Татьяна Давыдова
Проект «Спортивное ориентирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-взрослый образовательный проект
«Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду средствами спортивного ориентирования»
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности : практико-ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Публикация «Проект „Спортивное ориентирование“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Участники проекта : воспитанники старшей, подготовительной групп, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: внутри ДОУ, с привлечением родителей.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников. К общекультурной готовности детей при переходе из детского сада в школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы повышать не только физическую подготовленность, но и развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Растить детей здоровыми, сильными и эмоциональными – одна из главных задач детского сада.
Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Целенаправленная работа по формированию умения ориентироваться на местности позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и развить у них умственные, познавательные способности, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование умения ориентироваться на местности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
• Знакомить детей с ориентированием на местности по схеме;
• Развивать следующие качества: выносливость, настойчивость, уверенность в своих силах, быстроту, координацию движений;
• Воспитывать дружеское взаимопонимание, отзывчивость, способность оказывать помощь друг другу;
• Закреплять физические качества: быстроту, реакцию, координацию движений;
• Научить детей работать со схемой;
• Разучить правила поведения на улице, в общественных местах и транспорте;
МЕТОДЫ ПРОЕКТА
1. Тематические физкультурные занятия.
2. Специальные игровые задания.
3. Соревнования.
4. Анкетирование родителей.
5. Рефлексия (изобразительная деятельность).
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Информационные ресурсы:
1. Акимов В. Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. – Минск. : изд-во БГУ, 1987.-176с.
2. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – Спб: Питер, 2002.
3. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. -М. : АРКТИ, 2004.-116 с. (Развитие и воспитание до-школьника).
4. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 – 2001г. – Режим доступа: https://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/p4550.htm#Page_Toр
5. Никоненко Ю. М. Экологическое развитие детей дошкольного возраста средствами ориентирования на местности // Фундаментальные исследования. – 2008. - №8.- С. 91-92
6. Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. N 6 - 1999, С 61-64.
7. Соловьева Т. В. Спортивное ориентирование, как средство развития и оздоровления дошкольников // Инновационная деятельность образовательных учреждений, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи: сборник научных и методических статей. – СПб. : Балтик-пресс, 2012. С 138-145.
Методическое: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, Т. И. Осокина «Игры и развлечения на свежем воздухе».
Дидактическое: компасы, схемы, флажки, ориентиры.
СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Данный проект осуществляется поэтапно в рамках педагогической системы МБДОУ Д/с №14 «Колокольчик» : с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей; с родителями – посредством привлечения родителей к участию в соревнованиях.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Мы предполагаем, что данная работа будет способствовать ещё большему единению интересов семьи и детского сада. Эффективность данного проекта предполагается отследить через отзывы родителей и гостей наших мероприятий.
• Значительно развиваются и совершенствуются такие качества, как выносливость, настойчивость, уверенность в своих силах, умение быстро и сноровисто преодолевать препятствия, а также развивается внимание и наблюдательность.
• При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объема специфической информации, включающая такие элементы, как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятия решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.
• Одним из ключевых направлений ориентирования является возможность освоения ребенком пространственных представлений. Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека, что является условием для успешного познания и активного преобразования действительности.
• Необходимо отметить, что ориентирование на местности может стать эффективным средством оздоровления детей и развитие у них интегративных качеств. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. А также он доступен каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
№ Содержание Время проведения Ответствен
ный
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение составленной взрослыми карты (схемы) всей территории детского сада.
Утро
24.08.2015 воспитатель
2. Совместное составление карты (схемы) взрослым и детьми территории детского сада.
Утро
24.08.2015 воспитатель
3. Упражнения по ориентированию. Место «старта» и «финиша» служат калитка детского сада.
Утро
25.08.2015
Инструктор по физ. кул.
4. Упражнения на развитие памяти. На карте закрывается часть схемы, ребенок по памяти восстанавливает (дорисовывает) карту.
Вечер
25.08 2015 воспитатель
5. Знакомство с компасом:
• Рассматривание, обследование, рассказ взрослого, для чего предназначен, как пользоваться;
• Упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по компасу);
Утро
26.08.2015 Инструктор по физ. кул.
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
6. Соревнования по спортивному ориентированию на участке детского сада.
Утро
27.08.2015 Инструктор по физ. кул.
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
7. Рефлексия по итогам соревнований (рисунки детей о проведенном мероприятии)
Вечер
27.08 2015 воспитатель
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Приложение 1
Положение
о проведении соревнований по ориентированию на местности
1. Цель проведения соревнований: ориентирование на местности по схеме.
2. Задачи:
• Знакомить детей с ориентированием на местности по схеме;
• развивать, внимание и наблюдательность;
• воспитывать дружеское взаимопонимание, отзывчивость, способность оказывать помощь друг другу;
• закреплять физические качества: быстроту, реакцию, координацию движений.
3. Время и место проведения соревнований:
Соревнования проводятся 26.08.2015 года на территории детского сада.
4. Руководство соревнованиями:
Главный судья соревнований – инструктор по физической культуре. Судьи на контрольных пунктах – воспитатели, родители.
5. Участники соревнований:
Дети старшей и подготовительной группы
6. Определение победителей:
В командном зачете по наибольшей сумме очков, набранных участниками команд.
7. Награждение:
Команды награждаются грамотами и сладкими призами.
Приложение 2
Рефлексия (анкетирование для родителей)
1. Понравилось ли проведение соревнований?
2. Как часто необходимо проводить такие или подобные соревнования?
3. По каким видам спорта Вы считаете возможным проводить соревнования в детском саду?
4. Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребенок занимался в спортивной секции?