Кристина Петрова
Надежды родителя, или Почему ребёнку нужно ходить на кружок
▼ Скачать + Заказать документы
(взято из просторов Интернета)
Канули в Лету те баснословные времена, когда можно было сказать школьнику: «Не пойдешь на кружок, пока не исправишь тройку!». Теперь родители сами хотят, чтобы ребенок ходил на секцию, в кружок, ездил на тренировки – посещал школу после школы. Ради этого мы, рыцари педагогики и воспитания, стойкие и самоотверженные, готовы платить малые и немалые деньги, возить ребенка на занятия, часами ожидать его в раздевалке. Мы, несомненно, правы.
Публикация «Надежды родителя, или Почему ребёнку нужно ходить на кружок» размещена в разделах
Мы – правы, и мы – молодцы, но! У нас имеются некие надежды, не зря ведь мы столько стараемся. Наверное, наш малыш будет лучше развит; он чему-то научится; эти посещения (и наши усилия) дадут ему что-то такое нужное, важное для дальнейшей жизни. Мы хотим получить видимый результат. О, мы даже верим, что результат появится не скоро, и необязательно это будут его работы, отчетное выступление, или поездка на соревнования. Но должно появиться отличие нашего ребенка от других детей, которые никакие кружки и секции не посещают.
На одной чаше весов – судьба Моцарта и Паганини, на другой – тысячи детей, которым полученное в детстве музыкальное образование не пригодилось. Мой знакомый, успешно окончив музыкальную школу по классу скрипки, на следующий день после экзаменов отложил инструмент со словами «Отдохну-ка я недельку»… и никогда больше не прикасался к нему.
Проходит месяц, два, полгода – и ничего существенного, кроме наших регулярных родительских трат денег и времени, не происходит. А ребенок уже готов пойти в другой кружок, в который ходят его друзья, или вообще никуда не ходить – ему надоело, он устал. А мы, родители, в некоторой растерянности: может, действительно? Это большая нагрузка, надо взять тайм-аут. Или: пусть занимается чем-то новым, что ему нравится. Возможна еще позиция: нет-нет, ни за что! Надо продолжить начатое, добиться результата, продолжать ходить, нехорошо так часто менять занятия, ничего не добившись.
С какой частотой менять увлечения? До результата? – собственной законченной поделки, выступления, обретения навыков? Это индивидуально. Поговорите с ребенком, возможно, ему «неинтересно здесь», потому что трудно, не получается, он отстает. Или потому, что нет контакта с руководителем, нет друзей. Помогите ему и уговорите «походить еще недельку», чтобы какой-то результат все же был. Добиваться конечного результата, путь он будет небольшим и скромным, но видимым – это очень важное умение для малыша.
Ну, и кто тут прав? Что делать? Главное, что никто не виноват. Часто менять внешкольные занятия, пока не найдешь своё – нормально. В пору многочисленных и бесплатных советских кружков так и происходило. Подобное мне довелось наблюдать в Харькове «в те давние-давние» годы, причем многие дети из поиска возвращались, так ничего и не выбрав. И лишь один-два из десяти оставались надолго в одном месте.
Бывает, что родители прикладывают все усилия, чтобы развить ребенка, вырастить из него «звезду». А потом взрослая девушка заявляет: «Да, я на сцене, я добилась успеха. Во многом благодаря им, родителям. Но я их ненавижу! У меня не было детства! У меня никогда не было свободной минуты, чтобы поиграть в куклы с подругами, вдоволь поболтать, просто побездельничать иногда. Бальные танцы, фортепиано, стилистика, конкурсы, выступления…»
А бывает наоборот – ребенок бросает заниматься музыкой или танцами, потому что устал, надоело, ничего не успевает. А через несколько лет упрекает мать: «Почему ты тогда не настояла, разрешила мне бросить? Я так жалею сейчас!»
Общего рецепта нет. Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте, предугадайте, как правильно поступить. Быть хорошим родителем – тоже талант!
Что привлекает детей, когда они сами выбирают кружок? – Атмосфера. Она идеально соответствует их настроениям данного возраста: тихая работа с материалами или работа в команде; возможность блеснуть, стать звездой или получить конкретное умение; кружок совсем близко от дома, или прекрасная долгая дорога туда, где тебя никто не знает; повод хвастаться – вот я чем занимаюсь! А также – новые друзья, обаяние внешних атрибутов, и, конечно – руководитель кружка. Но обаяние его личности, его увлеченность действуют на ребенка подсознательно. Понимание приходит только к взрослому человеку, позже.
