас детей словами – жабры, чешуя, плавники, мальки, речные;
4. Воспитывать экологическое самосознание, бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: музыкальная фонограмма, удочка, костюм рыболова, плоскостные рыбы, карточки со схемами, рыба в виде пазлов, пластилин, стеки, блестки для оформления рыб, полотенца, влажные тряпочки, макет речного дна
Ход занятия:
звучит музыка – «Любитель Рыболов»- входит воспитатель с плоскостной куклой -рыболов.
-Здравствуйте ребята. Вы его узнали?
- Правильно, он – рыболов.
-А как вы догадались, что он рыболов? (у него есть удочка для ловли рыбы и ведро)
- Он на речку на рыбалку пошел, а одному скучно. Составите мне компанию (да)
-Тогда вставайте все за мной, отправляемся на рыбалку. (дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе) - звучит музыка
-Ловите, ловите. Каждый по одной.
-Поймали. Возвращаемся обратно в детский сад. – (музыка выключается, дети садятся на стульчики)
- А кого это вы ребята поймали? (рыбу)
-А кто такие рыбы?
-Недаром говорят «Рыбы – дети воды»
-А где вы поймали рыб? (в реке)
- Значит, они какие? (речные)
- А какие рыбы обитают в реке? Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (щука, окунь, лещ, сом)
- Скажите пожалуйста, а рыбы у вас у всех одинаковые? (нет)
-А чем же они отличаются? (цветом, размером, формой)
-А есть у них что-нибудь общее? Рассмотрите внимательно, сравните их между собой.
- Да, части тела. У каждой рыбы есть:
• туловище,
• голова,
• плавники,
• брюхо,
• хвост,
• глаза,
• рот. (собираю игрушечных рыб)
- А давайте соберем одну большую общую рыбу. Поможете мне? Сейчас каждый подойдет и прикрепит на мольберт часть тела, которая есть у него.
- Молодцы, посмотрите, какая красивая, большая рыба у нас получилась.
-Посмотрите внимательно, а что не хватает нашей рыбе?
«У родителей и деток вся одежка из монеток» - показываю чешую.
-Правильно, не хватает чешуи.
- А для чего рыбам нужна чешуя? (чтобы быстро двигаться в воде)
Физминутка:
Дети встают в круг и берутся за руки.
-Мы одно доброе большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит (все прислушиваются к своему дыханию)
- Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад.
- Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце.
-Сейчас мы с вами подышали все вместе.
- А чем ребята рыбы дышат? (воздухом)
-А в воде есть воздух? (да)
-А его можно увидеть? (да) Давай те мы с вами снова проведем опыт и увидим воздух в воде.
Опыт
В таз с водой дети опускают комочки пластилина.
-Вот эти пузырьки и есть кислород, которым дышат рыбы.
- А могут ли рыбы прожить без пищи? (нет)
-Значит рыбы, что делают? (питаются)
-А вызнаете из чего появляются рыбки? (из икринок) А как называют детенышей рыб? (мальки)
-Мы с вами узнали, что рыбы живые существа, а мы с вами живые? (да, мы дышим, питаемся, размножаемся)
-Вот и рыбки – дышат, питаются и размножаются (выставление опорных схем на мольберте).
- Ребята, а вы хотите узнать, как живется рыбкам в воде. Не нужна ли им помощь?. Предлагаю всем вместе спуститься на дно речное и обследовать его. (дети имитируют одевание водолазных костюмов).
-Мы спустились с вами на дно реки. Что же вы видите?
-Найдите лишние. (на полу лежат предметы) Хорошо ли живется речным рыбам среди мусора? -Посмотрите на рыбок, какие они грустные. А почему?
-Поможем им очистить их дом от мусора? в ведро для мусора дети бросают мусор.
- Как только в реке стало чисто и светло, наши рыбы изменились.
-А сейчас возвращаемся обратно в детский сад с речного дна.
Загадки и стихи о морском мире
«Отгадай загадки».
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Акула)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)
Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)
Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)
И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов?
(Скат)
Стихи
Морской конёк.
Чем похож я на коня?
Шейка, гривка у меня.
Здесь какая-то ошибка:
Я на самом деле — рыбка!
Крабик
От волны невдалеке,
Двигаясь неспоро,
Крабик ножкой на песке
Делает узоры.
Морская звезда.
На дне морском живёт звезда
И всем твердит упрямо,
Что будто бы она туда,
На дно, с небес упала.
С самих небес упала!
Морской ёж.
Дружить всерьёз с морским ежом
Нам нужно осторожно.
Ведь не секрет, что родом он
Из хищных иглокожих –
Коварных иглокожих!
Мурена.
Мурена – рыба просто жуть,
Таких мы не встречали:
Характер злой, ума чуть-чуть,
А зубы – как из стали.
Из самой прочной стали!
Дельфин.
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – спасатель лучший!
Акула.
Акула – всех морей беда,
Виновница разгула.
Она сейчас не голодна:
Акула съела мула –
Огромнейшего мула!
Морской конёк.
Морской конёк, как горбунок,
Застыл немым вопросом:
Достанет ли свой гребешок
Он длинным чутким носом.
Своим длиннющим носом!
Электрический скат.
Средь рыб океанических
Стоит он как-то боком,
А назван электрическим
За то, что бьётся током –
Представьте, бьётся током
Макет аквариума