Наталья Хачёва
Проект «Удивительное рядом» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно – исследовательский проект
«Удивительное рядом»
для детей средней группы
Актуальность: Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом, педагог, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Увлекательные наблюдения на прогулке, исследовательская деятельность, развивающие игры и художественное слово помогут детям в доступной форме понять и осмыслить назначение предметов, их свойств, материалы из которых они сделаны, а также сделать свои первые открытия и выводы причинно-следственных связей и закономерностей.
Публикация «Проект „Удивительное рядом“ в средней группе» размещена в разделах
Технологическая карта проекта
№/п Содержание Пояснение
1. Название проекта «Удивительное рядом»
2. Тип проекта Информационно - исследовательский
3. Вид проекта Групповой.
4. Время реализации 1 неделя
5. Участники проекта Дети средней группы, их родители, воспитатели.
6. Организаторы проекта Воспитатели
7. Цель проекта Создать условия для расширения представлений о свойствах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы
8. Задачи • расширение и закрепление представлений о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (бумага, дерево, металл, стекло, пластмасса).
• развитие и поддержка познавательного интереса детей к существующей проблеме.
• развитие познавательно-поисковой активности ребенка, умения устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
• развитие речевых умений: обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
9. Ожидаемые результаты • у детей расширятся представления о материалах: дерево, бумага, металл, стекло, пластмасса; их качествах и свойствах.
• дети определяют, как и где могут использоваться эти материалы.
• дети имеют представление о безопасном и бережном использовании предметов из разных материалов (непрочные, шероховатые, хрупкие, тяжелые).
• сформируются личностные компетентности свойственные возрасту детей: познавательная активность, интерес, самостоятельность, инициатива
• дети овладеют умениями устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.
Этапы проекта
1. этап – подготовительный.
• Определение целей и задач.
• Составление плана работы по реализации проекта.
• Составление технологической карты проекта.
• Изучение методической литературы и журналов, Интернет сайтов
• Подбор детской художественной литературы и видео материалов.
II этап – основной.
• организация и проведение различных обучающих и развивающих форм деятельности.
III этап – завершающий
• создание выставки «Мир дерева», «Мир бумаги», «Мир пластмассы», «Мир металла».
продукт проектной деятельности – выставка «Чудо - материалы и поделки из них»
2. Основной
Виды и содержание деятельности
Понедельник
Экскурсия по группе : «Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе?»
Беседа с детьми: «Предметы и разные материалы» (вхождение в проект)
«Свойства пластмассы»
Цель: познакомить детей с пластмассой, его свойствами.
1. Предложить детям рассмотреть и исследовать пластмассовые предметы: ложку, стакан, тарелку и т. д.
- потрогать на ощупь (гладкие).
-попробовать сломать (хрупкие, легко ломаются)
-налить воды в стакан (не пропускает воду)
-посмотреть сквозь них (бывает прозрачная и не прозрачная)
Проблемная ситуация: «Какие предметы можно сделать из пластмассы?»
«Можно ли сделать сковородку из пластмассы?» (можно только для кукол, настоящая сломается и плавится на огне).
Вторник
«Свойства металла»
Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами.
Предложить детям рассмотреть и исследовать металлические предметы: металлическую пластину, скрепку, ложку.
- потрогать на ощупь (гладкие, холодные).
-попробовать сломать (крепкие, твёрдые)
Опыт «Тонет -не тонет» : В емкость с водой по очереди отпускают сначала пластмассовый, потом металлический шарики, смотрят, что произошло. Почему утонул металлический? Он тяжелее.
Беседа: «Какие предметы можно сделать из металла?»
Проблемная ситуация: «Стул можно сделать из металла? (Да). Да, но будет очень тяжелым, потому что металл тяжелый.
Опыт «Проводимость»
Взять в одну руку пластмассовый предмет, а в другую металлический. Какой из них теплее? (вывод – металл холодный).
Взять положить металлическую пластинку на батарею. Подождать немножко, и потрогать.
– Что произошло с пластиной (она стала теплой).
Вывод: металл быстро нагревается.
Опыт «Металл намагничивается».
На столе разложить мелкие предметы из металла (скрепки, гвозди) и пластмассы. Взять в руки магнит и провести над ними. Что произойдёт? Все металлические предметы притянутся к магниту. Вывод: металлические предметы притягиваются магнитом.
Опыт «Как из воды можно достать скрепку, не намочив руки».
В прозрачную ёмкость налить воды и положить скрепки. Все скрепки окажутся на дне, потому что они сделаны из металла, а мы знаем, что металл тяжёлый. Как достать скрепку, не намочив рук. С помощью магнита достаём скрепки из воды, поднеся магнит к скрепке с внешней стороны и поднимаем вверх.
Среда
«Свойства дерева»
Беседа: «Какие предметы можно сделать из дерева».
Словесная игра «Доскажи словечко».
Опыт: «Тонет или не тонет», «Дерево тёплое или холодное», «Ломается или не ломается», «Опыт с точилкой».
Проблемные ситуации «Как вы думаете, почему спички делают из дерева, а не из металла?», «А кастрюли делают из металла, а не из дерева?»
Дидактическая игра «Найди предметы сделанные из дерева».
Релаксация «Передай волшебную деревянную палочку».
Четверг
«Свойства бумаги»
Просмотр презентации: «Из чего получают бумагу».
Опыт: «Бумага мнётся, рвётся», «Сравнение бумаги», «Бумага издаёт звук», «Мокнет в воде или нет».
Беседа по ОБЖ «Правила безопасного обращения с предметами из разных материалов».
Игра «Наведи порядок в сундуке».
Цель: классификация предметов по материалу изготовления.
Материал: сундучок, где находятся предметы сделанные из бумаги, пластмассы, дерева, металла, 4 коробки.
Ход: Детям предложить разобрать предметы по материалам изготовления. Взять предмет и называть, из чего он сделан. И положить в определенную коробку.
Пятница
3. Заключительный этап
«Свойства стекла»
Цель: познакомить детей со стеклом, его свойствами.
Предложить детям рассмотреть и исследовать стеклянные предметы
Беседа «Опасные предметы вокруг нас и правила безопасного поведения в быту»
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы», «Что из чего сделано»
Создание коллекции: «Мир дерева», «Мир бумаги», «Мир пластмассы», «Мир металла», «Мир стекла»
Литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М. : Мозаика-Синтез, 2009
2. Вераксы Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: Мозаика – Синтез, 2012
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет. М:, 2010
5. Интернет – ресурсы.