Лиана Байрамова
Проект тематического дня «Вороний праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект тематического дня "Вороний праздник"
Цель проекта: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".
Задачи проекта.
- познакомить детей с обычаями и традициями народов ханты и манси;
-развитие мышления, творческих способностей, соображения;
-совершенствование духовной и нравственной культуры путем знакомства с традициями коренных народов Севера;
Публикация «Проект тематического дня „Вороний праздник“» размещена в разделах
- Вороний день
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
-воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.
Актуальность.
Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю в котором они живут.
Гипотеза.
Непосредственное участие в национальных праздниках воспитывает в детях нравственные чувства, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус и чувства патриотизма к своей малой Родине.
Цель проекта: познакомить с историей возрождения традиционных национальных праздников народов ханты и манси "Вороний день".
Задачи проекта.
- познакомить детей с обычаями и традициями народов ханты и манси;
-развивать мышление, творческие способности, соображение;
-совершенствовать духовную и нравственную культуру путем знакомства с традициями коренных народов Севера;
- формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
-воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям.
Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты.
Продолжительность проекта: краткосрочный (один день)
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный
• изучение методической литературы
• подбор необходимого материала
2 этап – практический
• реализация проекта
3 этап – заключительный
• обобщение знаний детей
Ожидаемые результаты:
-развитие интереса к обычаям и традициям народов ханты и манси.
Предварительная работа с детьми:
- внеклассное чтение сказок и рассказов народов Севера.
Вороний день – старинный традиционный праздник северных народов ханты и манси. Ворона у этих народов – священная птица, символ жизни и наступления весны: она прилетает одной из первых птиц и своим громким криком пробуждает спящую природу. Кроме того, ворона – особая покровительница женщин и детей. Раньше девушки хранили деревянные фигурки вороны, вырезанные отцом или братом, и брали их с собой, выходя замуж. Мох, на котором сидела ворона, стелили детям: считалось, что это приносит ребенку здоровье и благополучие. По старинному поверью, ворона, прилетев с юга в холодный край, греет лапки в древесных стружках. А у северных народов было принято класть мягкие стружки под постель ребенка, в колыбель, так вот эти стружки оставляли потом на окраине села для вороны. В наше время праздник День Вороны возрождается, люди вспоминают древние обычаи и обряды и восстанавливают их. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.
В праздничный день ворона «приносит подарки» ребятишкам. Выйдя на улицу, дети находят висящие на ветках березы связки калачей, а калач – символ солнца.
Смысл праздника Вороний день – почитание священной птицы, а также - общение родных и близких людей, живущих далеко друг от друга. Это праздник любви и встреч. Люди собираются со всей округи, приносят угощение. Накрываются столы, на которых непременно присутствуют каша и чай. Принято подходить к священным деревьям (мужчины подходят к ели, а женщины – к березе) и привязывать к веткам цветные лоскутки ткани с завернутыми монетами.
На празднике люди танцуют, изображая весеннее поведение птицы. У этих танцев существует магическое значение, связанное с рождением детей. Похожие обычаи и ритуалы есть у других народов России: у башкир, удмуртов, коми. У некоторых народностей есть весенние женские и детские праздники, похожие по смыслу и деталям на Вороний день.
Для Дня Вороны существуют приметы и правила поведения. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Примечают: если ворона сядет на низкое дерево – весна будет скорая, а если на высокое – затяжная. Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяют, много ли будет рыбы и ягод.
У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.
Реализация проекта:
Младший возраст.
1 половина дня
-Беседа с рассматриванием иллюстраций (и/или с использованием компьютерной презентации) об истории праздника «Легенда о вороне», вспомнить приметы весны.
Цель: знакомить с праздником, с обычаями хантов, связанные с прилетом вороны, воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям.
-Чтение хантыйских сказок с беседами «Зайчик и лягушка» (Сравнить с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух») ,
«Ягодка, Клюква и сено.» (Сравнить с русской народной сказкой: «Пузырь, соломинка и лапоть»)
Цель: знакомить с произведениями хантыйского народа, развивать речь, умение сравнивать и находить общее.