Да, вот так мы и вывели пару закономерностей: ребенку нужны разные занятия в разном возрасте, и то, что он сам хочет посещать свой кружок или секцию – верный признак правильного попадания.
Вторая закономерность – у вас, у руководителя и у ребенка должны совпадать настроения и мотивы. Поговорите с руководителем, ведущим занятия: чего он хочет? Что для него главное в этом деле? Подготовить детей к выступлению? Взять призовые места? Занять детей делом на пару часов? Обучить их конкретному умению? Сделать из них настоящих мужчин, леди, профи? Показать им красоту? Открыть детям их возможности? Тут не существует приоритета целей, следование каждой из них может очень много дать вашему ребенку.
На мой взгляд, занятия у по-настоящему увлеченного человека ценны сами по себе. Нашим детям сейчас не хватает просто жизни за пределами школы и дома. Не хватает мест, где можно найти новых друзей, проявить себя, столкнуться со сложностями мира, с сопротивлением материала. Не хватает целей, на пути к которым хотелось бы преодолевать трудности, и свою лень, и свои страхи, учиться терпению и вообще учиться.
Удачно выбранный кружок, интересное дело ценно не набором призов и даже не набором умений, а воспитанием характера. Это – главное в занятиях «после школы». Впрочем, это знают и понимают многие родители, оттого и сердятся: «Да что ты прыгаешь с места на место? Отчего не стараешься? Почему бросаешь начатое дело?». Если ребенку совсем неинтересно, «не получается», и ничто его не держит в этом кружке – лучше уйти. Но бывает так, что дети просто устают, тогда достаточно сделать перерыв на неделю-две, честно предупредив: «пока ты будешь отдыхать – другие уйдут вперед». Итак, для ребенка важнее процесс пребывания в кружке, результат вторичен.
Таланты и способности. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в чем-то гениально талантлив – надо искать своего учителя. Того, кто раскроет талант и закрепит его, научит малыша трудиться, даст ему основы мастерства. Другого пути не бывает. Руководитель, который «выявит способности» у любого ребенка, лукавит. Есть исключения, – талантливые в своем деле педагоги, но они, позанимавшись с ребенком, всегда честно ответят – есть ли в нем расположенность, искра, талант. В талантливом ученике заинтересованы обычно сами учителя.
То, что ребенок готов целыми днями рисовать или танцевать, доказывает, что он занят любимым делом, и задача хорошего руководителя – дать ему основы, научить мастерству. Но это еще ничего не говорит о его «таланте». Способны все дети. Всех детей можно научить неплохо танцевать, рисовать, исполнять песни и рифмовать строки, работать с материалом, выполнять набор спортивных упражнений, держаться на коне. Так, собственно, и поступали наши предки, а чем мы хуже? Единственное замечание – у детей в таких культурах был серьезный стимул: этим занимались все. Без этих навыков ты не входил в эти «все». Сейчас «все» сидят у больших или малых экранов и нажимают кнопки.
Развить способности можно, а рассчитывать на талант – нельзя. Эти завышенные ожидания могут психически подкосить ребенка. Талант – это не только способности + труд на годы, это и внутреннее врожденное упорство, желание воплотиться в выбранном деле, более сильное, чем у других людей. И еще несколько загадочных составляющих, например, особое, зачастую – новое и свежее видение мира.
Чего же нам ждать от реализации плана «а не пошел бы ты в кружок»? Наш ребенок столкнется с новым: людьми, правилами, сложностями, предметами. У него есть шанс найти друзей и своего Учителя. Он сможет проявить себя в жизненных ситуациях самого разного плана, а мы будем рядом, и поможем, если что. Мы ведем его в кружок, чтобы помочь проявиться его личности.
Я знаю множество историй, когда внимательные родители и ответственные руководители секций работали над этим: «мой ребенок ленится, давайте что-то делать», «малыш стесняется», «обижает других детей», «невнимателен», и так далее. А грамоты, благодарности? Конечно, они будут! Но самым большим достижением станет то, что дети научатся работать над собой, доводить начатое до конца, внимательно относиться к делу, взаимодействовать с другими людьми.
Но не забывайте: для юных их дело должно быть любимым и желанным!