ирина данилова
Проект «Трудовое воспитание детей 3–4 лет»
▼ Скачать
ПРОЕКТ «Трудовое воспитание детей 3-4 года»
Паспорт проекта
Вид проекта :
по составу участников: групповой, с привлечением родителей;
по срокам проведения: среднесрочный (5 месяцев.)
по видам деятельности: практико – ориентированный.
Публикация «Проект „Трудовое воспитание детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Участники проекта : дети второй младшей группы (3-4 года, воспитатели, родители (законные представители).
Сроки проведения: ноябрь 2022 г. - март 2023 г.
Актуальность: Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к трудовым действиям и труду взрослых. Для создания положительного отношения и привычки к труду большое значение имеет пример взрослых и правильно организованная трудовая деятельность и работа по самообслуживанию в семье и детском саду.
Овладение детьми трудовыми навыками дает им возможность освоить разнообразные практические умения.
Своевременное привлечение ребенка-дошкольника к посильному систематическому труду активно влияет на всестороннее его развитие. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Важным воспитательным моментом является ценностное отношение к труду и его результатам, уважительное отношение к разным видам труда.
Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).
Проблема: У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о значении трудовой деятельности в жизни человека. Дети не владеют необходимыми трудовыми навыками и навыками самообслуживания. У детей 3-4 лет не сформированы знания о трудовых действиях людей разных профессий (ближайшего окружения).
Цель проекта :
Формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности.
Развитие практических навыков элементарного труда.
Воспитание бережного отношения к результатам труда окружающих, желания помогать взрослым и сверстникам в трудовой деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с профессиями ближайшего окружения и связанных с ними трудовыми действиями.
Дать представления об универсальности трудовых действий (многие трудовые навыки используются в разных профессиях: мытье полов, умение подметать, складывание одежды и др.).
Формировать первичные представления детей о значении труда в жизни человека.
Развивать навыки практической трудовой деятельности.
Способствовать развитию умений применять полученные трудовые навыки и навыки самообслуживания в повседневной жизни и игре.
Создать условия для развития навыков совместной деятельности и коммуникативных способностей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Воспитывать аккуратность, навыки самоорганизации в процессе трудовой деятельности, привычку к трудовым усилиям.
Этапы проекта.
1 этап – поисковый.
• Определение проблемы. Постановка цели и задач проекта.
2 этап – планирующий.
• Составление плана-схемы реализации проекта.
• Обсуждение плана-схемы проекта с родителями.
• Сбор информации, поиск и подготовка средств (материалов, методов) для реализации проекта.
• Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
3 этап – практический.
• Организация разнообразной деятельности с детьми и родителями (индивидуальная, подгрупповая, групповая). Подготовка продуктов проекта (материалы презентации).
4 этап – заключительный (итоговый).
• Презентация проекта.
• Подведение итогов.
• Выдвижение новых проблем, идей.
Интеграция образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
Формы работы:
Беседы
Игры: сюжетно-ролевые, дидактические.
Наблюдения за деятельностью взрослых.
Чтение художественной литературы.
Просмотр мультфильмов, видео-презентаций.
Рассматривание картинок, иллюстраций.
Посильный труд : хозяйственно-бытовой, в природе, индивидуальные трудовые поручения.
Ожидаемый результат:
• Дети проявляют интерес к трудовой деятельности;
• Активно откликаются на выполнение трудовых поручений;
• Самостоятельны в самообслуживании и организации собственной деятельности;
• Бережно относятся к продуктам труда и поддержанию порядка.
План организации проекта
Таблица 1
Этапы
проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 этап • Формирование проблемы совместно с родителями
• Формы и методы работы:
• Организация анкетирования.
• Определение проблемы. Участие в формировании проблемы.
Формы и методы работы:
Анкетирование «Трудимся дома»
• Формулирует проблему (цель).
• Формулирует задачу.
• Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
• Определяет продукт проекта. • Вхождение в проблему.
• Вживание в игровую ситуацию.
• Принятие задачи.
• Дополнение задач проекта.
2 этап • Анализирует опрос родителей.
• Составляет план –схему реализации проекта.
• Определяет участников проекта.
