Оксана Никифорова
Проект «Спортивные надежды»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Паспорт проекта
Название проекта Спортивные надежды
Тема проекта Подготовка дошкольников к сдаче нормативов ГТО как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Автор проекта Никифорова Оксана Геннадьевна, студентка 5 курса заочного отделения по специальности «Дошкольное образование»
Место реализации проекта МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Публикация «Проект „Спортивные надежды“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Проблема, на решение которой направлен проект На уровне дошкольного образования реализуется I ступень, а возраст 6 лет определен как начальный для подготовки к сдаче нормативов. В настоящее время воспитанники всех дошкольных образовательных организаций, которым исполнилось 6 лет, могут участвовать в подготовке и сдаче норм ГТО. Сложившаяся ситуация требует от ДОУ организации определенной работы по физическому воспитанию, которая позволяет воспитанникам добиться высоких спортивных результатов. Наблюдается также низкий уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных умений и навыков выполнения физических упражнений по подготовке к сдаче норм ГТО
Задачи проекта 1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста нормативами комплекса ГТО.
2. Формировать потребность в здоровом образе жизни, желание сохранять и укреплять свое здоровье.
3. Создать условия для максимальной реализации двигательных возможностей дошкольников через внедрение комплекса ГТО.
4. Повышение компетентности родителей и педагогов в области физического воспитания детей.
Участники проекта Воспитатели, родители и дети старшего дошкольного возраста
Сроки реализации проекта Долгосрочный с 01.10.17 по 31.05.18г.
Ожидаемые результаты 1. Дети старшего дошкольного возраста ознакомлены с нормативами комплекса ГТО.
2. Сформирована потребность в здоровом образе жизни, желание сохранять и укреплять свое здоровье.
3. Созданы условия для максимальной реализации двигательных возможностей дошкольников через внедрение комплекса ГТО.
4. Повышена компетентность родителей и педагогов в области физического воспитания детей.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
В дошкольных учреждениях возрождается добрая традиция советского времени – сдача норм ГТО. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее — Комплекс ГТО) был введен 1 сентября 2014 г. Указом Президента РФ. Таким образом, на уровне дошкольного образования реализуется I ступень, а возраст 6 лет определен как начальный для подготовки к сдаче нормативов. Согласно утвержденному плану внедрение Комплекса ГТО должно проходить поэтапно на федеральном, региональном и местном уровнях.
С января 2016 г. предусмотрено внедрение Комплекса ГТО для обучающихся всех образовательных организаций страны и других категорий населения. Этап повсеместного внедрения комплекса ГТО для всех категорий населения России начнется с марта 2017 г.
Таким образом, воспитанники всех дошкольных образовательных организаций, которым исполнилось 6 лет, могут участвовать в подготовке и сдаче норм ГТО.
В настоящее время для обеспечения преемственности в вопросах физического воспитания на этапе дошкольного и начального общего образования оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста осуществляется с учетом нормативов комплекса ГТО.
Двигательная активность – естественная потребность дошкольника в движении. Она влияет на формирование и работоспособность растущего организма. При ее недостатке происходит нарушение функций и структуры органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость к изменяющимся внешним условиям. Поэтому перед педагогами стоит задача найти эффективные способы ее развития. Решить эту проблему можно с помощью игр и упражнений соревновательного характера.
Чтобы игры и упражнения с мячом принесли ожидаемый результат, они должны носить системный характер. На физкультурных занятиях в ДОУ сделать это не всегда получается, т. к. уровень подготовленности детей разный и круг программных задач намного шире. Поэтому можно предложить воспитанникам занятия в секции.
Так, спортивную секцию «Спортивные надежд» на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» посещают воспитанники двух возрастных групп (старшей и подготовительной).
Физкультурные занятия с включением элементов спортивных игр и упражнений в значительной степени повышают уровень физической подготовленности дошкольников, способствуют физическому и психическому развитию для сдачи норм ГТО.
