Татьяна Кольцова
Проект «Тропинка в природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Актуальность
Публикация «Проект „Тропинка в природу“» размещена в разделах
Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Цель:
Воспитание экологической культуры у дошкольников, через понимание того, что в природе все взаимосвязано – собственные действия и состояние окружающей среды.
Задачи:
1. Воспитание любви и уважения к природе, восприятие ее красоты и многообразие;
2. Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
3. Идентификация себя, как представителя живой природы;
4. Формированию у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими влияние человека на природу;
5. Вовлечение детей в разнообразные виды творческой деятельности и осознание ее необходимости;
6. Воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем – в содействие.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: 1 год.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. Занятия познавательного типа;
2. Экскурсии;
3. Наблюдения за животными и растениями;
4. Классификация представлений о природе;
5. Ознакомление с трудом взрослых в природе;
6. Развитие речи;
7. Обучения детей уходу за растениями и животными;
8. Работа детей с природным и бросовым материалом.
Совместная деятельность воспитателей и детей:
1. Экологические досуги и праздники;
2. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
3. Труд в уголке природы;
4. Опыты, поисковая деятельность;
5. Сбор коллекций семян, камней, листьев;
6. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
7. Беседы на экологическую тему;
8. Игры;
9. Целевые прогулки на природе.
10 Сенсорная тропа.
Самостоятельная деятельность:
1. Разные виды игр;
2. Экспериментирование;
3. Уход за растениями в уголке природы;
4. Работы с литературой;
5. Задание для самостоятельных наблюдений;
6. Создание проблемных ситуаций;
7. Задания для самостоятельной деятельности.
Необходимые условия реализации проекта
1. Интерес детей и родителей;
2. Методические разработки;
3. Интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат.
Данный проект поможет сформировать у детей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у детей в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой
Заботливое отношение детей к природе, развитое чувство сопереживания природе, ощущение себя, как часть природы;
«Умный физический труд» ребенка на преобразование и сохранение природы, в процессе которого ребенок убеждается, что природа не терпит невежества;
Развитие творческого общения детей с природой при изготовлении поделок из природного и бросового материала;
Раскрытие детьми новых тайн природы, развитие у детей культуры ощущения и восприятия.
Методы проекта :
1. Наблюдение
2. Совместные игры
3. Анкетирование
4. Познавательные игровые занятия
5. Беседы
Методическое обеспечение проектной деятельности :
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
2. Бианки В. В. Лесная газета. – 1990.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
4. Брэм А. Э. Жизнь животных. – СПб 1988.
5. Гершун В. И. Домашние животные. – М., 1991.
6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.
7. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных – М., 1988.
8. Кондратьева Н. Н. программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии. – СПб., 1996.
9. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.
10. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. – М., 2018.
11. Экологические занятия и игры для дошкольников и младших школьников. – Гомель, 1993.
План реализации проектной деятельности
Месяц Неделя Тема Программное содержание Форма проведения Работа с родителями Ответственный
Сентябрь 3неделя «Овощи» Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей
Беседа,
Наблюдение
Рассматривание овощей, фруктов;
Чтение сказки «Спор овощей»;
Дидактические игры:
«Что растёт на дереве, а что в земле»,
«Чудесный мешочек»,
«Угадай по запаху»,
«Узнай по вкусу»,
«Сбор урожая»,
Драматизация сказки «Репка»
Аппликация «Фрукты на тарелке»
Рисование «Яблоко». Рассматривание овощей, фруктов.
- Поделки из природно-бросового материала
- Целевая прогулка в огород
Кольцова Т. С.
4 неделя «Фрукты» Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида фруктов.
Надькина Е. Е.
Октябрь 1 неделя «В гости к деревьям» Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель, где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.
Экскурсия по экологической тропинке;
Наблюдения за деревьями; Беседа о деревьях;
Чтение стих-я Н. Саконской «В лесу»
Дидактические игры:
«Найди по листу дерево»,
«Посадим дерево»,
«Найди то, о чём расскажу»,
«Покажем мишке уголок природы»,
«От какого растения листья?» (с использованием моделей);
Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке;
Чтение М. Пришвина «Листопад»;
Слушание: песни «Листопад», музыка
Т. Потапенко, произведения «Грустный дождик», музыка Д. Кобалевского;
Подвижная игра «Солнышко и дождик»;
Рисование : «Идёт дождь», «Ёлочка - зелёная иголочка»;
Заучивание потешки «Радуга- дуга»;
Закличка «Дождик, лей, лей, лей».
