Мария Коршунова
Конспект занятия по математике (ориентирование в пространстве) «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Умение ориентироваться в пространстве помещения группы;
• Ориентирование на плане.
• Упражнять детей в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве;
• Развивать произвольное внимание, память
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся снова путешествовать в сказку «Царевна-лягушка».
Я напомню вам начало сказки :
Публикация «Конспект занятия по математике (ориентирование в пространстве) „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
«Было у одного царя три сына. Однажды велел царь сыновьям жениться. Сыновья вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.
У старшего сына стрела упала на боярский двор. У среднего сына упала стрела на купеческий двор. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела упала на болото. Видит Иван-царевич, лягушка его стрелу держит. Делать нечего, взял лягушку, принес домой. Царь сыграл три свадьбы.
Однажды, когда царь позвал всех сыновей с их женами на пир, Иван-царевич вернулся домой и сжег лягушечью кожу. Узнала про это Василиса Премудрая, приуныла и сказала, чтоб искал ее за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного. Обернулась серой кукушкой и улетела в окно. А Иван-царевич отправился искать Василису Премудрую.
Воспитатель: «Ребята, давайте отправимся в сказку и поможем Ивану-царевичу в его поисках.
Для путешествия нам понадобится карта, с помощью которой будем путешествовать по нашей сказке. Воспитатель с детьми рисуют на доске расположение различных объектов и предметов мебели в группе, а с помощью цветных мелков рисуется маршрут путешествия, стрелочками отмечается количество шагов от одной остановки до другой.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится слева от двери (пианино) Что находится справа от двери? (столы). Давайте найдем на плане окна. Что находится справа от окон (шкафы). А теперь давайте посмотрим, где мы сделаем нашу первую остановку.
Воспитатель с детьми смотрят на плане, где будет проходить маршрут поезда до первой остановки, где имеются повороты, в какую сторону, а также считают количество шагов, которое нужно сделать до остановки.
Игра «Поезд»
Теперь мы с вами готовы к нашему путешествию. Становитесь друг за другом и кладите руки на пояс впередистоящему. (Дети становятся друг за другом, впереди становится воспитатель, поезд отправляется).
Воспитатель и дети передвигаются по комнате по плану, нарисованному на доске.
На первой остановке поезд останавливается, пассажиры выходят из вагонов.
Воспитатель: Мы приехали в сказку, ребята. Давайте узнаем, где мы остановились.
Воспитатель читает отрывок из сказки :
«Шёл Иван-царевич, долго ли, коротко ли. Попался ему навстречу старый старичок. Рассказал Иван-царевич ему про своё несчастье. Дал ему старичок клубочек и сказал :
- Куда клубочек покатится, туда и ты ступай за ним смело, он укажет дорогу. Иван-царевич поблагодарил старого старичка и пошёл за клубочком».
С кем встретился Иван-царевич? Что дал Ивану-царевичу старичок-лесовичок?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, Давайте сделаем карту для путешествия Ивана-царевича.
1. Ориентирование на листе бумаги (создание аппликации).
Воспитатель прикрепляет на доске лист бумаги и объясняет детям, что сейчас они будут рисовать карту на этом листе.
Воспитатель: Саша, возьми желтый карандаш и нарисуй в верхней средней части листа желтый кружочек – это солнышко. Света, возьми карандаш голубого цвета и нарисуй в верхней части листа справа овал – это облако, а теперь Вася нарисует голубым карандашом другой овал в верхней части листа, слева. Лена, возьми карандаш зеленого цвета и нарисуй треугольник справа, посередине, а Оля нарисует треугольник зеленого цвета слева посередине. Как вы думаете ребята, что это? Ответы детей. Правильно, ребята. Это лес. В нижней части листа Ваня нарисует прямоугольник коричневого цвета – это дорога, по которой идет Иван-царевич. Какая хорошая карта у нас получилась, Она обязательно пригодится Ивану-царевичу в его путешествии.
На этой остановке мы все сделали. Давайте сядем в наш поезд и отправимся дальше, но сначала посмотрим на нашу карту.
