Лена Мещурова
Проект Тема: «Ребятам о зверятах»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
(А. Шопенгауэр)
Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание. Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Малыш усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.
Публикация «Проект Тема: „Ребятам о зверятах“» размещена в разделах
Одним из залогов экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
Необходимость заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни, сформировать элементарные умения и навыки правильного взаимодействия с растениями и животными.
Педагогический опыт показал мне наиболее успешную для моей педагогической деятельности технологию экологического воспитания - метод проектов.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия усвоения новых знаний в проекте, предметом деятельности является процесс познавательного развития личности дошкольников.
2. Актуальность создания проекта
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Проведенная диагностика показала, что проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание правил этого общения.
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, я провела анкетирование родителей по теме: "Воспитание любви к животным". Анкета позволила сделать следующие выводы: в большинстве семей нашего Центра домашних животных нет (74%).
Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений о возможности нанесения животным вреда ребенку, дети получали отказ.
Не следует забывать, что домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни наш проект «Ребятам – о зверятах», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу.
Поэтому возникла идея разработки и реализация проекта «Ребятам о зверятах».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности самостоятельные, успешные, ответственные, умеющие ставить цель и достигать её, имеющие собственное мнение, оптимистический, так как жизнь принадлежит оптимистам, а пессимисты лишь зрители.
2. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для расширения и обогащения знаний детей о домашних животных, бережное отношение и развитие интереса к окружающему миру, уточнение и закрепление названий домашних и их детенышей (чем питаются, где живут, как передвигаются, какие звуки издают).
Тактические цели
1. Создать модель работы по организации проекта
2. Сформировать сообщество «педагог – дошкольники – родители» в работе над проектом «Ребятам о зверятах»
3. Организовать насыщенное жизнепроживание всех участников проекта в ходе деятельности по проекту.
Задачи
1. Организация пространства для развития познавательных способностей участников проекта
2. Методическое обеспечение проекта
3. Материально-техническое оснащение проекта
1. Организация системы работы над проектом
2. Формирование мотивации участников сообщества.
3. Партнёрство в сообществе «педагог – дошкольники – родители» через деятельность по проекту.
1. Воспитание бережного отношения к животным, формирование нравственных жизненных принципов у воспитанников МАДОУ и их родителей.
2. Информационный сбор участниками проекта материалов о домашних животных с использованием энциклопедической и художественной литературы.
3. Реализация ОО «Познавательное развитие» посредством проведения деятельности дошкольников по теме проекта.
Ожидаемые результаты
1. Создание развивающей среды с учётом индивидуальных особенностей участников проекта.
2. Методическое обеспечение, нацеленное на развитие индивидуальных познавательных способностей участников проекта.
3. Создание макета
«Домашние животные» 1. Готовность сообщества к реализации проекта
2. Создание банка данных педагогического опыта. 3. Формирование системы взаимодействия «воспитатель-воспитанник-родитель», как развивающейся общности, способной к саморазвитию и самореализации
1. Формирование личности участников проекта с нравственным потенциалом
2. Организация мини-библиотечки о животных.
3. Единство семейного и общественного воспитания.
Продукт
1.. Развивающая среда, достаточная для формирования познания
2. Проект «Ребятам о зверятах»
3. Макет «Домашние животные»
1. Сплочённость общностью целей участников проекта
2. Участники проекта - партнёры
3. Дневник наблюдения за исследовательской деятельностью по проекту.
1. Активная личность участников проекта с нравственным потенциалом.
2. Мини-библиотечка «Ребятам о зверятах»
3. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье
4. Аннотация
Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.
Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".
Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Педагог создаёт ситуацию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Виденья дошкольниками как нужно заботиться о животных;
2. Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы ее построения:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество детского сада с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Ряд авторов (М. Ивин, М. А. Федоров) рассматривают проекты с детьми, во-первых: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, во-вторых: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
Пути решения проекта :
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев: с «1» октября 2014 года по «15» апреля 2015 года
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов С 1 октября
по 17 октября
2. Практический этап
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
Организация открытых занятий, совместных и мероприятий, проведение фотовыставки С 17 октября по 15 марта
3. Обобщающе - результативный этап
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
С 15 марта по 15 апреля
5. План мероприятий
№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
1 Информационный сбор материалов о домашних животных с использованием энциклопедической и художественной литературы, Интернета, репродукций художников, поисковых систем. С 1 октября по 15 октября Воспитатель
2 Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
С 15 октября по 24 октября Воспитатель
3 Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с животными Воспитатель
4 Подбор дидактических игр.