Беседа. Наблюдения за деревьями; Беседа о деревьях;
Труд в природе : сбор осенних листьев;
Заучивание потешки «Радуга- дуга» Кольцова Т. С.
2 неделя «Комнатные цветы в уголке природы» Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям. Надькина Е. Е.
3 неделя «Путешествие в осенний лес» Формировать представления детей об осенних изменениях в природе : меньше солнечных дней, становится холоднее, изменяется одежда людей. Кольцова Т. С.
4 неделя «Дождик, лей, лей, лей!» Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. Надькина Е. Е.
Ноябрь 1 неделя «Золотая осень». Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды Загадывание загадок;
Рассматривание картины «Золотая осень»
Беседа;
Рисование «Листопад»;
Рассматривание картин с изображением диких животных;
Потешка «Идёт лисичка по мосту»;
Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
Драматизация р. н. с. «Теремок»;
Сказка на фланелеграфе «Три медведя»;
Чтение Е. Чарушин «Волчишко»,
«Зачем зайчику другая шубка?»; А. С. Пушкин «Ветер, ветер»;
Хороводная игра «Зайка беленький сидит»;
Дидактические игры:
«Кто где живёт»,
«Скажи ласково»,
«Найди детёныша»;
Аппликация «Колючий ёж»;
Игры с султанчиками, бег с ленточками.
Загадывание загадок; Беседа;
Рассматривание картин с изображением диких животных; Чтение. Кольцова Т. С.
2 неделя «Кто живёт в лесу». Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.
Надькина Е. Е.
3 неделя «Ветер, ветер, ветерок». Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.
Кольцова Т. С.
4 неделя «Как звери готовятся к зиме» Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей. Надькина Е. Е.
Декабрь 1 неделя «Котенька-коток и его друзья» Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Беседа; Потешки «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай»;
Лепка «Прянички»(по р. н. п. «Кисонька- мурысенька»);
Настольный театр «Волк и 7 козлят»;
Рассматривание картины с изображением домашних животных;
Сказка «Бычок - смоляной бочок»;
Дидактические игры:
«Чьи детки?»,
«Что даёт корова»,
«Кто живёт на бабушкином дворе»; Путешествие в Зимний сказочный лес;
Лепка «Зайка беленький сидит»;
Рассматривание картины «Зайцы в лесу»; Потешка «Водичка, водичка»;
Беседа «Для чего нужна вода?»;
Опыт :Таяние снега, замерзание воды,
Изготовление цветных льдинок, Узнаем, какая вода;
Рассматривание картин с изображением домашних животных;
Путешествие в Зимний сказочный лес;
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
рассматривание фотографий. Кольцова Т. С.
2 неделя «Зимний лес полон чудес» Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.
Воспитывать любовь и заботу к животным.
Надькина Е. Е.
3 неделя «Водичка, водичка…» Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега - в воду.
Кольцова Т. С.
4 неделя «Воздух вокруг нас» Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Надькина Е. Е.
Январь 3 неделя Курочка-Ряба и её соседи.
Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Беседа, Загадки о животных;
Дидактические игры:
«На птичьем дворе»,
«Чей детёныш»,
«Кто как кричит»,
«Назови ласково»
Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята». (см. Хрестоматия для маленьких. -М. : просвещение, 1987.-с. 339-340)
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»;
Рассказ А. Каралийчев «Маленький утёнок»
Песенка «Жили у бабуси»;
Рисование «Заборчик для петушка»(по илл. Ю. Васнецова к потешке Петушок);
Аппликация «Жёлтый цыплёнок»;
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
Игра-забава «Наседка и цыплята»;
Подвижная игра «Воробышки и кот»;
Наблюдения за птицами на участке;
Слушание песни «Птички» музыка Г. Фрида;
Рассматривание картины «Таня и голуби»;
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
Дидактическая игра «Найди пару»;
Игра «Голуби и воробьи»;
Аппликация «Скворечник»;
Беседа, рассматривание фотографий. исование.
Беседа,
рисование. Кольцова Т. С.
4 неделя Пернатые друзья
Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим" Надькина Е. Е.
Февраль 1 неделя «Где живёт золотая рыбка» Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.