Таким образом, в результате систематических занятий в спортивной секции «Спортивные надежды» у дошкольников повышается уровень двигательной активности, формируются двигательные умения и навыки, умение владеть мячом, укрепляется здоровье. Они чувствуют себя комфортно в большом коллективе, появляется уверенность в своих силах и возможностях.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных умений и навыков выполнения физических упражнений по подготовке к сдаче норм ГТО.
Задачи проекта :
1. Дети старшего дошкольного возраста ознакомлены с нормативами комплекса ГТО.
2. Сформирована потребность в здоровом образе жизни, желание сохранять и укреплять свое здоровье.
3. Созданы условия для максимальной реализации двигательных возможностей дошкольников через внедрение комплекса ГТО.
4. Повышена компетентность родителей и педагогов в области физического воспитания детей.
5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Таблица 2 - Участники проекта
Участники Роль в реализации проекта
Воспитатели Руководство по разработке и реализации проекта.
Оказание методической помощи в реализации проекта. Организуют деятельность по подготовке сдаче ГТО.
Родители Принимают участие в реализации проекта, взаимодействуют с педагогами
Дети старшего дошкольного возраста Участники проекта
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Программное обеспечение:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016 г.
Методическое обеспечение:
1. Антонов Е. Г. Нормативы сдачи ГТО для детей дошкольного возраста – М., 2016 г. – 68 с.
2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
Сироткин Д. С. Формируем у дошкольника представление о здоровом образе жизни – М., 2011 г. – 104 с.
Кадровые ресурсы:
Заведующий: Шиброва Галина Сергеевна (педагогический стаж –33 года, квалификационная категория: соответствие занимаемой должности).
Старший воспитатель: Мешкова Галина Сергеевна (педагогический стаж – 34 года, квалификационная категория: первая).
Воспитатели: Мочалова Ирина Николаевна (педагогический стаж – 20 лет, квалификационная категория: высшая, Фомина Алиса Аркадьевна (педагогический стаж – 8 лет, квалификационная категория: первая).
Информационные ресурсы:
1. Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группе, буклеты, газеты
2. Сайт ДОУ
3. Презентации и видео презентации
Материально-технические ресурсы:
Ноутбук, проектор, методический и медицинский кабинеты, физкультурный и музыкальный залы, кабинет педагога-психолога, групповая ячейка на 2 этаже, цветной и черно-белый принтер, фотоаппарат, магнитофон, спортивный участок на территории дошкольного учреждения.
Материально-техническое обеспечение по реализации педагогического проекта «Спортивные надежды» предполагает наличие отдельного физкультурного зала. Площадь помещения и размещение оборудования полностью соответствует требованиям и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и правилам техники безопасности.
Перечень пособий в физкультурном зале: гимнастическая стенка (3 пролета); приставные лестницы к стенке; приставные доски: ширина -15 см; ширина- 20см; комбинированная установка для подвесных снарядов: веревочная лестница; канат; гимнастические скамейки высота 40см, 50 см; гимнастический мат; снаряд для прыжков высоту (2 стойки, шнур с грузом; кубы; дуги для подлезания высота – 50 см;доска ребристая; обручи: диаметр 50см, 70см; палки гимнастические скакалки; разноцветные флажки, платочки, ленты, гантели, кубики; мешочки с песком; баскетбольный щит; волейбольная сетка; шапочки маски для подвижных игр; тоннель; футбол мячи; гимнастические маты; тренажеры для ног; тактильная дорожка; велотренажер: спортивный комплекс «Батыр»- 2шт. ; беговая дорожка; спортивные маты; степы; мягкие модули; спортивный лабиринт; лыжи.