• Подбирает виды деятельности всех участников проекта.
• Обсуждает план-схему работы проекта с родителями.
• Подбирает средства для реализации проекта.
• Организует развивающую предметно-пространственную среду (РППС). Принимают участие в обсуждении плана-схемы реализации проекта.
Участвуют в подборе средств проекта, организации РППС.
3 этап • Практическая помощь (по необходимости).
• Направляет и контролирует осуществление проекта. • Активно участвуют в разнообразных видах деятельности в рамках проекта.
• Организуют самостоятельную деятельность в РППС (элемент саморазвития).
• Применяют знания, умения, навыки в совместной и самостоятельной деятельности. • Участвуют в организации совместной деятельности с детьми в семье.
4 этап • Разрабатывает сценарий организации презентации.
• Организует подготовку к презентации • Участвуют в подготовке и показе презентации.
• Участвуют в подготовке к презентации проекта.
Реализация проекта
Таблица 2
Срок проведения Задачи ОД Содержание ОД
(формы, методы) Средства и материала (РППС)
1 этап – поисковый (введение в проект)
Ноябрь
II неделя Выявить уровень умений у детей по уходу за личными вещами. Практическое задание
«Умелые ручки?» (Наведение порядка в шкафу, уход за своими вещами)
Дать детям представления о том, что для труда нужны умения и усилия.
Создать мотивацию к усвоению трудовых навыков. Игровая ситуация «Научим куклу Лину ухаживать за своим шкафчиком».
Беседа «Легко ли поддерживать и наводить порядок?» Кукла
2 этап – планирующий (подготовительный)
3 этап –практический (основной)
Ноябрь
II неделя Дать детям первичные представления о профессиях детского сада: младший воспитатель, воспитатель, повар, прачка, медицинская сестра. Беседа «Кто работает в детском саду?» Обзор картинок из серии картинок «Расскажите о детском саде» (автор Н. С. Голицына М. Скрипторий, 2003, 2014.)
Ноябрь
III - IV недели Познакомить детей с трудом младшего воспитателя и его значением. Беседа «Кто создает уют и поддерживает порядок в нашей группе?»
Дать детям представление о процессе труда младшего воспитателя и необходимых для этого навыков и орудий труда. Обратить внимание на рабочую одежду младшего воспитателя. Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Беседа «Что умеет младший воспитатель?» Оборудование для работы младшего воспитателя : швабра, тряпки, салфетки, пылесос, веник.
Приобщать детей к усвоению трудовых навыков хозяйственно-бытового труда. Практикум «Уборка в уголке «ДОМ» Тазы, тряпки, игровой материал.
Учить детей накрывать на стол, соотносить количество предметов посуды. Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя встречает гостей» Игрушки: куклы, посуда, стол.
Учить детей накрывать на стол, воспитывать аккуратность, желание помогать взрослым. Индивидуальные трудовые поручения «Накрываем на стол» Алгоритм «Накрываем на столы»
Совершенствовать трудовые навыки, воспитывать аккуратность. Индивидуальные трудовые поручения «Уборка столов»
Побуждать детей самостоятельно организовывать рабочее место и наводить порядок после деятельности.
Воспитывать чувство благодарности к труду взрослых. Творческая деятельность. Аппликация «Открытка с благодарностью» - изготовление открытки для младшего воспитателя. Организация труда по уборке рабочих мест. Картон, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти, пиалы для клея, кленки, салфетки, образец открытки.
Декабрь
I-II недели Познакомить детей с трудом повара и его значением. Беседа «Каждое его творенье -Просто сказка, объеденье!» Картинка «Повар» из серии «Расскажите о детском саде»
Дать детям представление о процессе труда повара и необходимых для этого навыков, орудий, специальной одежды.
Обратить внимание на правила безопасности в труде повара. Экскурсия на кухню.
Наблюдение за трудом повара.
Продолжать знакомить детей с процессом труда повара, необходимых для него знаний, умений. Беседа «Очень трудно готовить обед…»
Учить детей классифицировать посуду: кухонная – столовая. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне» - классификация и группировка кухонной и столовой посуды. Игровой материал: посуда кухонная и столовая.
