Светлана Загаринская
Проект «Такие нужные «ненужные вещи» или игрушка своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта :
1. Полное название проекта : «Такие нужные «ненужные вещи» или игрушка своими руками»
2. Автор проекта : Загаринская Светлана Валерьевна.
3. Адрес организации:445560 Самарская область Приволжский район с. Приволжье ул. Парковая 22а
4. Тип проекта : творческий, краткосрочный
5. Сроки проведения: 1 – 5 февраля 2021 года
Публикация «Проект „Такие нужные „ненужные вещи“ или игрушка своими руками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Проекты
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
6. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
7. Форма проведения: фронтальный
8. Проблема: В группе исчезли все игрушки, а появилось много бросового и природного материала.
9. Цель: Создание в группе детского сада условий для развития детской инициативы и творчества.
10. Задачи: Создать в группе среду, способствующую развитию воображения, творческой активности, исключив из нее готовые фабричные игрушки, наполнив ее различным бросовым, природным материалом и предметами – заместителями; способствовать развитию творческого потенциала, самостоятельности детей и навыков конструктивной деятельности; развивать навыки эффективной коммуникации в рамках творческой и игровой деятельности.
11. Условия реализации проекта : Наличие команды педагогов–единомышленников; тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, желание родителей участвовать в проекте, поддержка инициативы педагогов, готовность к участию в мероприятиях группы; владение педагогами навыками не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы; выделение в режиме дня воспитанников свободного времени для самостоятельной деятельности и творчества; наполнение пространственной среды группы достаточным количеством материала для творчества целенаправленная работа по обучению детей социально-коммуникативным навыкам (умению договариваться друг с другом, соблюдать очередность, делиться, работать и играть вместе, участвовать в групповой деятельности, разрешать конфликты и т. д.).
Проект рассчитан на 1 неделю и состоит из трех этапов: Организационный. Практический. Заключительный.
Основной этап проекта реализовывался пошагово: погружение детей в проблемную ситуацию; принятие ими новых условий; организация творческих мастерских; свободная игра.
12. Планируемые или полученные результаты: Придя в группу, дети обнаружили, что на полках вместо игрушек находится различный бросовый и природный материал. Дети, по началу искали «исчезнувшие игрушки», кидались от одного предмета к другому, не знали, что с этим делать, обсуждали причины изменений в группе, варианты возвращения игрушек. Затем ребята обратили внимание на новые возможности изменившейся среды – стали изучать свойства бросового и природного материала, «примеряли» его в качестве игрушек, фантазировали, размышляли самостоятельно или в группах способы их преобразования. И вот появились первые игрушки (не очень разнообразные) и первые игры с ними. Дети шли по-разному пути. Кто-то делал игрушку, заранее спланировав, как будет её использовать. Кто-то создал игрушку, а потом придумал, как с этим предметом играть. А кто-то силой воображения «превращал» коробку или любой предмет в нужный элемент и обыгрывал ее. В ходе реализации большинство детей легко адаптировались в новых условиях, но выявилась часть детей, которые не знали чем себя занять или привыкли действовать строго по указанию и правилам взрослых. Пожалуй, труднее было взрослым, так как привычка контролировать и всегда быть готовыми помочь детям, даже если просьба еще не прозвучала, никак не соответствовала новой роли педагога. Анализируя деятельность педагогов в рамках реализации проекта, отметила, что как ни стараются педагоги быть в позиции наблюдателя, их «все равно много». Овладеть не директивными способами поддержки детской инициативы оказалось трудно. А то, что инициатива появилась, бесспорно. Несмотря на то, что игрушки вернулись, а интерес к творчеству остался. Дети продолжают приносить игрушки из бросового и природного материала из дома и показывают и рассказывают, как их мастерили. В начале проекта часть родителей была не согласна с тем, что среда без игрушек может служить развитию ребенка. Тем значимее были их отзывы по окончании проекта, педагоги и родители проанализировали видео, фотоматериалы и полученный результат, услышали отзывы детей. Совместно было принято решение - продолжить работу над задачами уже в виде тематических дней одного предмета. В результате реализации проекта участники приобрели опыт создания пространственной среды, обеспечивающей развитие фантазии, творчества, игровых замыслов активности воспитанников. Опыт, представленный в проекте, получил распространение и реализовывается в группах ДОУ. Всё это возможно только в команде единомышленников педагогов и родителей.