- Д/и «Что лишнее?».
Цель: совершенствовать знания детей о родном крае: животном и растительном мирах, о предметах ближайшего окружения. Развивать сообразительность, восприятие, память. Воспитывать организованность.
- Д/и «Елины помощники» (мл. возр)
Цель: научить образовывать форму множественного числа глаголов, обогащать словарный запас детей, развивать восприятие, мышление, воспитывать уверенность в себе.
Используемый материал:
Кукла Еля в хантыйской одежде.
-Д / и «Животные Севера».
Задачи: учить отгадывать названия северных животных по описанию внешнего вид, развивать наблюдательность, воспитывать уверенность в себе.
- Д/и «Северный гардероб»
Цель: учить детей по орнаменту на одежде находить похожие по орнаменту унтайки, закрепить знания детей о особенностях декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси.
- Лепка из пластилина «Угощенье для Вороны» (мл. возр.) «Ворона» (ср. возр.)
Цель: закрепить знания о празднике «Вороний день», приемы лепки.
- Слушание хантыйской музыки
Рассматривание альбома «Народы Югры»
Цель: воспитывать интерес к культуре коренных народов Севера, прививать любовь к родному краю, к нашей Родине и чувство патриотизма.
· Игра «Перелетные и зимующие птицы»
Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,
2 команда – «Перелетные птицы».
Правила игры:
Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки
по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество
ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют
изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.
Прогулка
Наблюдение за вороной
· Чтение стихотворения «Вороний день»
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона – первый признак.
У птицы просят мудрости, добра.
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети – множество забав.
Приносит им весенний первый праздник.
Обращать внимание на красоту северной природы, сезонные изменения в природе.
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные приметы.
Подвижные игры: «Чум», «Упряжка оленей», «Нарты», «Поймай рыбу», «Охота», «Дом, в котором я живу», «Под шкурой оленя»
Цель: развивать физические способности: ловкость, быстроту, меткость; воспитывать товарищество и взаимопомощь
2 половина дня
Рассказываение детям.
Легенды о вороне
О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас,
но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили
тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание.
Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны
поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости
опускаться нельзя. Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И
они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.
Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной
прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она
с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой
Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался
род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста.
Ун кер тылыщ 7 – мет хатл».
- Сюжетно-ролевая игра «Хантыйская семья»
Цель: познакомить детей с бытом ханты, закрепить умение ориентироваться в чуме, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
-Д/и «Собери орнамент»
Цель: продолжать знакомить детей с народным орнаментом ханты и манси, раскрывая характерные черты узоров, развивать усидчивость.
- Пазлы «Мой край родной».
Цель: закрепить умение из частей создавать целое, развивать усидчивость, мышление.
- Вечер загадок и головоломок, связанных с историей и культурой народа ханты (загадки о птицах, животных, о рыбной ловле, о земле, луне и солнце)
Цель: знакомить с народным творчеством северных народов, способствовать развитию у детей воображения, мышления, умения сравнивать разное и находить обратное.
- Чтение хантыйской сказки «Как ворон землю мерил».
Цель: познакомить детей с мансийской сказкой, учить детей оценивать поступки персонажей, высказывать свое отношение к героям.
- Выбрать хантыйский орнамент, назвать и разукрасить (мл. возр,
Рисование хантыйских орнаментов по образцу. (ср. возр)
Цель: познакомить детей с культурой и бытом народом ханты, особенностями хантыйского костюма, его орнаментом, расширить представление о родном крае.
Старший возраст.
1 половина дня
- Беседа с театрализацией об истории праздника «Легенда о вороне», вспомнить приметы весны.
Цель: знакомить с праздником, с обычаями хантов, связанные с прилетом вороны, воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям; формировать нравственные основы личности.
- Чтение хантыйских сказок (на выбор) «Ими-Хиты», «Кот», «Мальчик Идэ», «Мышка», «Мышка и лось», «Нарты с золотом»
Цель: Знакомить с произведениями национальных поэтов,
продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера.