Воспитатель с детьми смотрят, где будет следующая остановка и считают количество шагов до нее). Затем становятся друг за другом и отправляются дальше.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы приехали на вторую остановку. Посмотрите, кто встречает нас.
Дети: медведь.
Воспитатель: давайте узнаем, почему он сидит здесь.
«В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:
- Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь».
Воспитатель: Давайте рассмотрим медведя. Посмотрите, какой он печальный. Это потому, что у него нет дома. Давайте поможем медведю и построим для него дом.
«Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше».
2. Ориентировка на листе бумаги (графический диктант).
Дети садятся за столы, воспитатель раздает детям листочки в клетку и простые карандаши.
Воспитатель: Возьмите карандашики, приготовьтесь. От точки проведите линию на 6 клеточек вправо, 6 клеточек вверх, 6 клеточек влево, 6 клеточек вниз. Какая геометрическая фигура у нас получилась?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, ребята, квадрат. А теперь нарисуйте нашему домику крышу и раскрасьте его, чтоб он понравился нашему медведю (дети выполняют задание).
Молодцы! Какие красивые дома у вас получились! А наше путешествие продолжается. Давайте посмотрим на нашу карту.
Дети и воспитатель снова обращаются к карте.
Воспитатель: Теперь снова давайте сядем в наш поезд и едем дальше. Мы приехали на третью остановку.
3. Загадки
Отгадайте загадки, ребята.
Загадка эта непростая :
Летела к югу птичек стая,
Вожак всё крякал и сопел.
Кого ж на юг вести хотел? (утка)
Маленький, робкий, Скачет по лужайке,
Сзади хвост короткий — Узнаете. (зайку).
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте узнаем, что произошло с уткой и зайцем в сказке.
«Глядь, летит над ним селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:
-- Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь, Он пожалел селезня и пошёл дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:
- Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь. Пожалел он зайца, пошёл дальше».
Ребята, давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Воспитатель: А теперь мы садимся и едем дальше, догонять Ивана-царевича. Вот и новая остановка. Давайте узнаем, где мы теперь оказались.
4. Задание «Расскажи по картине»
«Подходит Иван-царевич к синему морю и видит - на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:
- Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!»
Посмотрите на рисунок и скажите, что находится впереди, а что — сзади детей. (Дети рассматривают рисунок и говорят, что впереди, что сзади.)
«Бросил он щуку в море, пошёл дальше берегом».
Едем дальше, ребята! Дети и воспитатель снова смотрят на карту и двигаются в нужном направлении. Остановка.
«Прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках.
- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом».
5. Задание «Помоги Ивану-царевичу добраться до домика» - ориентирование по клеточкам.
Воспитатель: Ребята, вам нужно помочь Ивану-царевичу добраться до домика. Путь его начинается от стрелки: одна клеточка вверх, две влево, две вверх, одна вправо, две вверх, одна влево, две вверх, одна влево.
Дети выполняют задание.
«Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит - на печи лежит Баба-яга, костяная нога.
Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую. Тогда Баба-яга рассказала ему, как победить Кощея Бессмертного. Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб, в котором смерть Кощея.
Дошёл туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем сундук, а достать его трудно.
Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.
Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Наконец сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть».
Воспитатель: а вот и письмо Бабы-Яги, в котором она рассказывает нам, как добраться до дуба поможет нам справиться с последним заданием. (Читают письмо.). Давайте искать.
6. Игра «Найди игрушку»
Дети слушают указания, которые читает воспитатель: «Сделать 9 шагов вперед, повернуть влево, пройти 4 шага вперед, повернуть влево, пройти еще 4. Открыть шкаф, достать шкатулку, вытащить из шкатулки иголку (деревянную). Иголку сломать.
Воспитатель достает иголку и на глазах детей ломает ее.
Воспитатель: Вот и победили мы Кощея. Пора нам отправляться в обратный путь! Пассажиры. Садитесь в поезд. Мы едем к последней остановке – к себе в группу.