Светлана Кожокарь
Проект «Удивительный мир насекомых» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительный мир насекомых». (старшая группа)
Проект : краткосрочный
Продолжительность: с 14 июля по 30 августа.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта : В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Во время прогулки дети постоянно сталкиваются с всевозможными живыми существами, окружающими нас повсюду. Дети испытывают какие-то непонятные чувства к маленьким созданиям и бывает губят их случайно или от того, что испытывают страх перед неизведанным. Они все время задают вопросы: кто это? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, узнать больше о том, как протекает их жизнь, какую пользу или вреде они приносят; развить творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Публикация «Проект „Удивительный мир насекомых“ (старшая группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении окружающей природы.
Задачи:
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчёлах, жуках и т. д., местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
3. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность;
4. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
5. Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе;
6. Развивать эмоциональную отзывчивость;
7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом и детьми;
8. Развивать коммуникативные навыки; 9. Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
Предполагаемый результат: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых. Расширить словарный запас дошкольников. Дети научатся различать насекомых по внешнему виду, будут иметь представление о способах передвижения насекомых, издаваемых ими звуках, узнают где и как они зимуют. Узнают о пользе или вреде, который насекомые приносят окружающим. Научатся бережно относиться к насекомым.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
- Определение целей и задач проекта.
- Накопление педагогом информации по теме проекта.
- Разработка комплексно–тематического плана работы.
- Подбор наглядных материалов: фото и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы. - Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, материалы для изготовления творческих работ по теме
проекта (разукрашки, цветная бумага, трафареты, краски, цветные карандаши, пластилин и т. д.) и т. п.
- Входной мониторинг по теме.
II этап – основной.
Деятельность педагога: Беседы с детьми познавательного характера. Организация предметно – развивающей среды по теме. Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстраций и книг по теме «Насекомые»;
- Чтение художественной литературы по теме, разучивание стихов, отгадывание загадок;
- Ознакомление с окружающим миром насекомых;
- Наблюдения на участке за миром насекомых; - Прослушивание музыкальных аудиозаписей и звуков насекомых;
- Игровая и двигательная деятельность; - Просмотр фильмов по теме «Насекомые»;
- Различные виды изобразительной деятельности по теме; - Трудовая деятельность на участке группы.
Мероприятия по реализации проекта :
1. Беседы: «Кто такие насекомые?». «Правила поведения при встрече с насекомыми». «Шестиногие малыши». «О пользе и вреде жуков». «О пчелах, осах и шмелях. В чем их сходство и различие». «Беседа о стрекозах». «Какие бывают жуки». «Беседа о кузнечиках». «Беседа о тараканах». «Беседа о бабочках». «Кто такие гусеницы и черви?». «Беседа о комарах и мухах». «Беседа о трудолюбивых насекомых». «Так ли страшен паук?». «Как уберечься от опасных насекомых». «Оказание первой помощи при укусах насекомых». «Как зимуют насекомые».
2. Опытно – экспериментальная деятельность: «Строение насекомых». «Мед: его свойства и польза».
3. Наблюдения за насекомыми на прогулке.
4. Математическое и сенсорное развитие – повторение и закрепление знания цветов, формы и геометрических фигур.
5. Речевое развитие: - Чтение и пересказ художественных произведений: В. Бианки «Как муравей домой спешил», К. Ушинский «Пчелки на разведках», К. Чуковский «Муха – Цокотуха», Х. Андерсен «Дюймовочка», Г. Глушнев «Кузнечик и кузнечики», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», И. Карпович «Приключение божьей коровки», И. Крылов «Стрекоза и муравей», К. Чуковский «Тараканище», Т. Шорыгина «Шмель», «Серенада кузнечика», «Паучок», Д. Мамин – Сибиряк «Про Комара – комаровича длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост», Б. Заходер «История гусеницы», А. Толстой «Муравей», Л. Толстой «Пчелы и трутни», Г. Андерсен «Улитка и розы»;
- Разучивание стихов, загадок, потешек о насекомых;
- Составление рассказов о насекомых; - Пальчиковая гимнастика: «Веселый паучок», «Божья коровка», «Жук», «Стрекоза», «Улей», «Гусеничка», «Бабочка», «Комар», «Кузнечик», «Насекомые», «Сороконожки»; - Артикуляционная гимнастика: «Оса», «Муха – Цокотуха», «Бабочка – красавица», «Шмель», «Жук»; - Логоритмические упражнения «Друзья помогли», «Насекомые над лугом»; - Инсценировка нем. нар. сказки «Три бабочки».
6. Музыкальное развитие: слушание звуков, издаваемых насекомыми; слушание Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля»; слушание песни В. Котляревского «Веселый жук»; разучивание песни Е. Шварца «Добрый жук»; пение «В траве сидел кузнечик» Н. Носова.
7. Игровая деятельность: Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Бегает, прыгает, летает», «Бабочки» – конструирование из счетных палочек, конструирование из геометрических фигур, «Кто спрятался за цветок», «Собери картинку», «Кто как пропел», «Где чей дом», «Найди пару», «Где чья тень», «Какие насекомые перепутались»;
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Чье звено скорее соберется», «Гусеничка», «Садовник», «С кочки на кочку», упр. с мячом «Я знаю пять названий насекомых», «Ласточка и мошки», «Ловишки», «Какое насекомое я изображаю»;
Сюжетно – ролевые игры: «Приключение в лесу», творческие игры с игрушками насекомыми.
8. Художественно – эстетическая деятельность: - Рисование мелками «Мое любимое насекомое» на прогулке;
- Дорисуй и раскрась насекомое; - Разукрашивание по теме «Насекомые»;
- Рисование «Муравейник для муравьишки»;
- Рисование монотипия «Нарядная бабочка»; - Лепка «Кузнечик Кузя»;
- Лепка «Веселая стрекоза»; - Пластилинография «Бабочка – красавица»;
- Поделки из крупы «Добрый жук»; - Поделка из природных материалов «Божья коровка»; - Аппликация «Радужная гусеничка»; - Аппликация «Пчелка Майя»;
- Коллективная аппликация «Веселый лужок»;
- Коллективное изготовление стенгазеты «Берегите насекомых!».
9. Сотрудничество с семьей: - Консультации для родителей: «Эти удивительные насекомые», «Как привить любовь к природе», «Безопасность при отдыхе на природе», «Первая помощь при укусе насекомых»; - Просмотр мультфильмов «Пчелка Майя», «Винни – Пух и неправильные пчелы», «Лунтик», «Под грибом»; - Помощь в создании рукотворной книги «Насекомые окружающие нас».
10. Продукт проекта : оформление выставки детских творческих работ «Букашечки – Таракашечки».
III этап – заключительный.
Подведение итогов: Деятельность педагога: - Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы). - Выставка детских работ. - Презентация проекта. - Представление опыта. Деятельность детей: - Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Анализ результативности:
В результате проведенной работы, дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, наблюдали за их деятельностью, отмечали их роль в окружающей жизни. Дети понимают и осознают, на сколько значимы насекомые в природе, знают о пользе или вреде, которые приносят людям и растениям. В итоге работы, дети владеют обобщающим понятием «насекомые», умеют узнавать и называть насекомых. Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения и издаваемых звуках насекомых.
На основании исследования пришли к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос: «Почему необходимо бережно относиться к насекомым?».
Воспитание у ребенка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, ведет к формированию отзывчивой и гуманной личности.