13. Продукт проекта : Изготовление игрушек из бросового и природного материала
14. Форма презентации: выступление детей
Аннотация: Современные психологи и педагоги Швейцарии, Германии, Австрии и России говорят, и бьют тревогу о том, что чрезмерное насыщение игрушками детской жизни вызвало прямо противоположный желаемому эффект — огромное обилие вещей, игрушек играет против самого ребёнка, тормозит его фантазию, творчество, ограничивает инициативу. А что если убрать игрушки? Наполнить окружающую среду бросовым и природным материалом, создать пространство для творчества, фантазии, пространство, которое способствует проявлению инициативы и общению.
Эти размышления побудили нас создать и разработать проект. На наш взгляд, идеальная игрушка предполагает участие ребенка в ролевых играх, творчестве, развивает мышление и воображение и не навязывает ему шаблон игрового поведения. Суть проекта в том, чтобы удалить на время из группы детского сада все фабричные игрушки и забавы, наполнив среду материалами для творчества.
Ключевые слова: творчество, дети, родители, инициатива, самостоятельность.
План реализации проекта :
Организованный
Вид культурной практики Содержание деятельности Срок реализации Предполагаемый результат
Культурные практики познания мира и самопознания
Коммуникативные практики
постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы для реализации проекта;
подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, создание презентаций к НОД и беседам.
организация развивающей среды;
Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта.
февраль
поставлены цели и задачи проекта, подобран методический материал по теме
изменена предметно-развивающая среда, разработаны планы-конспекты бесед, игр, НОД
Практический
Вид культурной практики Содержание деятельности (форма работы с детьми) Срок реализации Результат
Коммуникативные практики
Культурные практики формирования поведения и отношения
Культурные практики познания мира и самопознания
Практики игрового взаимодействия
Коммуникативные практики
Свободные практики детской деятельности
Культурные практики познания мира и самопознания
Культурные практики познания мира и самопознания
Практики игрового взаимодействия
Проблема: «Куда пропали все наши игрушки и во, что мы будем играть?» Цель: Вовлекать детей в беседу, закрепить умение отвечать и задавать вопросы. Дидактическая игра: «Что из чего можно сделать» Развивать умение придумывать и создавать игрушки своими руками. Развивать творческие умения и навыки. Рассматривание бросового и природного материала. Что можно из этого всего сделать? Развивать воображение, фантазию.
Просмотр мультфильма «Живая игрушка» Развивать внимательность, после просмотра учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Познавательно исследовательская деятельность (ФЦКМ)
Тема: «Мир игрушек» Задачи: Обеспечить условия для ознакомления детей с историей игрушки, закрепить знания об игрушках. Изобразительная деятельность (Рисование) Тема: «Моя любимая игрушка» Задачи: Учить умению рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать воображение, память, внимание, аккуратность. Восприятие художественной литературы и фольклора: Сказка «Сбежавшие игрушки» продолжать учить детей воспринимать художественное произведение на слух, отвечать на вопросы по нему. Сюжетно - ролевая игра: «Творческая мастерская» Обогатить опыт детей, развивать игровые умения и навыки. Просмотр презентации: «Поделки из бросового и природного материала» Развивать внимательность, после просмотра учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
Беседа: «Из чего можно сделать игрушки» Закрепить знания детей о разных материалах, из которых можно сделать игрушки своими руками. Мастер – класс по лепке с использованием бросового материала «Снеговик – лыжник» (пустая баночка от маленького питьевого «Актимеля», пластилин разного цвета, картон разного цвета, одно яйцо от «Киндера») Развивать творческие способности, совершенствовать технические навыки в изготовление игрушек.
