Мария Ланковская
Проект «Тайны и чудеса Зимушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МДО Детский сад №2 «Солнышко» Леккерева Н. Г.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Тип проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность: у каждого человека есть своя сокровенная тайна. У зимней природы тоже есть свои тайны и чудеса, которые мы пытаемся раскрыть.
Публикация «Проект „Тайны и чудеса Зимушки-зимы“» размещена в разделах
Поддерживая стремление детей к исследовательской деятельности, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Цель проекта : расширение и закрепление знаний детей и знакомство с одним из циклов круговорота воды, о переходе воды из одного физического состояния в другое.
Задачи:
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветра, идёт снег, метут метели, замерзли водоёмы, лёд).
• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда.
• Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда в воду.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода состояния воды, снега, анализировать, делать выводы.
• Развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями.
• Вызывать положительные эмоции, чувства восхищения природой.
• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Ожидаемый результат:
• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умения слушать товарища.
• Повышение познавательной активности.
• Формирование устойчивого интереса к наблюдению за явлениями в природе.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка исследовательских мероприятий.
• Оформление информационной странички для родителей – «Зимние травмы», «6 заблуждений о морозной погоде».
2 этап – основной (практический)
Образовательные области
Содержание:
Беседы
• Почему наступает зима?
• Осторожно, гололёд!
• Как заботиться о здоровье зимой.
Дидактические игры
• Найди ошибки (чего не бывает зимой).
• Найди такую же снижинку.
• Разведчики (что изменилось в природе)
• Узнай по описанию.
• Когда это бывает?
• Что сначала, что потом.
• Найди лишнее слово.
Словесные игры
• «Какой, какая, какие».
• Из чего – какой?
• Скажи наоборот.
• Придумай продолжение.
• Укрась слово.
Н. О. Д. «Зимняя сказка».
Н. О. Д. «Вода, снег, лёд» (экспериментирование).
Н. О. Д. «Художники о зиме».
Чтение художественной литературы
• Н. Сладков «Суд над декабрём»
• В. Архангельский «Летят снежинки пушинки»
• В. Одоевский «Мороз Иванович»
• С. Маршал «Двенадцать месяцев»
• С. Иванов «Каким бывает снег?»
• Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
• А. Клыков «Зимой под водой»
• В. Бионим «Сосулька»
• А. С. Пушкин «Зима»
• С. Есенин «Берёза»
• К. Бальмонт «Снежинка»
Загадки, народные пословицы, поговорки, народные приметы, «Гуляй, да присматривай».
Научно-популярный фильм, серия «Мир природы – айсберг».
Решение проблемных ситуаций
• «Если бы не было снега зимой?»
• «Почему зимой холодно?»
• «Почему нельзя утаптывать снег под деревьями?»
ОБЖ
• «Осторожно, гололёд!»
• «Что делать, чтобы не замерзнуть?»
• «Первая помощь при обморожении».
Труд
• Окучивание снегом деревьев и кустарников.
• Стряхнуть снег с веток деревьев.
• Расчистить дорожки.
• Строительство снежных построек.
Сюжетно-ролевая игра
• Телестудия – «Зимушка-зима».
Подвижные игры
• «Два мороза»
• «Снежная баба»
• «Снежки и ветер»
• «Метель»
• «Что мы делаем зимой?»
Психогимнастика
• Настроение снежинок.
Дыхательная гимнастика
• «Метель»
• «Сдуй снежинку»
Рисование
• «Зимняя береза»
• «Деревья
Аппликация
• «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья и травы и заросли раз?.»
Конструирование
• «Снежинки – балеринки»
Лепка
• «Зимние деревья»
Опыты
• «Первые заморозки»
• «Почему снег мягкий?»
• «Что пачкает свежевыпавший снег?»
• «Где лучики?»
• «Как меняется цвет снега?»
• «Почему снег греет?»
• «Кто быстрее слепит снежок: в рукавичках или голыми руками?»
• «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
• «Замерзание жидкости»
• «Ледяной секретик»
• «Морозные узоры на окнах»
• «Откуда берется иней?»
3 этап – заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта
• Выставка рисунков «Зимушка-зима»
• Познавательно-исследовательская деятельность: опыты со снегом, льдом
• Конкурс чтецов на тему «Зимушка-зима»
Результат
Во время реализации проекта у детей расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки).
Дети познакомились с произведениями поэтов, писателей, художников на тему зимы.
Дети знакомы с правилами безопасного поведения на природе.
Используемая литература
Т. С. Александрова «Организация детей на прогулке».
М. Д. Маканёва «Экологическое развитие детей»