Азизова Лола
Проект сюжетно-ролевой игры «Праздник — День рождения»
Праздник — День рождения
Автор: Азизова Лола Амиргаджиевна, МБДОУ ДС «Брусничка»
Актуальность проекта
Сюжетно –ролевая игра позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможно-стей в будущем.
Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,
меньше ошибаться в людях, избегая конфликтных ситуации, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Праздник — День рождения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2020
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображении и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: развитие самостоятельной деятельности в коллективе сверстников.
Задачи:
• развивать и обогащать сюжет игры в «день рождения»;
• подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
• учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
• учить подбирать предметы и атрибуты для игры;
• воспитывать дружеские взаимоотношения.
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрос-лых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
Муляж дома;
Мебель;
Участники проекта :
воспитатель
дети подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
• Повышении уровня развития сюжетно-ролевой игры детей подготовительной группы.
• Формирование коммуникативных навыков.
• Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
• Комментирование игровых действий и действий партнеров
Этапы игровой деятельности.
Процесс Совместная деятельность
педагога и детей Деятельность
педагога
Подготовительный
Выявление проблемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Методика Д. Б. Эльконина
Обрисовка сюжет-ной канвы
Организационная работа Чтение художественной литературы
С. Маршак «Цирк;
П. Варанко «Пирог»;
Е. Трутнева «Наша бабушка»;
А. Барто «Помощница»;
Слушание песен «Цирк, цирк, цирк!»
Группа Барбарики «С днем рождения, «Каравай»
Придумывание воспитателем материала для игры :
Кукольный домик, ме-бель,
Разработка конспекта игры «День рождения».
Работа с
родителями Раздаточный материал для родителей: «Один дома» : советы для любящих родителей».
«Когда ребенок один». Консультации
«Игра – ведущий вид деятельности ребенка до-школьника»
Основной
Систематизация информации Организация игрового пространства:
Обеспечение руководства;
Принятие детьми на себя роли;
Игровая деятельность детей;
Обучение элементам развития сюжета
Обеспечение руководства
Распределение ролей
Игровая деятель-ность детей Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей Использование много-персонажных сюжетов.
Обучение элементам раз-вития сюжета.
Принятие на себя второстепенной роли.
Использование предметов-заместителей.
Заключительный
Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений
Словарный минимум
Часть словаря Подготовительная к школе группа
Профессии Парикмахер, продавец. Маникюр, педикюр, стрижка, филировка.
Орудия труда Посуда, стол, скатерть, чай-ный набор посуды, муляжи кондитерских изделий, фруктов, салфетки, ваза с цветами. Игровой набор «Парикмахер»
Игровой набор «Магазин»
Витрина, кошелек, сумки, кор-зина.
Трудовые действия Согласовывать, проверять, обслуживать, Способствовать развитию игрового диалога, стимулировать творческое воображение.
Качества
труда Вежливо, внимательно, своевременно, ответственно, быстро Высококачественно, организован-но, добросовестно, четко, правди-во, энергично.
Общественная значимость быстро продавать; качественно выполнять свою работу. Своевременно информирование детей воспитании осторожности, правила поведения в гостях
Результаты труда Развитие самостоятельной игровой деятельности детей в коллективе сверстников.,
Учреждения Дом, Парикмахер, Магазин.
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «День рождения»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «День рож-дения».
Задачи: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «День рождения»; формировать уме-ния словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать умение детей играть дружно, коллективом.
Структура
игры Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре
Задачи Формировать умение словесно обозначать игровую роль.
Реализовывать специфические ро-левые действия.
Развивать парное ролевое взаимо-действие.
Формировать элементарные роле-вые диалоги Формировать умение обозначать свои роли — парикмахер, продавец, именинница.
Учить выполнять роли: считать, стричь, обращаться вежливо с клиентами.
Общая стратегия игрового взаимо-действия с детьми Включать детей в ролевое взаимо-действие.
Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную игровую роль.
Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события Вступительная беседа о работе парикмахера, продавца, именинницы
Распределить роли.
Обозначить роли; продавец предлагает свой товар, вежливо обращается с клиентами, что надо делать парикмахеру, как стричь, имениннице, как надо себя вести, благодарить за подарки.
Организовать пространство и подобрать атрибуты
Способы руко-водства игрой Использовать многоперсонажные сюжеты.
Принять на себя второстепенную роль (воспитатель).
Ограничить использование образ-ной игрушки (больше предметов-заместителей) Взять на себя роль руководи-теля, осуществлять руководство праздником.
Структура сюжета игры Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными.
Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие Сюжет игры : дом или работа — магазин — семья, продавец (мама, парикмахер (папа, Из дома идут в парикмахерскую, затем в магазин, потом домой