- Выбрать малицу (мужская одежда коренных народов) или ягушку (женская одежда коренных народов) нарисовать хантыйский орнамент, назвать и разукрасить.
Цель: познакомить детей с культурой и бытом народом ханты, особенностями хантыйского костюма, его орнаментом, расширить представление о родном крае.
- Д/и «Что дает лес народам ханты и манси?»
Цель: развивать наблюдательность, мышление, сообразительность, воспитывать основы положительного отношения к природе.
- Д/и «Чудесный сундучок»
Цель: учить соотносить стихотворные произведения с иллюстрированным материалом, познакомить с некоторыми стихотворениями хантыйских поэтов, обогащать словарный запас, развивать воображение, внимание, слуховое восприятие.
- Д/и «Волшебный чум»
Цель:продолжать формировать интерес к культуре хантейского народа, закрепить умение угадывать хантыйские загадки,обогащать словарный запас детей, развивать кругозор дошкольников, память.
Прогулка
Наблюдение за вороной
· Чтение стихотворения «Вороний день»
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона – первый признак.
У птицы просят мудрости, добра.
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети – множество забав.
Приносит им весенний первый праздник.
Обращать внимание на красоту северной природы, сезонные изменения
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные приметы.
Подвижные игры «Под шкурой оленя» «Чум», «Упряжка оленей», «Нарты», «Поймай рыбу!», «Охота», «Дом, в котором я живу». «Прыжки через нарты», «Олени и оленевод», «Охота на волка», «Птицелов», «Охотники и куропатки»
Цель: развивать физические способности: ловкость, быстроту, меткость; воспитывать товарищество и взаимопомощь.
2 половина дня
- Рассказываение детям.
Легенды о вороне
О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас,
но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили
тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание.
Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны
поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости
опускаться нельзя. Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И
они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.
Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной
прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она
с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой
Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался
род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста.
Ун кер тылыщ 7 – мет хатл».
-Эстафета с хантыйскими соревнованиями: «Собери дикоросы», «Поймай оленя», «Строим чум», «Оленья упряжка», «Рыбаки», «Померяемся силой», «Охотники»
Цель: развивать физические способности: ловкость, быстроту, меткость; воспитывать товарищество и взаимопомощь.
- Д/и «Мастерская Ванхо»
Цель: уточнить знания о промысловых орудиях народов ханты и манси, учить совершенствовать предметы рыбной ловли и охоты, развивать творческое воображение.
-Сюжетно-ролевая игра «В гости к Тенге»
Цель: закрепить знание детей о быте ханты и манси, развивать сюжет игры, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Аппликация «Украшение хантыйской рукавички».
Цель: продолжать знакомить детей с элементами национальной одежды и их орнаментацией, учить детей из геометрических форм узорный элемент, чередуя и повторяя данные элементы.
-Чтение стихотворений: «Апрель» С. Я. Маршак. «Весна» Ф. И. Тютчев.
Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать умение замечать сезонные изменения в природе,
учить различать характерные приметы, узнавать их в стихотворениях.
-Вечер загадок и головоломок, связанных с историей и культурой народа ханты (загадки о птицах, животных, о рыбной ловле, о земле, луне и солнце)
Цель: знакомить с народным творчеством северных народов, способствовать развитию у детей воображения, мышления, умения сравнивать разное и находить обратное.
- Слушание хантыйской музыки
Рассматривание альбома «Народы Югры», кукол в хантыйской одежде.
Цель: воспитывать толерантность, интерес к культуре коренных народов Севера, прививать любовь к родному краю, к нашей Родине и чувство патриотизма.
- Подвязывание разноцветных ленточек на своеобразные веточки березы с пожеланиями здоровья и благополучия близким.
Цель: знакомство с обычаями северных народов, развитие кругозора; привитие интереса к национальным традициям.
Используемая литература:
1. Детские народные подвижные игры. //Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. М., Просвещение, 2006г
2. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
3. Гончарова Е. В. «Югория мой край родной», 2007