Ногаева Галина
Проект в ДОУ «Трансформация букв и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Трансформация букв и слов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №98.
Февраль-март 2019г
Логопед – Ногаева Г. Н.
Проект : «Трансформация букв и слов».
Проблема: При написании печатных букв, дети допускают ошибки в конструкциях букв.
Цель: привлечь внимание детей к конструкции букв, слова и предложения.
Задачи:
1) С детьми:
развивать воображение, логику, способность к мысленному моделированию, т. е. к проведению мысленных экспериментов.
Публикация «Проект в ДОУ „Трансформация букв и слов“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
2) С родителями:
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу с ребенком, организовывать дома игры по конструированию букв, слов по рекомендациям логопеда.
Этапы.
Этапы реализации проекта Содержание Участники
I.Подготовительный этап. 1. Обдумывание идеи проекта.
2. Сбор материала: интернет-ресурс, пособие «Каше».
3. Подбор букв русского языка, бросовый материал для конструирования букв. Изготовление карточек, подбор слов, в которых с изменением одной буквы или порядка слогов меняется смысл слова. Логопед, родители.
II. Организационный этап. Составление плана проекта :
1. Отбор детей.
2. Консультации для родителей.
3. Определение сроков проекта.
4. Разработка конспектов. Логопед, родители.
III. Формирующий этап. Проведение игровых ситуаций в рамках проекта, совместная работа логопеда, детей, родителей. Подготовка фотографий по теме проекта и организация фото выставки. Логопед, родители, дети.
IV. Итоговый этап. Размещение фотовыставки в группе.
Описание опыта работы. Родители, дети, логопед.
Приложение № 1:
Конспект игровых ситуаций №1.
Количество детей – 3 человека.
Продолжительность – 10 минут.
Место проведения – логопедический кабинет.
Ведущий – логопед.
Оборудование – счетные палочки, трубочки разной длины, пуговицы, пластилин, гибкая проволока, банковские резинки.
1. Предложить детям самостоятельно определить, из каких элементов состоят предложенные печатные буквы. Предложить выложить буквы с помощью различных материалов: палочек, трубочек, пуговиц, резинок, обрезков проволоки.
2. Если дети выкладывают буквы только с помощью палочек и трубочек, подвести к тому, что имеются буквы с округлыми элементами.
3. Сделать вывод: не все буквы можно выложить из палочек и трубочек. Для округлых элементов букв необходимы другие материалы: проволока, резинка, пуговицы.
Похвалить детей, которые проявили смекалку.
4. Предложить рассмотреть выложенные логопедом буквы :
П Г Ж Щ Ф.
Самостоятельно, с помощью перестановки (трансформации) элементов составить из них другие буквы.
Из П (Н И, Г (Т, Ж (Х, Щ (Ш Ц, Ф (Р В Ь).
Конспект игровых ситуаций №2.
Количество детей – 3 человека.
Продолжительность – 10 минут.
Место проведения – логопедический кабинет.
Ведущий – логопед.
Оборудование – карточки с односложными словами размером 8х20 с пропущенной гласной буквой (Л•К, С•К, К•Т);
согласной в начале и конце слова (•АР, СО•);
набор гласных букв.
Предложить детям карточки с односложными словами, в которых пропущена гласная буква и набор гласных букв, которые необходимо вставить в слова.
Лак, лук, люк; сок, сук; кот, кит.
Предложить детям сделать самостоятельно вывод, как при смене одной гласной меняется смысл слова.
Затем предложить другие карточки с пропущенными согласными в начале и конце слова, набор согласных букв.
Жар, пар, шар; жук, лук, сук; сон, сом, сок, сор.
Конспект игровых ситуаций №3.
Количество детей – 3 человека.
Продолжительность – 10 минут.
Место проведения – логопедический кабинет.
Ведущий – логопед.
Оборудование – карточки со слогами размером 8х15.
Предложить детям прочесть на карточке слогиТОН, КЕТ, ФЕТ. Подобрать слог, который нужно поместить перед имеющимися слогами. (Детям предлагаются слоги БЕ, БУ, БА).
Дети подбирают слоги, подставляют в начало слова и выясняют, какой слог подходит. Каждому ребенку предлагается набор слов.
Затем предлагаются слоги, к которым следует подобрать последний слог.
МАЙ-КА, ЛЕЙ-КА, ГАЙ-КА.
Вывод: слова состоят из слогов.
Конспект игровых ситуаций №4.
Количество детей – 3 человека.
Продолжительность – 10 минут.
Место проведения – логопедический кабинет.
Ведущий – логопед.
Оборудование – конверты с фразами.
Детям задается вопрос: – Из чего состоит предложение? – Из слов.
Предложить детям исправить ошибки в предложениях, допущенные Незнайкой, который все перепутал.
• окошке сидит на кошка;
• стол залез под малыш;
• елке росли на шишки;
• дупле сидит в белка;
• подсобака лежит лавкой;
Вывод детей: надо правильно расставлять слова в предложении, чтобы было все понятно.
Приложение № 2:
(Описание опыта работы).
Большие возможности для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дает трансформация букв и слов. Данное направление я реализовала в нескольких вариантах.
На столах у каждого ребенка лежали палочки разной длины, мозаика, пуговицы, карандаши и иные предметы. Чем активнее ребята, тем богаче набор предметов. Не обязательно использовать их все; многие добавляются просто для создания ситуации выбора. Я просила детей выложить с их помощью заданные буквы.
Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания конкретной буквы. Логопед не вмешивается в процесс, не дает никаких рекомендаций и советов, не оценивает правильность действий ребенка. В это время мыслительная активность детей очень высока. Вначале они работают по методу проб и ошибок, т. е. пробуют все подряд и проверяют на практике, какие предметы годятся для создания той или иной буквы.
По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда ребята, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента и пр.
Как усложнение задания, можно предложить выложить ту же букву с помощью иных приемов и материалов. Так в процессе исследовательской деятельности логопедическая задача – запомнить внешний вид и начертание букв – решается легко и незаметно, как бы сама собой. Большой интерес вызывает задание по трансформации букв : как из одной буквы получить другую? (передвинуть палочку, что-то добавить или убрать, заменить один предмет другим и т. д.). Иногда эта работа проводится как соревнование между ребятами: кто придумает больше вариантов? Такая исследовательская деятельность стимулирует воображение, развивает способность к мысленному моделированию (т. е. к проведению мысленных экспериментов). Нас неоднократно удивляла фантазия детей. Зачастую они придумывали, как использовать те предметы, которые нам самим казались бесполезными и попадали в набор просто для создания ситуации выбора. Познавательно-исследовательская деятельность реализуется при анализе отдельных фраз и предложений. В простом варианте – это перестановка слов с целью получения правильно сконструированной фразы (например, «окошке сидит на кошка») или соединение частей разорванных предложений ( например: «Наша Таня. Громко плачет уронила. В речку мячик тише. Танечка, не плачь. Не. Утонет в речке. Мяч.»). По мере накопления у детей фонда умственных операций можно анализировать сложные тексты типа:
Кто стучится в дверь моя?
Видишь, дома нет никто?
Приходи ко мне вчера,
Будем съели пирожки.
После каждой строчки педагог останавливается и просит ребят дать правильный вариант текста.
Активно в эту деятельность были вовлечены мамы ребят, которые получили предварительно консультацию логопеда. Мамы делились опытом, как ребята использовали разные материалы для игр по конструированию и трансформации букв.
Составляли буквы вырезанными из картофеля брусками и макаронами, а также конструировали их из прищепок и спагетти.
Творчество мам и детей проявилось в том, что дети стали показывать буквы, изображая их с помощью частей своего тела. (Фото прилагаются).