Ляхова Лилия
Проект «Традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиции русского народа»
Пояснительная записка
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Публикация «Проект „Традиции русского народа“» размещена в разделах
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект : в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили?
Тип проекта : познавательно -творческий
Вид проекта : групповой
Место проведения: МБДОУ №24
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет
Продолжительность проекта :краткосрочный
Время реализации: 2 недели
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
• Познакомить детей с русской народной игрушкой;
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
Прогнозируемый результат:
Обогащение знаний и представлений детей о русских народных традициях.
Развитие патриотических чувств у детей.
Предварительная работа:
1. Подбор материала и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
2. Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
3. Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
4. Заучивание русских народных потешек, пестушек.
Продукт проектной деятельности :
Создание альбома «Традиции русского народа»,«Русская народная игрушка». Организация выставки детского творчества.
Этапы реализации проекта :
1этап – подготовительный:
Чтение русских народных потешек, пестушек, русских народных сказок. Рассматривание матрёшки, дымковского коня. Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Принятие решения создать альбомы «Традиции русского народа», «Русская народная игрушка», сделать выставку детских работ по теме.
2 этап. Основной.
1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта : предметы старого русского быта, матрёшки, филимоновская свистулька, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).
2. Рассматривание иллюстраций «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
3. Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
4. Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод). Лыкова, № 46, с. 106.
5. Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
6. Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
7. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
3 этап. Заключительный.
Оформление альбома «Традиции русского народа».Оформление альбома «Русская народная игрушка».Организация выставки детских работ.
План работы над проектом
1 неделя Содержание работы Работа с родителями
Понедельник Тема дня «Русские народные сказки» 1. Д\и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки. 2. Д\и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество. Анкетирование родителей.
Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.
Вторник Тема дня: Русская матрешка. 1. Д\и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке. 2. Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре. 3. Рисование на тему
«Веселые матрешки (хоровод)». Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству. 4. Чтение потешек, пестушек. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
Среда Тема дня: «Филимоновская игрушка» (свистулька). Воспитывать интерес к народным игрушкам. Д\и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида. Пополнение уголка художественного творчества филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.
Четверг Тема дня:«Русская изба!»
Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.
Подбор предметов народного быта.
Пятница Тема дня: Русский народный костюм. 1. Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским народным костюмом. 2. Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому. 3. Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.
4. Аппликация «Украшаем сарафан» Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для
девочек и русскими рубахами для мальчиков.
2 неделя Содержание работы Работа с родителями
Понедельник Тема дня: «Деревянная ложка». 1. Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
2. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Консультация для родителей «Расскажите детям о русских народных инструментах»
Вторник Тема дня: «Русь мастеровая» 1. Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к истории. 3. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию сказки. Домашнее задание
«Подобрать иллюстрации с ремесленными профессиями русского народа»
Среда Тема дня: «Колыбельные песни» 1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа. 2. Д\и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.). 3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством. 4. С\р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.
Четверг Тема дня: «Русские народные игры» 1. Игра малой подвижности «Камешек». Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству. 2. Хоровод «Во поле березка стояла». Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа. Консультация для родителей «Нужны ли детям русские народные игры»
Пятница Тема дня: «Рукотворное чудо» 1. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек». Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким. 2. Рисование на тему «Украсим полотенце». Познакомить детей с народными орнаментами. Учить воспроизводить орнамент по образцу.
3. Оформление альбома «Традиции русского народа».Оформление альбома «Русская народная игрушка».
4. Организация выставки детских работ. Привлечь родителей к совместному творчеству «Украсим полотенце».
Оформить альбом «Традиции русского народа», «Русская народная игрушка».
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.