7. Механизм реализации проекта
Таблица 3 - Механизм реализации проекта
Наименование этапа Целевая аудитория Содержание
Подготовительный этап Работа педагога – изучение научно-методической литературы;
– анализ развивающей предметно-пространственной среды;
– создание творческой мастерской педагогов;
– организация спортивной секции
С детьми – изучение уровня сформированности физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста;
– беседы, экскурсии в МБОУ «СОШ» г. Чебоксары;
– организация и проведение различных видов игр
С родителями – создание информационной папки-передвижки, для родителей о проекте, анкеты «Условия здорового образа жизни», - ознакомление и консультация на родительском собрании;
Основной этап Работа педагога - участие и проведение обучающих семинаров, методического часа, мастер-класса по организации образовательной деятельности
С детьми –игры-эстафеты;
– посещение секций
– НОД;
- художественное творчество;
- проведение спартакиады;
– подвижные игры с правилами;
– настольные игры «Спортивные игры»;
– выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий)
С родителями – проведение родительских собраний;
– введение индивидуальной папки достижения ребенка-дошкольника;
– оформление стенда «ГТО»;
– разработка методических рекомендаций
– участие и содействие в организации мастер-класса «Упражнения для профилактики плоскостопия»;
– разработка альбома «Делимся с семейным опытом»
Заключительный этап Работа педагога – выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта);
– освещение опыта работы в конкурсах профессионального мастерства
С детьми – проведение повторного мониторинга сформированности физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
– участие в итоговом открытом занятии
С родителями – организация совместной выставки рисунков на тему «Здоровье и болезнь»;
– составление буклета «Год до школы: от А до Я»;
8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Этапы Наименование мероприятия Срок реализации Ответствен-ные
Подготовительный этап – изучение научно-методической литературы по данной теме 1-ая неделя октября,2017 г. Воспитатели
– создание творческой мастерской педагогов 2-ая неделя октября,2017 г. Воспитатели
- Анкетирование родителей по выявлению заинтересованности организации образовательной деятельности в условиях ДОУ по подготовке норм сдаче ГТО 2-ая неделя октября,2017 г. Воспитатели
– анализ развивающей предметно-пространственной среды по физическому воспитанию дошкольников 3-ая неделя октября,2017 г. Воспитатели
– изучение уровнясформированности физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста 3-ая неделя октября,2017 г. Воспитатели
– беседы на тему «Что такое здоровье?» 4-ая неделя октября,2017 г. Воспитатели.
– посещение дня открытых дверей, экскурсий в МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары 1-ая неделя ноября,2017 г. Воспитатели
– создание информационной папки-передвижки, для родителей о проекте, анкеты «Условия здорового образа жизни», 2-ая неделя ноября,2017 г. Воспитатели
Родительское собрание на тему «Здоровые дети- счастливые родители» 3-ая неделя ноября,2017 г. Воспитатели, родители
– организация и проведение различных видов игр
3-ая неделя ноября,2017 г. Воспитатели
Рекомендации в организации домашнего стадиона 4-ая неделя ноября,2017 г. Воспитатели, родители
–задания в игровой форме с использованием тренажеров 4-ая неделя ноября,2017 г. Воспитатели
Основ-ной
этап
– участие и проведение обучающих семинаров, консультации для педагогов 1-ая неделя декабря,2017 г. Воспитатели
– подбор нетрадиционного оборудования для проведения спортивных игр 2-ая неделя декабря,2017 г. Воспитатели
– подгрупповая форма работы в спортивной секции 2-ая неделя декабря,2017 г. Воспитатели
– НОД «Спортляндия», «Путешествие в страну здоровья», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Здоровое питание» 3-ая неделя декабря,2017 г. Воспитатели
– просмотр презентаций «Здоровая семья», «Вместе дружно - занимайся», «Великие спортсмены Чувашии» 3-ая неделя декабря,2017 г. Воспитатели
– участие в образовательных событиях МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары- посещение занятий, лаборатории; 4-ая неделя декабря,2017 г. Воспитатели
– подвижные игры с правилами «Солнышко и дождик», «Найди свой домик», «Поезд», «Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Лягушки», «Наседка и цыплята», «Береги предмет», «Огуречик», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Лошадки», «Конники», «Такси», «Зайцы и волк», «Где звенит колокольчик», «Не опаздывай», «Куры в огороде», «У ребят порядок строгий», «Ровным кругом» 4-ая неделя декабря,2017 г. Воспитатели
– введение индивидуальной папки достижения ребенка-дошкольника «Портфолио дошкольника» 1-ая неделя января,2018 г. Воспитатели
– подготовка наглядного материала для родителей «Что такое ГТО» 2-ая неделя января,2018 г. Воспитатели
–задания в игровой форме с использованием тренажеров 3-ая неделя января, 2018 г. Воспитатели
Рисование на тему «Я выбираю спорт» 4-ая неделя января, 2018 г. Воспитатели
–разработка методических рекомендацийдля педагогов «Как готовить дошкольника к сдаче норм ГТО» «» 1-ая неделя февраля, 2018 г. Воспитатели
подгрупповая форма работы в спортивной секции 2-ая неделя февраля, 2018 г. Воспитатели
викторина «Спорт в пословицах и поговорках» 3-ая неделя февраля, 2018 г. Воспитатели, родители
составление рассказа детьми на тему «Наши знания о закаливании» 4-ая неделя февраля, 2018 г. Воспитатели
– участие и содействие в организации мастер-класса «Упражнения для профилактики плоскостопия» 1-ая неделя марта, 2018 г. Воспитатели
НОД «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», 2-ая неделя марта, 2018 г. Воспитатели
беседа «Что такое закаливание?», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» 3-ая неделя марта, 2018 Воспитатели,
подвижные игры с правилами
«Береги предмет», «Огуречик», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Лошадки»,
«Куры в огороде», 3-ая неделя марта, 2018 г. Воспитатели
разработка семейного альбома – книги «Делимся с семейным опытом» 4-ая неделя марта, 2018 г. Воспитатели,родители
- проведение родительского собрания «Здоровье детей в современном мире» 1-ая неделя апреля, 2018 г. Воспитатели
Эстафета «Спортивная ярмарка» 2-ая неделя апреля, 2018 г. Воспитатели
просмотр мультфильма «Доктор Плюшева» 3-ая неделя апреля, 2018 г. Воспитатели, родители
НОД «Здоровое питание» 4-ая неделя апреля, 2018 г. Воспитатели
участие в образовательных событиях МБОУ «СОШ» - посещение занятий, лаборатории; 4-ая неделя апреля, 2018 г. Воспитатели
Заключительный этап
Иииии – выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта) «» 1-ая неделя мая, 2018 г. Воспитатели
– освещение опыта работы в конкурсах профессионального мастерства 2-ая неделя мая, 2018 г. Воспитатели,
– проведение повторного мониторинга сформированности физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста 3-ая неделя мая, 2018 г. Воспитатели
– участие в итоговом открытом занятии «» 3-ая неделя мая, 2018 г. Воспитатели
– организация совместной выставки рисунков на тему «Спорт и дети» 4-ая неделя мая, 2018 г. Воспитатели, родители
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты
1. Дети старшего дошкольного возраста ознакомлены с нормативами комплекса ГТО.
2. Сформирована потребность в здоровом образе жизни, желание сохранять и укреплять свое здоровье.
3. Созданы условия для максимальной реализации двигательных возможностей дошкольников через внедрение комплекса ГТО.
4. Повышена компетентность родителей и педагогов в области физического воспитания детей.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Активизация детей дошкольного возраста в проведении экспериментов различного характера.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников в участии ГТО.
Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных образовательных организаций более эффективно организовать экспериментальную деятельность.
Средне продолжительный проект направлен на инновационное совершенствование технологий работы с детьми и может быть использован в практике ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Н. А. Проектная деятельность в детском саду: метод. пособие / авт. -сост. Н. А. Васильева. – Чебоксары, 2017 г. – 200 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., 2015.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
6. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
7. Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области «Физическое развитие» [Текст]/ О. Веннецкая, М. Рунова// Дошкольное воспитание. -2015- №6- 39-44 с.
