Блинкова Юлия Владимировна
Проект среднесрочный в средней группе «Соль-подарок и загадка природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Соль- подарок и загадка природы!»
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Сделаю – и я пойму!»
Восточная мудрость.
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (три месяца)
Участники проекта : дети средней группы №7
Актуальность проектной деятельности при работе с дошкольниками.
Публикация «Проект среднесрочный в средней группе „Соль-подарок и загадка природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача воспитателя– не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.
Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная : крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
Проблема: Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем…
Цель: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Вызвать познавательный интерес у детей об истории и добычи соли;
2. Расширять представления полезного ископаемого соли, ее свойствах и качествах, характере использования человеком;
3. Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.
4. Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.
Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
5. Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.
Используемые принципы реализации проекта :
1. Принцип усвоения разнообразных способов получения информации об истории, добыче, пользе, свойствах и качествах соли
(познавательная и научная литература, библиотека, Интернет);
2. Принцип активности воспитанника в игровой, экспериментальной и творческой деятельности, самостоятельных выводах на основе
наблюдений и обобщений;
3. Интеграция образовательных областей, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление об окружающем мире;
4. Принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
5. Принцип сотрудничества между детьми, воспитателем, родителями.
Методы и приемы реализации проекта :
1. Игровая деятельность;
2. Анализ познавательной и научной литературы;
3. Наблюдения;
4. Опытно – экспериментальная деятельность;
5. Исследовательская деятельность.
Взаимодействие с родителями:
Индивидуальные беседы с родителями, памятка «Как вырастить кристаллы соли», рекомендации «Проведите дома с детьми», консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
Помощь в подборе информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта, иллюстративного материала, оборудования, в обогащении предметно - развивающей среды;
Участие в изготовлении книжек – малышек и альбомов «Как добывают соль», «Как соль попадает в море», «Почему соль разного цвета», «Интересное про соль», «Соль в устном народном творчестве»
Технология реализации проекта «Соль-подарок и загадка природы!»
Этапы Пути реализации проекта Цель проекта Продукт Ответственные
1 2 3 4 5
Вводный 1. Беседа – игра с детьми: «Путешествие в царство соли» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности Определение проблемы «Зачем нужна соль?»; сказка – былина «Соленый» Принц» Определение проблемы «Зачем нужна соль?»; сказка – былина «Соленый» Принц» Воспитатель.
Дети
2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач Создание условий для реализации проекта Проект Воспитатель
3. Формирование творческой проектной группы детей, родителей, учителя – логопеда. Создание условий для реализации проекта. Творческая, проектная группа детей, родителей, воспитателя. Воспитатель
4. Подбор познавательной, и научной литературы и фотографий Анализ изучаемой литературы и фотографий для организации осуществления проекта Информация Интернета, детская библиотека. Учитель – логопед, родители, дети Информация Интернета, книги. Воспитатель, родители, дети
Основной 1. Изучение с детьми происхождение и добычи соли с помощью познавательной и научной литературы, с использованием иллюстраций, фотографий. Поощрять сотрудничество детей, родителей и педагога в достижении готовности самостоятельно изучать окружающий мир. СМИ. Презентация воспитателя. «Интересное и необычное рядом» Родители, дети, воспитатель.
2. Организовать выставку книг, иллюстраций, фотографий, натурального продукта. (соль : поваренная, морская, цветная, крупная. Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата Разнообразная литература, фото и иллюстрации о соли. Натуральный продукт - соль Воспитатель
3. Создание детской мастерской для опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Что за чудо эта соль?» (изучение свойств и качеств поваренной соли используемой в быту) Пробудить у детей интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению ископаемого соли и определению ее основных свойств Проведение опытов – экспериментов с использованием необходимого дидактического материала и фиксирования (зарисовки) итогов в таблице Воспитатель, дети
4. Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность. Добиваться результатов, учить делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли Проведение опытов – экспериментов с использованием необходимого дидактического материала и фиксирования (зарисовки) итогов в таблице. Воспитатель, дети.
5. Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Кристаллизация соли» Способствовать формированию умений опытно - экспериментальной деятельности добиваться результатов самостоятельно, делать выводы на основе наблюдений, деятельности и обобщений Декоративные веточки с кристаллами Воспитатель, дети
6. Опытно – экспериментальная деятельность
«Выращивание кристаллов»
Способствовать формированию умений опытно - экспериментальной деятельности добиваться результатов самостоятельно Проведение опытов с использованием необходимых материалов. Родители, дети
Творческая
мастерская 1. Экспериментальная игра «Маленькие мастера» - «Покрасим радугу с помощью цветной соли» Содействовать развитию творческих способностей, знаний при покраске и изготовлении радуги на картоне Детские поделки Воспитатель, дети
2. Встреча с родителями детей. Выставка фотографий «Украшение декоративных подарочных баночек» Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практического опыта Создание альбома «Тайны разноцветной соли». Родители, воспитатель, дети.
3. «Пальчиковое рисование по соли». Познакомить с новым способом получения изображения; учить рисовать нетрадиционным способом; Детские рисунки Воспитатель, дети.
4. Поделки из соленого теста. Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста. Детские поделки Воспитатель, дети.
5. Рисование нетрадиционной техникой «Восковой мелок +соль»
-Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование солью, развивать мелкую моторику рук. Детские рисунки. Воспитатель, дети
льный 1. Создание паспорта «Что за чудо эта соль?» Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом Паспорт «Что за чудо эта соль?»
Воспитатель.
Заключите 2. Презентация проекта детская мастерская «Что за чудо эта соль?» Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками. Фотоальбом «Что за чудо эта соль?»; Поделки и изделия из цветной соли. Воспитатель.
3. ФОТОВЫСТАВКА КРИСТАЛОВ Обобщить знания о кристаллизации соли; создать фотовыставку. Выставка кристаллов. Воспитатель.
4. Изготовление книжек – малышек и альбомов: «Как добывают соль», «Как соль попадает в море», «Почему соль разного цвета», «Интересное про соль», «Соль в устном народном творчестве» Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практического опыта Книжки-малышки на заданную тему. Воспитатель. Родители.
5. Создание альбома: «Наши опыты и эксперименты» Обобщать знания и элементарные представления о полезном ископаемом-соли. Готовый альбом экспериментов. Воспитатель
Предполагаемый результат:
• Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, научатся использовать разные методы для получения информации.
• У дошкольников появляется интерес к исследованию окружающего мира.
• У детей должны сформироваться опытно- исследовательские навыки и развиться познавательный интерес к ним.
• Пополнение предметно – развивающей среды.
• У родителей повышается компетентность в вопросах детского эксперименти-рования.
Используемая литература:
А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика – Пресс»1987,1990,1991,1992.
М. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М. 2004г.
Л. В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г
Журнал "Мастерилка" (11.05) Издательского Дома "Карапуз"
Веракса Н. Е., Галилов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (ФГТ) М-2012г.
Дьяченко О., Агаева Е. «Чего на свете не бывает?» М-1991г.
Дыбина О. В. «Я узнаю мир»,-М-2010г
Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2007
Интернет ресурсы:
https://doshkolnik.ru
https://dcrr-pramenchik.schools.by
https://www.maam.ru/
https://dcrr-pramenchik.schools.by
https://www.o-detstve.ru