Воспитатель
2 этап - Практический этап
1 Подготовка презентации о домашних животных для выявления представлений и интересов детей. 15 марта Воспитатель
2 Рассматривание иллюстраций, открыток к теме «Домашние животные»
Чей домик» - автор-художник И. Першина;
«Лесные друзья» - художники Н. и А. Снегирёвы;
«Что любят животные» - художник М. Бондаренко.
«Кошкин дом» - художник С. Михайлов;
«Запомни картинки» - художник И. Дорошенко. С 1 декабря по 31 января воспитатель
3 Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Игры с пальчиками: «Козочка», «Белочка», «Киска», «Лужок», «Лошадка», «2 котёнка».
Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Заяц и капуста», «Теремок», «Медведь и добрые зайчата», «Кошечка», «Пчёлки и медведь».
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Мама, папа, я», «На скотном дворе», «Помоги животным найти свой завтрак», лото «Домашние животные», «Кто что ест?», разрезное лото «Животные».
С 1 октября по 1 марта воспитатель
4 Чтение художественной литературы
Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок», «Лошадка», «Козлёнок» - А. Барто;
«Милые сони» - О. Александрова;
«Бульдог и Таксик» - Д. Хамс;
«Забавы зверят» - В. Лясковский;
«Три медведя» - Л. Толстой;
«Разные собачки» - Б. Заходер;
«Телефон», «Котауси и Мауси» - К. Чуковский;
«Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей в зоопарке» - С. Маршак;
«Что ни страница – то слон, то львица» - В. Маяковский;
«Как Хома зарядкой занимался» - А. Иванов;
«Лесной гость» - В. Чернобаев;
«Катя и бычок» - Л. Воронкова;
С 1 ноября по 15 апреля воспитатель
5 Деятельность родителей.
1. Создание макетов
2. Творческая работа: сочинение сказок, стихов, загадок о животных с родителями
С 1 февраля по 15 апреля родители
3 этап - Обобщающе - результативный этап
1 Изготовление макета «На деревенском дворике» март Воспитатель, младший воспитатель
2 Подведение итогов работы над проектом, рефлексия своей деятельности. 27 апреля воспитатель
3 Объявление детско-родительского конкурса рисунков на тему «Моё любимое домашнее животное»
С 1 февраля по 28 февраля Воспитатель
4 Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций, виртуальной экскурсии.
С 1 марта по 20 марта Воспитатель
5 Презентация 27 апреля воспитатель
6. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются дети, родители 1 младшей группы, воспитатель.
По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:
Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты
1 - 1 - -
Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
По возрастному цензу:
До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50
1
По стажу педагогической деятельности:
До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более
1
По категорийности:
Высшая категория Первая категория Вторая категория
Таким образом, профессиональный уровень педагога (ов) достаточно высок.
Информационные ресурсы
• Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;
• Ресурсы сети Интернет:
• www.1september.ru
• Журнал «Дошкольное воспитание»
• Журнал «Ребёнок в детском саду»
• Энциклопедии
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
Материально-технические ресурсы: ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДОУ имеется групповые комнаты и музыкальный зал необходимые для работы над проектом.
Они оснащены комплектами мебели, экраном, компьютером, мультимедийным проектором.
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится из методических средств педагога и спонсорской помощи.
Объект финансирования проекта
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта
№ п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость
1 Приобретение:
• примерных основных программ дошкольного образования;
• методического обеспечения программ;
• литература по внедрению ФГОС в ДО 700 рублей
2 Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• принтер;
• папки;
• файлы
1000 рублей
4 Ресурсы сети Интернет 700 рублей
ИТОГО 2400 рублей
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски и пути преодоления рисков
Риски Пути преодоления рисков
Нежелание некоторых участников проекта участвовать в реализации проекта Убедить участников в важности проекта для детей. Проведение консультаций.
Не заинтересованность детей темой проекта Заинтересовать детей через беседы, исследовательскую деятельность, чтение литературы.
8. Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Проект актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации в дошкольном обучении. Именно природа становится важнейшим средством развития и воспитания. Мировая педагогика считает главной целью воспитания всестороннее развитие личности подрастающего человека, в том числе интеллектуальное, эстетическое, нравственное, а также трудовое и физическое. Вне сомнения, животные – это источник первых знаний ребенка о природе. Ребенок, увидев животное, тянется к нему, узнает названия и различия между разными животными, знакомится с их поведением. В ходе общения с животными у ребенка развивается чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту домашних питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество. Ребенок стремится отразить свои переживания с животным в стихах, рассказах, а главным образом в изобразительном искусстве. Общаясь с животными, заботясь о них, ребенок учится любви, доброте, бережному отношению ко всему живому – тому, чего нашему обществу очень часто не хватает. В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только развитие коммуникативных навыков, но и даст толчок для овладения детьми определенным объемом информации, знаний.