Формировать у детей знания о разнообразии блюд; закреплять у детей умении узнавать и называть продукты питания, фрукты, овощи. Практическая деятельность «А что в меню?»- отбор продуктов, из которых приготовлены блюда меню. Уголок «Поваренок» (магнитная доска, серии картинок: «Продукты питания», «Фрукты», «Овощи»).
Расширять представления детей о предметном мире (бытовая техника, назначения предметов кухонной бытовой техники. Просмотр медиа-презентации «Кухонная бытовая техника» медиа-презентация «Кухонная бытовая техника»
Побуждать детей передавать в игре трудовой процесс повара. Сюжетно-ролевая игра «Мы - повара» Уголок «Кухня», игрушки: посуда, овощи, фрукты, продукты.
Расширять представления детей о профессиях младшего воспитателя и повара. Дать представления о том, что некоторые трудовые навыки могут пригодиться людям разных профессий. Проблемная беседа «Чем младший воспитатель может помочь повару?»
Продолжать приобщать детей к усвоению трудовых навыков хозяйственно-бытового труда : умение вытирать пыль, расставлять предметы посуды. ХБТ «Уборка на кухне» Тазы, тряпки, игрушечная посуда.
Продолжать приобщать детей к самостоятельной организации рабочего места и его уборки после деятельности.
Воспитывать чувство благодарности к труду взрослых. Творческая деятельность. Рисование «Украсим кастрюлю» - изготовление рисунка-подарка для повара. Организация труда по уборке рабочих мест. Силуэты кастрюль, образец, гуашь, печати, штампы.
Декабрь
III – IV
недели Познакомить детей с произведением К. И. Чуковского
Воспитывать аккуратность. Просмотр мультфильма «Мойдодыр», беседа по сюжету.
Познакомить детей с трудом прачки и его значением. Игровая ситуация «Поможем грязнуле».
Беседа по стихотворению «Работа прачек всем полезна.
Избавляет от болезней,
Соблюдая чистоту,
Вмиг наводят красоту». Картинка «В прачечной» из серии «Расскажите о детском саде» (автор Н. С. Голицына М. Скрипторий, 2003, 2014.)
Дать детям представление о процессе труда прачки и необходимых для этого навыков, орудий, специальной одежды.
Обратить внимание на правила безопасности в труде прачки. Экскурсия в прачечную.
Наблюдение за трудом прачки.
Расширить знания детей о труде прачки, о том, как бытовая техника помогает в труде. Проблемная ситуация «Если сломалась стиральная машина»
Показ процесса стирки вручную. 2 таза с водой, хозяйственное мыло, кукольная одежда, веревка, прищепки.
Расширять практические умения детей (элементарный труд). Вызывать интерес к труду по уходу за одеждой. Воспитывать опрятность и аккуратность. ХБТ «Большая стирка» Тазы с водой, хозяйственное мыло, кукольная одежда, веревка, прищепки.
Обратить внимание на бытовые приборы для ухода за одеждой. Формировать навыки безопасного поведения в быту. Наблюдение за процессом глажки кукольной одежды. Кукольная одежда (постиранная детьми, утюг, гладильная доска.
Учить детей ухаживать за куклами: одевать их, причесывать.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к игрушкам. Игровая ситуация «Куколки-модницы» Куклы, кукольная одежда, расчески.
Учить детей складывать одежду (кукольную). Воспитывать бережное отношение к одежде и труду прачки. ХБТ «Уборка в кукольном домике» Кукольная одежда, шкаф для кукольной одежды.
Дать детям представления, о том, что мамы владеют умениями прачки. Воспитывать бережное отношение к одежде, уважение к труду взрослых. Беседа «Кто ухаживает за нашей одеждой?»
Учить детей ухаживать за своей одеждой (складывать, раскладывать и развешивать в шкафчике, поддерживать порядок в шкафу.
Обратить внимание, как приобретенные трудовые навыки облегчают умение ухаживать шкафчиками и одеждой. ХТБ «Порядок в моем шкафу» Опорные карты «Складываем одежду»
Продолжать приобщать детей к самостоятельной организации рабочего места и его уборки после деятельности.
