МААМ-картинки

Проект «Сотрудничество семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников»

Иванькова Татьяна
Проект «Сотрудничество семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование всесторонне развитой гармоничной личности является важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом. По совершенствованию дошкольного воспитания особое внимание уделяется разработке методов формирования личности ребенка-дошкольника в условиях общественного и семейного воспитания. Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи. Особенно оно необходимо в нравственном воспитании детей. Воспитание гуманных чувств и отношений, доверия, сочувствия и сопереживания ребенка окружающим взрослым и детям, общественной направленности мотивов поведения и деятельности, активной жизненной позиции, самостоятельности, повышение уровня осознания собственного я в семейном и детском коллективе – эти и многие другие задачи семейного воспитания детский сад может осуществить только при согласованности воздействий в подходах и методах на детей со стороны воспитателей и родителей.

Публикация «Проект „Сотрудничество семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Нравственное воспитание – приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает их своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или в школе.

Установлено, что, чем выше образовательный и культурный уровень роди-телей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая про-водит с ребенком меньше времени, но более интенсивно организует содержа-тельный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения времени для родителей и детей не даёт положительных результатов, не обогатит общение в случае духовной неподготовленности взрослых, устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются возможности для естественного включения ребенка в её бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезную деятельность (во дворе дома, в детском саду, опосредованное приобщение ребенка к труду родителей.

Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедает его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят милосердие, доброту, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямого сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене».

Специфика взаимосвязи родителей и детей закрепляется в поведении последних и становится их моделью взаимоотношений с окружающими.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

А многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

В. А. Сухомлинский выделял важность и необходимость такого явления как самовоспитание – воспитание родителями самих себя и детей своим поведением. «Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо. Ребенку хочется быть хорошим только тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным.

В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызы-ваются чувствами родителей».

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи, половые (мужчины и женщины, а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа — шофер, бабушка – медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески поддерживало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве основного показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения : как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Следует отметить, что педагоги дошкольного учреждения не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьёй. Особенно это касается молодых специалистов. Нередко родители тоже являются безынициативными во взаимодействии с педагогами. Таким образом, две стороны, очень близкие ребенку, родители и сотрудники детского сада, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья, и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицирован-ная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нём хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое до-школьным учреждением должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьёй диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приёмов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепление здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации даёт не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада.

Привлечение родителей к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важней другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки. Ещё важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи. А иногда просто поучиться!

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную программу детского сада.

В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, занятия или уроки. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связанны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например, ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.

В ходе развития общества процесс воспитания детей становится всё более длительным и сложным. Это обусловлено действием ряда факторов, главные из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала всё более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Таким образом, семья и детский сад равнозначны и равноценны в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Для осуществления полноценной воспитательной программы, семье необходимо грамотное педагогическое кураторство.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Фотоотчет «Сотрудничество детского сада и библиотеки»Фотоотчет «Сотрудничество детского сада и библиотеки» Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Консультация для родителей «Сотрудничество детского сада и семьи» Новый тип взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания. По всем законодательным.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Фотоотчет «Сотрудничество нашего детского сада с библиотекой»Фотоотчет «Сотрудничество нашего детского сада с библиотекой» Сотрудничество нашего сада с детской библиотекой №2. В шаговой доступности от нашего детского сада находиться детская библиотека №2. Между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сотрудничество семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников»
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 22:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сотрудничество семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Иванькова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД