Ирина Чадайкина
Сценарий тематического дня «Праздник русского калача»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-знакомство с традиционным русским блюдом;
-обогатить словарный запас дошкольников, упорядочить их знания о традиционном народном блюде – калач;
- пробуждать любовь и уважение к своей стране, своему народу, к народным играм и традициям, поощрять желание детей узнавать больше о традициях, поддерживать детскую инициативу, их радостное настроение от встречи друг с другом;
- поощрять детское взаимодействие, коммуникацию, побуждать к активной игровой деятельности.
Примерный вариант тематического дня.
Публикация «Сценарий тематического дня „Праздник русского калача“» размещена в разделах
С утра группа оформлена в стиле русской избы. Звучат напевы, наигрыши русской народной музыки. Педагог наблюдает за реакцией детей, входящих в обновленную группу. Замечают ли они новые «старые» предметы быта, картины, иллюстрации из жизни русского народа в далеком прошлом.
-У нас сегодня в группе необычно?
-Знакомы вам, эти, появившиеся, предметы? ( рассматривание предметов старины и уточнение их назначения: чугунок – в нем готовили, как сейчас в кастрюлях, сундук – в нем хранили одежду, как сейчас в шкафах и т. п., (со старшими дошкольниками рассматривание 6-8 предметов, с младшими дошкольниками рассматриваем 1-2 предмета).
Подберите песенки, частушки, где речь идет о калачах.
Не плачь, не плачь - куплю калач,
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
- Какие блюда готовили в старину наши прабабушки и прадедушки? Готовятся сейчас калачи в вашей семье?
КАЛАЧ – старейший вид белого хлеба в России. Вообще, калачом назывался любой круглый белый хлеб в форме замка с дужкой.
Калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали нищим, либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили «дошел до ручки». И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Просмотр видео, как в старину пекли калачи.
Замесите совместно тесто для калачей. Налепите калачи и относите на кухню попросите поваров выпечь калачи.
В первую половину дня с детьми организуйте чтение потешек, загадок, пальчиковые игры, касающиеся калача.
Для старших дошкольников:
«Продолжи пословицу»
Один пирог два раза не… (съешь)
Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)
Остатки … (сладки)
Пословицы
• Живая душа калачика чает.
• Хорошо для друга калач купить : не полюбится, так сам съешь.
• Нам и калач – угощение, ведь – импортозамещение.
• Не терт, не мят, не будет калач.
• И калина с калачом ему нипочем.
• Его и калачом сюда не заманишь.
• Ешь калачи, да поменьше лепечи.
• Калач хлебу не замена.
• Калачик – сестрица, а ржануха – родной братец.
• Калачом только брюхо раздразнишь.
Также в первую половину дня предложить детям рассматривание иллюстраций с калачами.
Во вторую половину дня воспитатель, одетый в русский народный костюм, приглашает детей после тихого часа в группу, оформленную под русскую избу. На стульчиках детей развешаны сарафаны, рубахи, пояса сшитые по эскизам костюмов народа, проживающего в Алтайском крае.
- Знакомы ли вам эти предметы, костюмы?
Примерьте наряды, полюбуйтесь на себя, рассмотрите детали одежды.
-Вы уже догадались, что у нас необычный полдник?
- Устроим настоящий праздник в костюмах, с играми и угощениями!
-На нашем празднике много калачей. Мы с вами, завели тесто, налепили калачи, а испекли их наши повара! Будем пробовать, да хвалить! Кушать и наслаждаться!
Какой традиционный праздник без игр и хороводов? Время подвигаться, порезвиться, посостязаться в силе, ловкости, да смекалке. И мы сейчас с вами поиграем.
Варианты народных игр, которые могут использоваться во время праздника
Игра «Дядюшка Трифон».
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, по мнению водящего, занимает его место. При повторении игры, дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Игра «Карусель».
Дети становятся в круг, при этом держась за ленточки привязанные к обручу. Воспитатель стоит в цетре обруча, держа его. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую напевает взрослый:
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.
Игра «Плетень».
Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.
В начале игры, одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.