Воспитывать чувство благодарности к труду взрослых. Творческая деятельность. Аппликация «Открытка для прачки» - изготовление рисунка-подарка для прачки. Организация труда по уборке рабочих мест. Картон, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти, пиалы для клея, клеёнки, салфетки, образец открытки
Январь
II неделя Познакомить детей с трудом медсестры детского сада и его значением. Дать детям представление о труде медсестры и необходимых для этого навыков и знаний. Беседа по строкам
«Чтобы были наши дети
Здоровее всех на свете -
На посту уже с утра
Медицинская сестра!» Картинка «Медсестра» из серии «Расскажите о детском саде»
Познакомить с медицинским оборудованием. Экскурсия в кабинет медсестры. Наблюдение за трудом медсестры.
Побуждать детей называть предметы труда для медсестры. Учить использовать их по назначению. Дидактическая игра «Что надо медсестре для труда» Картинки с изображением предметов посуды и медицинского инвентаря.
Учить детей передавать в игре трудовые действия медсестры. Сюжетно-ролевая игра «Больница» Игровой материал для игры «Больница», куклы.
Дать представления детям о том, что соблюдение чистоты полезно для здоровья.
Обратить внимание, что в своей работе люди каждой профессии должны соблюдать чистоту. Проблемная беседа «Чистота-залог здоровья»
Продолжать приобщать детей к самостоятельной организации рабочего места и его уборки после деятельности.
Воспитывать чувство благодарности к труду взрослых. Творческая деятельность. Коллективная работа Аппликация «Цветок здоровья» - изготовление плаката-подарка для медсестры. Организация труда по уборке рабочих мест. Лист А3, заготовки из цветной бумаги, клей, кисти, пиалы для клея, клеёнки, салфетки, образец открытки
Январь III-IV недели Познакомить детей с трудом дворника детского сада и его значением. Дать детям представление о труде дворника и необходимых для этого навыков и знаний. Беседа
«Чистотой встречает дворик.
Говорим: Спасибо, дворник!» Картинка «Дворник» из серии «Расскажите о детском саде»
Дать представления об особенностях и значении труда дворника. Наблюдение за работой дворника. Рассказ дворника о своей работе.
Приобщить детей к выполнению элементарных трудовых операций. Воспитывать желание помогать взрослым. Рассматривание инвентаря дворника и практические действия с ними на прогулке. Метла, лопата, ведро, совок и др. Аналогичный детский инвентарь для труда.
Приобщать детей к элементарному труду. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. ХБТ. Индивидуальные трудовые поручения «Почистим дорожки» Лопатки.
Расширять опыт детей об опасных ситуациях в окружающей среде. Наблюдение за сосульками. Беседы «Опасные сосульки»
Развивать привычку трудиться и умения прилагать усилия.
Воспитывать уважительное отношение к результатам труда взрослых. ХБТ. Индивидуальные трудовые поручения «Подметем крылечко» Веники
Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения. Беседа «Осторожно, гололед!»
Расширить практический опыт детей, развивать устойчивое положительное отношение к труду. ХБТ. Индивидуальные трудовые поручения «Посыплем дорожки песком» Ведра, песок, совки.
Продолжать учить самостоятельно организовывать свою деятельность. Продолжать развивать навыки ХБТ.
Воспитывать чувство благодарности к труду взрослых; аккуратность. Творческая деятельность. Создание альбома-подарка «Дворника благодарим» - дети рисуют рисунки, которые оформляются в альбом. Альбомные листы А4, фломастеры и карандаши.
3 этап – заключительный (итоговый)
Февраль 1. Работа с родителями. Создание видео-журнала «Не мешайте мне трудиться или Вот, что я умею!» (видео-репортажи о совместном труде дома).
Март
I – II недели 2. Работа с детьми.
Интервью «Профессии детского сада – глазами детей» (создание видео-подборки)
Март
III неделя 3. Презентация проекта.
Совместный просмотр видео-материалов (дети, сотрудники ДОУ, воспитатели). (Приложение 1)
Источники:
https://studfiles.net/ Обзорные лекции по дошкольной педагогике. - Барановичский Государственный университет.