8. Научно-методический журнал «Инструктор по физкультуре», 2010 г.
9. Новикова, И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. Новикова. М. : Мозаика-синтез, 2010. 96 с.
10. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
11. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2015. – 354 с.
12. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Научный руководитель Л. А. Парамонова. - М. : ТЦ Сфера, 2015.
13. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, встречи за круглым столом. – Волгоград: Учитель, 2015.- 7 с.
14. Сироткин Д. С. Формируем у дошкольника представление о здоровом образе жизни – М., 2011 г. – 104 с.
15. Социальное партнерство детского сада с родителями: сб. материалов/сост. Т. В. Цветкова. – М. : Сфера, 2013. – 127 с.
16. Учебно-методический журнал «Практика управления ДОУ», 2014 г.
17. Фролова, Е. В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников / Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Начальная школа плюс до и после. 2010. № 10. С. 17-21.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ «БЫСТРЕЕ, ТОЧНЕЕ, МЕТОДИЧЕСКИ ВЕРНО!» – КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ПЕРВОГО ЭТАПА РАЙОННОГО КОНКУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»
Эстафета «Хоккеисты» (простая, линейная, с элементами спортивной игры – хоккея)
Задачи: продемонстрировать умение владения техникой ведения клюшкой шайбы; проявить быстроту, ловкость, точность.
Инвентарь: 2 клюшки, 2 шайбы, 10 конусов.
Содержание: команды строятся в колонны по одному. Первые участники держат в руках клюшку и шайбу. По сигналу ведущего они клюшкой ведут шайбу, обегая конусы (расстояние между конусами – 60 см, и таким же способом возвращаются. Далее передают шайбу и клюшку следующему участнику команды.
Критерии оценки: быстрота, правильная техника, соблюдение правил эстафеты.
Эстафета-аттракцион «Веселая эстафета» (комбинированная, линейная, гимнастическая)
Задача: продемонстрировать умение быстро и технически правильно выполнять движения.
Инвентарь: «ходунки» (2 шт., ракетки и мячи (по 2 шт., скакалки (2 шт., «следы» (4 шт., резиновые «кочки» (12 шт., детские пластмассовые лыжи (2 пары, корзина для атрибутов.
Содержание: участники каждой команды получают соответствующее номеру их карточки задание. Затем они по очереди передвигаются предлагаемым способом:
• идут на «ходунках»;
• бегут, удерживая мяч на ракетке для бадминтона (одну руку держат прямо, другую – на поясе);
• едут на самокате.
Добравшись до конуса, обегают его (или объезжают на самокате) и возвращаются обратно тем же способом к команде. Передают эстафету следующему участнику, касаясь его предплечья.
Критерии оценки: быстрота, правильная техника, соблюдение правил эстафеты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВАРИАНТЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С БАЛАНСИРОВОЧНЫМИ ПОДУШКАМИ
«Морские волны»
Исходное положение (И. П.) – встать на подушку/диск двумя ногами. Качаемся на подушке, перенося вес тела на носки и пятки.
«Зарядка на палубе»
И. П. – то же. Поднимаем руки в стороны, вверх, опускаем их через стороны вниз. Упражнение можно усложнить, если одновременно поднимать одну руку в сторону, а другую вперед или вверх. Если упражнения проводятся в группе, можно выявить самого внимательного ребенка. Например, говорить «руки в стороны», а самому поднимать их вверх.
«Морские водоросли»
И. П. – то же. Наклониться вперед, несколько раз покачать расслабленными руками вправо-влево.
«Чайка»
И. П. – встать в основной стойке на полшага сзади от балансировочной подушки. На счет 1 – встать правой ногой на подушку, 2 – руки в стороны, левую ногу назад, 3 – левую ногу поставить на пол, 4 – И. П. «Чайка» легко превращается в «Трясогузку», если отведенной назад ногой выполнять покачивающиеся движения вверх и низ по 10 раз каждой ногой. Это упражнение сложное и его лучше выполнять детям после 8 лет.