ольга колмогорова
Проект «Светлая Пасха» во второй разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Боевой детский сад
Проект «Светлая пасха»
Разработал:
воспитатель первой квалификационной категории
Колмогорова О. Б.
2021г
Проект во 2 разновозрастной группе на тему "Светлая пасха".
Проект : краткосрочный, познавательно – творческий.
Время реализации проекта : 26.04-30.04.2021г.
Направление проекта : русские народные праздники.
Публикация «Проект „Светлая Пасха“ во второй разновозрастной группе» размещена в разделах
Участники: дети 2разновозрастной группы, родители, воспитатели
Актуальность проекта :
Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом.
Детям дошкольного возраста недоступны многие обряды, окончательный их смысл они не понимают и воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а глубинная сущность и тот смысл, который придавался нашими предками, для них остаются закрытыми, и они часто истолковывают их по – своему.
Цель проекта : Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
• Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» с его историей.
• Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.
• Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником Пасха.
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.
• Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.
Проект осуществляется через образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно - эстетическое развитие. Физическое развитие
Условия реализации проекта : ситуативные беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
- Формирование представления с существующими традициями и обычаями русского народа праздника «Пасха».
- Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, родителями и педагогами.
Основные формы реализации проекта :
Этапы проекта :
I этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
II этап – основной: (реализация проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, рассматривание, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность).
III этап – заключительный.
Сроки реализации Цель Деятельность по проекту Участники проекта Результаты
26.04 Способствовать развитию представлений знаний детей о празднике «Пасха», традициях, обрядах русского народа.
Создать условия для разнообразной игровой деятельности
Совершенствовать умение детей выполнять действия в соответствии с игровым замыслом Беседа на тему «Что такое Пасха?»,
Дид. /игра «Катание яиц» :»
Народная игра «Горка».
Дети, воспитатель Из беседы дети получили знания о значении праздника, особенностях празднования, традициях, обрядах.
Дети использовали в игре знания полученные дома и в детском саду.
Дети умеют выполнять действия в соответствии с игровым замыслом
27.04. Родители пополнили знания, представления о празднике «Пасха». Традициях, обрядах, русского народа.
Знакомство с христианским праздником «Пасха» и его бычаями:способами и приемами окраски яиц. Использовать элементы росписи.
Совершенствовать умение детей выполнять действия в соответствии с игровым замыслом
Консультация для родителей «Пасха – главный православный праздник года». Папка-передвижка «Светлая пасха»
Декоративное рисование «Пасхальное яйцо»
Хороводная игра «Солнышко-вёдрышко», Дети, воспитатель, родители Родители пополнили знания, представления о празднике «Пасха». Традициях, обрядах, русского народа.
Дети умеют выполнять действия в соответствии с игровым замыслом
28.04.. Способствовать развитию представлений знаний детей о празднике «Пасха», традициях, обрядах русского народа.
Организовать деятельность детейт на выполнение работ в технике пластилинографии. Способствовать развитию художественного вкуса Совершенствовать умение детей выполнять действия в соответствии с игровым замыслом. Беседа: «Почему мы красим яйца?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»
Пластилинография «Пасхальное чудо»
Народная игра «Катись яичко по нашему кружочку», Дети, воспитатель Из беседы дети получили знания о значении праздника, особенностях празднования, традициях, обрядах.
Дети выполнили работу в технике пластилинографии.
29.04 Создать условия для разнообразной игровой деятельности
Совершенствовать умения детей выполнять действия в соответствии с игровым замыслом
Развивать двигательную активность. Совершенствовать умение детей выполнять действия в соответствии с правилами игры Настольная игра «сложи картинку»
С. р. игра «семья. Чистый четверг. Готовим дом к празднику пасхи.
Подвижная игра «найди яйцо»
Дети научились подбирать по фрагментам рисунка картинки
Дети научились выполнять действия в соответствии с игровым замыслом.
Дети научились действовать в соответствии с правилами игры.
30.04 Способствовать развитию представлений знаний детей о празднике «Пасха», традициях, обрядах русского народа.
Совершенствовать умение детей вырезать симметричные предметы из бумаги сложенной вдвое, красиво располагать изображения на листе.
Развивать двигательную активность. Совершенствовать умение детей выполнять действия в соответствии с правилами игры. Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос Воскрес».
Аппликация «Пасхальный кулич»
Подвижная. игра - эстафета «Перенеси пасхальное яйцо», «найди яйцо»
Дети, воспитатель. Дети получили знания о том как готовились и отмечали праздник Светлой Пасхи.
Дети научились вырезать симметричные предметы из бумаги сложенной вдвое, красиво располагать изображения на листе
Дети научились действовать в соответствии с правилами игры.
III этап – заключительный
Выставка творческих работ детей «Пасхальная радость»
Результаты проекта : дети узнали о истории возникновения и смысле праздника Пасха, пасхальных традициях, обрядах, обычаях. С увлечением играли в народные пасхальные игры. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка «Пасхальная радость»
1. Беседа на тему «Что такое пасха?»
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
2. мая 2021года мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.
Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят, друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы.
Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
• Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
• Призадумалось яйцо:
• Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? -
• А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?
• Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.
Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.
Красили яйца в четверг перед праздником, всей семь й. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
2. А. Плещеева "Христос воскрес!"
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
3. Игры
Игра «Найди яйцо» : воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.
Игра «Катание яиц» : воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
Пасхальная игра «Катание яиц» всегда была любимой игрой в Светлый праздник Пасхи на Руси. Специально для этой игры взрослые мастерили Пасхальную горку с бортиками, по которой скатывали Пасхальные яйца.
Горку или «желобок» можно соорудить из дерева или картона, а чтобы она была наклонной – с одной стороны горки сделать подставку. Горку устанавливают на ровной, желательно гладкой, поверхности.
Каждому игроку выдается крашеное Пасхальное яйцо, с которым он будет принимать участие в игре. Участники игры по одному подходили к горке и скатывали каждый свой Пасхальное яйцо. Выигрывает тот, чье Пасхальное яйцо укатилось дальше.
Хороводная игра «Солнышко-ведрышко».
Выбирается водящий – солнце.
Остальные дети стоят в хороводе.
Они поют:
Гори, солнце, ярче.
Лето будет жарче.
А зима теплее,
А весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.