Сеитова Елена
Проект «Наши друзья — животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Наши друзья – животные!»
Воспитатель: Сеитова Елена
ГБОУ №2044 ДОУ №7
Актуальность реализации проекта.
Человек выше животных, не потому что может мучить их, а потому, что он способен жалеть их. А жалеет человек животных потому, что чувствует, что в них живет то же, что живет в нем. (Л. Н. Толстой)
Публикация «Проект „Наши друзья — животные“» размещена в разделах
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано четкое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых зайцев» и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков.
С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою «работу», играет определенную роль в природе. Экологическое воспитание – важная составляющая воспитательного процесса, но нередко примеры, которыми воспитывают уважительное отношение к объектам природы, очень сомнительны.
Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. Дети привыкают не замечать их мучений. Иногда в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной забавой ребят. За отсутствием морителей (которые и нельзя давать маленьким детям), ребенку ничего не остается, как оторвать крылья, затем лапки и наконец голову своей жертве. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не уважать, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к объектам природы.
Проблема: формирование у детей активного и устойчивого интереса к животным; предотвращение жестокого обращения к ним.
Цель проекта : создание условий для расширения и обогащения знаний детей о животных, развитие эмоциональной отзывчивости.
Детская цель: хочу стать другом животных!
Задачи:
- расширять и актуализировать представления детей об особенностях жизнедеятельности различных животных;
- закреплять обобщающие понятия «домашние животные» и «дикие животные»;
- развивать речевую активность, активизировать и расширять словарный запас ;
- развивать психические процессы (внимания, логического мышления) через различные виды детской деятельности;
- формировать представление о том, что человек – часть природы и должен охранять ее;
- воспитывать добрые чувства и гуманное отношение к живым объектам фауны;
Тип проекта : информационно – игровой, творческий.
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители.
Продолжительность: октябрь (среднесрочный).
Планируемый результат:
- у детей сформированы элементы экологической культуры;
- закреплены обобщающие понятия «домашние животные» и «дикие животные»;
- имеют представления о потребностях животных для их роста и развития;
Реализация проекта.
1 этап. Подготовительный.
- Изучение методической литературы по теме проекта.
- Познакомить родителей с темой проекта и его направленностью.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды (в соответствии с темой проекта).
- Разработка интегрированных занятий по теме проекта.
- Консультация для родителей «Учим детей уважать животных».
- Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.
2 этап. Основной.
- Интегрированные занятия по теме проекта.
- Тематический день «День животных».
- Упражнения, направленные на идентификацию детей с животными :
«Я – зайчишка, лисонька…» .
- Рассматривание альбомов с фотографиями: «Домашние животные», «Дикие животные».
- Настольно-печатные игры: «Животные и их детеныши», «Ассоциации», «Покорми животных», «Чей домик?».
- Наблюдение на прогулке за собаками и кошками, ситуативные разговоры.
- Игры-имитации.
- Организация творческой мастерской «Наши руки не для скуки!» (продуктивная деятельность в рамках проекта).
- Чтение художественной литературы по теме проекта.
- Разучивание стихотворений о бережном отношении к животным.
Музыкальный репертуар для прослушивания с последующим обсуждением
(аудиозаписи песен) :
1. «Удивительная лошадь» сл. В. Левина, муз. И. Егикова;
2. «Не дразните собак» сл. Пляцковского, муз. М. Птичкина;
3. «Песенка про кисоньку» сл. Б. Брянских, муз. Л. Лядова;
4. «Я с мамой иду в зоосад» сл. В. Татаринова, муз. А. Флярковского.
3 этап. Заключительный.
- Выставка книг по теме «Мир животных».
- Конкурс чтецов «Зоопарк».
- просмотр мультфильмов: «В мире животных».
- Оформление книги «Наши друзья-животные!» (детские рисунки, выполненные дома с родителями).
- Выставка детских творческих работ в рамках проект.
Вывод.
Дети дошкольного возраста любят общение с животными, но так как городские жители, в том числе и дети, не имеют широкого общения с ними, нужно изыскать разнообразные формы работы, которые будут способствовать непосредственному и опосредованному общению с животными. Особое внимание стоит уделить расширению и углублению знаний, воспитанию у дошкольников устойчивого интереса и внимательного, бережного отношения к животным. Необходимо в детях предупреждать такой порок, как бессердечное обращение с животными, проявление черствости. Нужно вызвать интерес к различным представителям животного мира, поэтому в процессе реализации проекта используются разнообразные виды деятельности для ознакомления с ними. Работа направлена на выявление и расширение знаний, выполнение правил обращения с животными, эмоциональность восприятия.
