Ольга Фильченкова
Проект «Район в котором мы живём» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Тема: «Район в котором мы живём».
Проблема. Район – это место, где мы гуляем, где находится наш дом. Так считают дети дошкольного возраста. Как показать что район – это часть города? Как объяснить значение района в организации жизни человека? Таким образом, возникшее противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с районом – как частью большого города, формирование у детей представлений о значении района в организации жизни человека, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Публикация «Проект „Район в котором мы живём“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Объект проекта. Автозаводский район.
Предмет проекта. Район – это часть города, значение района в организации жизни человека.
Цель. Сформировать у детей представление о районе – как части города на основе интеграции разных видов деятельности.
Задачи:
1. знакомство с историей возникновения Автозаводского района;
2. систематизация знания детей о жилых домах и зданиях социального назначения Автозаводского района, которые способствуют организации жизнедеятельности людей;
3. обогащение словарного запаса детей именами существительными и прилагательными, характеризующими объекты района;
4. формирование интереса к Автозаводскому району – как части города Нижнего Новгорода;
5. формирование навыков коллективной работы;
6. вовлечение родителей (законных представителей) в процесс поисковой деятельности.
Вид проекта :
– по доминирующему методу: информационный проект (получение и обработка информации);
– по характеру содержания: включает ребенка и его семью;
– по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата;
– по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьями воспитанников;
по количеству участников: фронтальный;
по продолжительности: средней продолжительности – 2,5 месяца.
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап – формулировка проблемы
(по результатам беседы на тему «Автозаводский район»);
– формулировка задач;
– подбор методической литературы, наглядно-дидактического материала для реализации проекта;
– введение детей в игровую (сюжетную) ситуацию. – вхождение в проблему при помощи «Модели трех вопросов»;
– принятие задач;
– вживание в игровую ситуацию;
– принятие задач;
– дополнение задач проекта (вопросы, идеи, предложения).
2 этап – помощь в решении задач;
– помощь в планировании деятельности;
– создание атмосферы сотворчества с детьми, поддержка любознательности и устойчивого интереса к проблеме;
– вовлечение родителей в работу над проектом, создавая атмосферу сотворчества с ребенком. – объединение детей в рабочие
группы;
– распределение ролей;
– собор разнообразной информации об Автозаводском районе из книг, газет, журналов, семейных альбомов, из сети Интернет.
3 этап – практическая помощь (по мере необходимости, индивидуальная работа с детьми;
– консультативная помощь родителям;
– контроль над осуществлением проекта (соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом). – рост степени свободы выбора автора;
– формирование знаний, умений, навыков.
4 этап – индивидуальные беседы с детьми;
– подготовка к презентации;
– презентация;
– осуществление рефлексии собственной деятельности. – подготовка к презентации;
– презентация;
– осуществление рефлексии собственной деятельности, осознание своих достоинств и проблем.
5 этап – вовлечение детей в изучение достопримечательностей города Нижнего Новгорода – осознание предстоящих проблем
I этап (целеполагание). На первом этапе с детьми в рамках мониторинга была проведена беседа на тему: «Автозаводский район», которая показала, что, по их мнению, район – место, где они гуляют и где находится их дом. Воспитатель предлагает детям совершить «Путешествие на машине времени по Автозаводскому району» (виртуальная экскурсия). После «экскурсии» вводит детей в игровую (сюжетную) ситуацию «Исследователи Автозаводского района».
II этап (разработка совместного плана действий по достижению цели). Воспитатель при помощи «Модели трех вопросов» выяснила, что дети уже знают. Воспитатель зафиксировала ответы на мольберте, чтобы дети могли их видеть. Для фиксации ответов использовались условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задала второй вопрос: «Что мы хотим узнать?». Ответы снова фиксировались с уважением к точке зрения каждого ребенка, тактичностью по отношению к нелепым высказываниям детей. Когда все дети высказались, воспитатель задала вопрос: «Как нам найти ответы на интересующие нас вопросы?» Для решения возникших вопросов было предложено провести мероприятия: собор разнообразной информации об Автозаводском районе из книг, газет, журналов, семейных альбомов, из сети Интернет. Обратиться за помощью к родителям. В рамках организованной образовательной деятельности были проведены занятия:
– по ознакомлению с окружающим: «Где эти улицы, где этот дом», «Достопримечательности родного района»;
– по рисованию «Микрорайон, в котором я живу»;
– по конструированию из бумаги «Район будущего».
Совместно с родителями провели экскурсии к значимым объектам района.
Чтобы найти союзников в новом, непростом деле, установить партнерские, доброжелательные отношения, создать активную группу помощников среди родителей объявили литературный конкурс «Навстречу юбилею Автозаводского района».
III этап (практическая часть). Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает детям решить проблемные ситуации, головоломки. Создавались ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Так появились оформленные альбомы, фотовыставка, аллея славы, мини-музей. Особую роль сыграли уголки по познавательно-практической деятельности. Среда вокруг ребёнка была как бы незаконченная, незавершённая. Все это привело к возникновению у детей потребности в составлении макета Автозаводского района. Дети нарисовали карту-схему района, обозначили флажками жилые дома, картинками объекты социального назначения.
IV этап (презентация). Четвертым этапом нашей работы над проектом стала презентация «Страна АЗ». Презентация проходила в форме тематического развлечения. Экскурсоводами были дети – участники проекта, а путешественниками – педагоги, родители и дети других возрастных групп.
V этап (заключительный). Перспективная работа заключается во включении детей в изучение достопримечательностей города Нижнего Новгорода.
Практическая значимость нашего проекта заключается в осознании детьми того, что район – это часть города и того, что они самостоятельно могут провести экскурсию по Автозаводскому району, передавая свое эмоциональное отношение к своей малой Родине. Работа над проектом позволила сблизить интересы родителей и дошкольного учреждения, т. к. в данном деле в центре внимания находился ребенок.