Ирина Вершинина
Проект сюжетно-ролевой игры «Больница»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, творческий, информационный.
Продолжительность проекта : краткосрочный (две недели).
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Больница“» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. К трем годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.
Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Проблема:
К сожалению большинство родителей уделяет очень мало время сюжетно – ролевым играм детей. А игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, речь, то есть те качества которые необходимы для дальнейшей жизни. Поэтому я решила уделить больше времени сюжетно – ролевым играм в развитии и воспитании детей.
Цель: Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.
Задачи:
Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. (врач- пациент).
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
1 знание детьми информации о профессии врача.
2 умение организовать сюжетно – ролевую игру на основе имеющихся знаний.
3 проявлять признательность и уважение к труду взрослых.
Этапы проекта :
I. Подготовительный:
Пополнить зону «Больница», внести атрибуты: халаты, шапочки, муляжи баночек с лекарствами, инструментами, бинты.
Внести дидактические игры – «Чудесный мешочек», «Профессии»
Введение темы в педагогический процесс:
наблюдение на прогулке за машиной «скорой помощи»;
беседа воспитателя с детьми о профессии врача, об атрибутах, необходимых для работы врача; «О профессии врача», «Кто лечит больных?», «Что делает мама, когда я заболел?», «Что нужно доктору для работы?»
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа с медсестрой; рассматривание сюжетных иллюстраций;
рассказ воспитателя из личного опыта посещения больницы;
обращение к личному опыту детей: были ли они в больнице, по какому поводу и т. д.
Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста». «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника»
II . Основной:
Организация непосредственно образовательной деятельности:
Социально – коммуникативное развитие - знакомство с профессией врача.
Речевое развитие - рассматривание картин с изображением больницы, врача.
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворений: К Чуковский «Айболит», В. Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка», Ю. Яковлева «Больной» И. Туричина «Человек заболел».
Изобразительная деятельность - лепка «Витаминки для зайчика», рисование дорожный знак «Больница».
Сюжетно-ролевая игра «Кукла Ксюша заболела», «На приеме у врача в детском саду».
Итоговая фотовыставка «Играя – растем, играя – развиваемся».
Анкетирование родителей «Роль сюжетно – ролевой игры в жизни ребенка».
III. Заключительный:
Совместная деятельность педагога с детьми сюжетно-ролевая игра «Кукла Ксюша заболела», «На приеме у врача в детском саду».
Итоговая фотовыставка «Играя – растем, играя – развиваемся».
Выставка детских работ
Презентация проекта.
«Кукла Ксюша заболела»
«На приеме у врача»
Экскурсия в Светлогорскую врачебную амбулаторию
Игровая ситуация.
«Кукла Ксюша заболела»
Ход игры:
Воспитатель берет на себя роль мамы, обращает внимание на куклу Ксюшу, лежащую на кроватке. Что ты плачешь? Горло болит? Кашляешь? Надо тебя отвезти в больницу! Сейчас вызовем скорую помощь! (Дети обращают внимание на разговор воспитателя с куклой)
Воспитатель звонит и вызывает скорую помощь.
Если дочка заболеет,
Не волнуйся и не плачь
Набери «03» скорее
И приедет к дочке врач.
Если что-нибудь случится
Помощь скорая примчится
(Л. Зильберг)
Дима, довези нас до больницы! Где твоя машина? Куда нам сесть? (ребёнок ставит стул) (остальные дети включаются в игру)
Приехали в больницу.
Ксюша, будешь врачом?
Моя дочка заболела. У неё болит горло, кашляет. Послушайте её, пожалуйста.
Врач осматривает куклу: слушает фонендоскопом. Предлагается рассказать о жалобах куклы (болит горло, голова, ухо; высокая температура; головокружение, очень хочется пить).
Врач измеряет температуру (игрушечным градусником, сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, дать таблетку, поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани). Врач советует отвезти куклу домой, напоить ее горячим чаем с медом, малиной, спеть песенку, успокоить куклу и уложить в кроватку. Дома мама (воспитатель) предлагается детям приготовить чай с малиной и подготовить постель. Укладывают куклу Ксюшу спать, поют колыбельную. Кукла Ксюша засыпает. Тихо и спокойно уходит из спальни
Консультация для родителей
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста.
На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее типичным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, заключенная в том, что ребенок изображает из себя взрослого и реализует воображаемый им образ в игровой обстановке, осуществляет немаловажную для себя цель. При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более мотивированными.
Сюжетные игры очень разнообразны и зависят от фантазии ребенка. Условно их можно поделить на бытовые (игра в семью, в детский сад, в производственные, отражающие профессиональный труд людей (больничка, магазин, общественные, присущие детям более старшего возраста (библиотеку, школу).
Содержание игры, как отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводиться ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности
По своему характеру, и способам воспроизведения игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти различия можно связать с особенностями вырабатывания воображения, мышления, речи. Дети младшего возраста не сразу могут представить ход игры до ее начала, не улавливают логическую последовательность между различными событиями, и поэтому содержание игр фрагментарное, непоследовательное. Малыши часто воспроизводят в игре действия показанные родителями, няней – покормил зайчика, уложил спать, сделал зарядку и т. д. А. П. Усова охарактеризовала такие игры, как игры действия
После трехлетнего возраста, игры у детей становятся более содержательными, что можно связать в первую очередь с развитием их психофизических свойств, и уже потом с расширением их кругозора и интересов, и со способностью воспринимать большее количество информации. Дошкольники начинают воспроизводить сцены из мультфильмов, художественных фильмов или с услышанных рассказов.
На пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность воссоздаваемых событий. Дети легко отвечают на новые впечатления, вплетая в них собственные фантазии, каждый из них вносит что-то свое – субъективно индивидуальное.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне рассчитывают развитие содержания игры. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, позаимствованными за пределами дошкольного учреждения.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
- усиление целенаправленности, а значит и последовательной связанности изображаемого;
- поэтапный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется детскими знаниями тех сторон реальности, которые обрисовываются в игре, тождественностью этих знаний интересам, увлечениям, чувствам ребенка, его личному опыту.
Для ребенка роль – это его игровая позиция, он воображает себя каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о дано персонаже. Любая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей его действительности или заимствованные из мира взрослых.
Таким образом, основным результатом игры ребенка является удовлетворенность, радость и удовольствие, полученные от процесса сюжетно-ролевой игры. Наряду с этим, существует и другой, скрытый от ребенка результат – это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и взаимоотношениях людей, а также формируются коллективные отношения между детьми, система личностных качеств; всевозможные познавательные кругозоры и интеллектуальные способности
Консультация для родителей
«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника»
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : — это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются :
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.
3. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребё нок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры («в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
5. Развитие речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.