Беседа о рыбах;
Наблюдения за рыбками;
Рассматривание иллюстраций с рыбками; Игра «Хорошо- плохо»;
Рисование «Рыбки в аквариуме»;
Чтение И. Токмаковой «Где спит рыбка», Л. Воронкова «Снег идёт»,
Стих-е В. Берестов «Снегопад»;
Рисование «Вот зима- кругом бело»,
«Уж ты ты, зимушка- зима»;
Подвижная игра «Снежинки и ветер»;
Наблюдения за погодой на участке;
Рассматривание картины с зимним пейзажем;
Беседа о зиме;
Игра «Когда это бывает»; Опыт со снегом; Постройка снеговика на участке ; Загадки о луке;
Рассматривание луковицы;
Опыт с луком;
Наблюдение за ростом лука;
Рассматривание появившихся зелёных пёрышков;
Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее посаженной. Беседа о рыбах; Наблюдения за рыбками;
Беседа о зиме; Наблюдения за погодой; Чтение; Опыт со снегом; Постройка снеговика; Опыт с луком.
Кольцова Т. С.
2 неделя «Волшебница- зима» Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому. Надькина Е. Е.
3 неделя «Снеговичок» Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Кольцова Т. С.
4 неделя «Посадка лука». Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним. Надькина Е. Е.
Март 1 неделя «Весна пришла». Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Беседа; Чтение: стих-я М. Клоковой «Зима прошла»,
А. Плещеев «Весна»,
А, Майков «Ласточка примчалась»,
Л. Толстой «Птица свила гнездо»,
произведений о животных; стих-я Моштаковой «Жил на свете один человечек»
Аппликация «Весенняя сказка» (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106);
Рисование «Сосульки длинные и короткие»;
Дидактические игры:
«Мир вокруг нас»,
«Времена года»; «Валеология»,
«Строение человека»,
«Угадай на вкус»,
«Запахи»; «Хорошо – плохо»,
«Путешествие на полянку»
Рассматривание книги «Моё тело»;
Игры «Кто я?»,
«Узнай по голосу», «Убери мусор на поляне»;
Развлечения: «Весёлые человечки играют»,
«Нарисуй свой портрет»,
«Наши помощники»;
Опыт с песком и глиной;
Рассматривание песка и глины;
Выставка глиняных игрушек;
Игры с песком;
Лепка пирожков и печенья;
Лепка из глины; Лепёшки большие и маленькие. Чтение произведений о животных; Выставка глиняных игрушек;
Беседа. Кольцова Т. С.
2 неделя «Я- человек». Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Надькина Е. Е.
3 неделя «Береги живое». Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе. Кольцова Т. С.
4 неделя «Какой песок, какая глина»
Познакомить со свойством и качеством песка, глины ; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.
Надькина Е. Е.
Апрель
-Опыт с древесиной
-Рассказ о бумаге и древесины
сссс 1 неделя «Экологическая тропинка». Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа; Целевая прогулка по объектам экологической тропинки;
Разучивание стихотворений о природе
Рассматривание картины «Весна»;
Рисование «Одуванчики в траве», «Деревья на нашем участке».
Стих-е З. Александровой «Одуванчик»,
Е. Благининой «Яблонька»; Чтение потешки «Божья коровка»;
Лепка «Червячки для цыплят»;
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых;
Чтение рассказа «Пёстрые крылья» из книги Пиманова «Зелёные страницы»;
Отгадывание загадок; Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сеянчик);
Загадки;
Чтение художественной литературы;
Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян. Беседа; Разучивание стихотворений о природе;
Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых; Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сеянчик).
Кольцова Т. С.
2 неделя «Насекомые -маленькие помощники». Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. Надькина Е. Е.
3 неделя «Посев семян гороха, лука в огороде». Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним. Кольцова Т. С.
4 неделя «Перелетные птицы». Дать представление детям о перелетных птицах, их особенностях.
Надькина Е. Е.
Май 1неделя «Природа наш родной дом»
Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы;
Экскурсия по участку д/с;
Наблюдения;
Дидактическая игра «Береги природу»; Рассматривание игрушек, предметов;
Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала;
Дидактическая игра «Что из чего сделано»; Опыт с бумагой;
Опыт с древесиной; Рассказ о бумаге и древесины.
Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы; Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала. Кольцова Т. С.
2 неделя Нужные вещи из ненужных вещей
Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать, из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.
Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины Надькина Е. Е.
3-4 неделя Мониторинг