Приложение № 1
Тематический день в детском саду «День животных».
Тематический день наполнен разнообразной познавательной, поисковой, творческой деятельностью и проходит через все режимные моменты ребенка в детском саду.
В его основу положен прием погружения детей в тему, который дает возможность дошкольникам глубоко осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог.
Цель: Формирование у детей знаний о животном мире посредством различных видов деятельности; воспитание доброжелательного и уважительного отношения к живым объектам фауны.
Организация совместной деятельности.
Утро.
• Познавательно-исследовательская деятельность.
Утром в групповом помещении дети находят письмо, на котором оставлены следы животных. Дети пытаются отгадать, кому принадлежат эти следы. Воспитатель предлагает заглянуть внутрь конверта. На карточках изображены части тела разных животных. Дети отгадывают: чьи это уши, чей это хвост?
Цель: развитие у детей сообразительности, логического мышления.
• Игровая деятельность. Хороводная игра «Моя лошадка».
Дети выполняют движения в соответствии со словами текста:
Пролегла дорожка гладко,
Скачет вдоль по ней лошадка.
Цок – цок – цок, цок – цок – цок-
Через поле во лесок.
У моей лошадки грива
Вьется по ветру красиво.
Крикнет лошадь: «Иго – го!»-
И умчится далеко. (Дети под веселую музыку бегут по кругу, изображая лошадок.
Цель: создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе; учить сопоставлять свои действия со словами текста.
• Коммуникативная деятельность. Чтение стихотворения «Где обедал воробей?»
Цель: Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных.
•
Познавательная игра “Зоопарк”
Цель: развивать у детей мыслительные процессы. (Нужно из ряда картинок животных зоопарка выбрать тех, у которых пообедал воробей)
Непосредственно-образовательная деятельность. Интегрированное занятие на тему «В мире животных»
Прогулка.
• Познавательно – исследовательская деятельность. Наблюдение за собакой.
Цель: закреплять знания детей о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать уважительное и заботливое отношение к домашним питомцам.
С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)
Наблюдение за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.) Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.
• Двигательная деятельность. Подвижная игра «Лохматый пес».
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения; бегать, стараясь не попадаться водящему.
Физкультурное упражнение «Норки».
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, внимание.
• Игровая деятельность. Игра – инсценировка «Медведь».
Цель: развивать у детей артистические способности; создать доброжелательную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик.
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед и в рот к себе кладет.
Облизывает лапу сластена косолапый.
А пчелы налетают, медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: «Не ешь наш мед, воришка!»
Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает и пчелок вспоминает.
Вторая половина дня.
• Чтение художественной литературы. Чтение сказки "Маша и медведь".
Цель: учить детей слушать внимательно, отвечать на вопросы полным ответом; вызвать эмоциональный отклик.
• Продуктивная деятельность. Рисование по сказке (нетрадиционные техники рисования «тычок жесткой кистью».
Цель: учить детей рисовать медведя новым приемом рисования; развивать воображение, творческую индивидуальность при создании сюжета сказки.
• Познавательно – исследовательская деятельность. Дидактическая игра «Животные». Предложите группе детей объединить (подружить) с помощью веревочки только домашних (диких) животных.
Цель: Учить детей классифицировать животных, обосновывать свой выбор, опираясь на имеющиеся знания.
Прогулка.
• Познавательно – исследовательская деятельность. Наблюдение за птицами «Перелет птиц».
Цель: продолжать знакомить детей с особенностями поведения птиц осенью; развивать наблюдательность.
• Двигательная деятельность. Подвижная игра: «Совушка».
Цель: развивать у детей внимание, быстроту реакции, двигательную активность.
• Коммуникативная деятельность. Ситуативный разговор «Птенчик выпал из гнезда».
Цель: учить детей рассуждать, разрешая проблемную ситуацию; воспитывать заботливое отношение к птицам.
• Трудовая деятельность. Сбор веточек на участке. Кормушки для птиц.