Просмотр мультфильма «Машенькин концерт» Доставить детям радость после просмотра мультфильма. Восприятие художественной литературы и фольклора: Заучивание стихотворения В. Берестов «В магазине игрушек»
Цель: создать условия для анализа и оценки поступков героя; развития эмоционального отклика на сюжет; учить выразительно читать стихотворение. Творческая мастерская по изготовлению настольных игр – шашки, ловушки и т. д.
Коммуникативная деятельность (РР) Тема: Составление рассказа – описания «Моя любимая игрушка» Задачи: Формировать представление о разных игрушках. Учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем. Формировать навыки анализа и самоанализа. Изобразительная деятельность (Рисование) Тема: «Путешествие в игрушечный мир» Задачи: Знакомить с новой техникой рисования – пенопластом. Сочетать в рисовании несколько техник. Познакомить детей с историей рождения игрушек, с народными игрушками из тряпок, ниток (куклы, глины, дерева. Беседа: «Наши руки не для скуки» Цель: Закрепить знания детей о том, что игрушки можно сделать из бросового и природного материала. Продуктивная деятельность: Создание игрушек из коробок разного размера (робот, машина, дом, самолёт и т. д) Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Учить доводить начатое дело до конца. Слушание музыкального произведения: М. Глинки «Новая кукла» Создать условия для развития умения определять: характер музыкального произведения; воспитания в детях любви к классической музыке. Восприятие художественной литературы и фольклора: «Сказки для тех, кто не убирает на место свои игрушки» Приобщения детей к художественной литературе; развития умения полно отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Проблемная ситуация ФЦКМ: «Что было бы если, не было бы игрушек?» Создать условия для развития поисково – исследовательских навыков. Продуктивная деятельность: изготовление игрушек из природного материала (медвежонок, лисичка, паучок, ёжик и. т. д) Беседа: «Мы всегда играем дружно» - воспитывать дружеские взаимоотношения в группе, формировать элементарные навыки разрешения спорных ситуаций. Поисково - исследовательская деятельность «Из какого материала лучше делать игрушки?» Создать условия для расширения представлений детей об игрушках. Создать условия для работы в творческой мастерской «Мастерская игрушек» - изготовление народной тряпичной куклы закрутки. Развивать инициативу и творческие способности. Восприятие художественной литературы и фольклора: Константин Ареньев «Ожившие игрушки» Учить детей воспринимать художественное произведение на слух, отвечать на вопросы по нему. Сюжетно - ролевая игра: «В магазин завезли новые игрушки» - Способствовать обогащению игры новыми атрибутами, игрушками сделанные своими руками, создавать условия для творческого самовыражения. Продуктивная деятельность. Тема: «Игрушки-самоделки» Цель: развивать творчество, внимание, воображение, планирующую функцию речи; формировать эстетический вкус, умение радоваться достижениям своих товарищей. Ситуативный разговор: «Можно ли обойтись без фабричных игрушек» Развивать разговорную речь, формировать умение находить варианты решения проблемы. Выставка: «Красивые игрушки из бросового и природного материала» Доставить детям радость от результата своего труда.
Дети заинтересованы темой.
Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Участвуют в совместных беседах, играх.
Есть знания о многообразии окружающего мира.
Дети обладают чувством собственного достоинства
Испытывают гордость за участие в выставке по изготовлению игрушек.
Родители принимали активное участие в создании проекта.
Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания.
Заключительный
Вид культурной практики Содержание деятельности
Культурные практики формирования поведения и отношения
Коммуникативные практики
– анализ результатов проекта.
Список литературы:
1. «Технология проектирования» Е. С. Евдокимова, ООО «ТЦ Сфера», 2006
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – с. 208, 215– (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. : "Детство-Пресс", 2008.
4. Шитикова Т. Жалко выбрасывать красивую баночку. // Наука и жизнь. - 1994.-№7. - с. 129.
5. Интернет ресурсы: Коноплёва Н. П. Вторая жизнь ненужных вещей. – М. : 1999.
6. 56 идей из бросового материала / идеи для поделок с детьми [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://imom.me/podelki-iz-brosovogo/