Цель: формировать у детей навыки сотрудничества; развивать конструктивные умения; воспитывать трудолюбие.
Вечер.
• Игровая деятельность. Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная лечебница».
Цель: познакомить и вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, гуманное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
• Музыкально – художественная деятельность. Игра на детских музыкальных инструментах (индивидуальная работа в уголке музыкального воспитания). Учить исполнять попевку «Уточка».
Цель: развивать у детей чувство ритма, музыкальный слух.
• Игра малой подвижности «Летает – не летает».
Цель: развивать у детей внимание; способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.
• Сюжетно-ролевые: «Фермерское хозяйство» (картонная ферма, для проекта был изготовлен макет «подворье». Рассматривание и игра в макет «Подворье»
Приложение № 2.
Консультация для родителей «Учим детей уважать животных».
Каждый вид животных занимает в природном комплексе свое место и играет свою роль. Для воспитания у детей правильного отношения к животным родителям необходимо иметь определенное представление о них, о их роли в природном комплексе, значении для человека. Эти знания передаются детям в семье и служат основой для воспитания любви и бережного отношения к природе.
Животные обычно привлекают внимание детей, своей подвижностью. Чаще всего дети замечают ярко окрашенных, блестящих животных, а также животных, издающих громкие звуки. Заметив животное, ребенок возбуждается, показывает на него взрослым, просит поймать. Такие эмоции являются признаком возникающего познавательного интереса ко всему живому, к природе, который необходимо всячески поддерживать, поощрять.
Родители должны проявлять гуманное отношение к животным и воспитывать такое отношение к ним у детей. Если ребенок увидел какое-либо животное, надо обратить внимание малыша на окраску, особенности внешнего строения (форму тела, конечности) животного, рассказать, где оно обитает, чем питается., приложить максимум усилий для сохранения его жизни. Ребенка целесообразно убедить, что животное «хорошее», что его давить, бить нельзя («ему больно») .
Стремления ребенка зарождаются при непосредственном контакте с животными, в частности, в небольшом домашнем уголке живой природы. Очень подходящими для домашнего уголка живой природы считаются хомячки. Они неприхотливы и могут содержаться в любой стеклянной посуде, старом аквариуме. Совсем неприхотлива степная черепаха, основным кормом для нее служат одуванчики
В доме можно содержать небольшую кошку или собачку. Родители должны показать детям, как надо обращаться с животными, кормить их. Недопустимо выбрасывать животное. В таком случае оно может принести вред природе. Посещение зоопарка желательно использовать для воспитания у ребенка бережного отношения к природе. При знакомстве с каждым зверьком по возможности желательно рассказать, где он обитает в природе, понаблюдать за особенностями его внешнего вида, помочь малышу сделать вывод о необходимости охраны животного.
Для домашнего чтения ребенку желательно подбирать книги о природе и ее изучении и охране. Это рассказы В. Бианки, В. Чаплиной, А. Скребицкого.
В семье важно постепенно знакомить ребенка с видовым составом животных местного края, их взаимосвязью с окружающей природой. Дети должны бережно относиться ко всему живому в дикой природе.
Природа неразрывно связана с человеческой жизнью, поэтому и растения, и фауна должны занимать особое место для каждого из нас. Эти интересные цитаты заставляют полюбить братьев наших меньше и поделиться этой любовью со всеми вокруг, потому что именно она может сделать наш мир более добрым и приятным.
• «Не причинять страданий собратьям нашим меньшим — наш первый долг перед ними. Но одного лишь этого недостаточно. У нас есть более высокая миссия — служить им всегда, когда бы им этого не потребовалось». — Франциск Ассизский, святой 1181-1226
• «Странно, что у нас так мало взаимоотношений с природой, с насекомыми, со скачущей лягушкой и совой, ухающей посреди холмов и зовущей своего друга. Кажется, мы никогда не испытываем симпатии ко всем живым существам на земле. Если бы у нас завязались тесные отношения с природой, мы бы никогда не убили животного ради еды, мы бы никогда не принесли вреда животному…» — Джудду Кришнамурти
• «Если допускать безнаказанность по отношению к животным, то мы и не люди вовсе, а нелюди!» — Джон Голсуорси 1867 — 1933
Список используемой литературы:
1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М. : Лайда, 1995.
2. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.
3. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.
4. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M. : Издательство “Гном и Д”, 2000г.