Александра Тарутина
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-НЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №36 «БЕРЕЗКА»
ДОКЛАД
на тему:
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в МБДОУ УНДС №36 «Березка»
Тарутина Александра Александровна
п. Усть-Нера, 2018
Я хочу познакомить вас как в нашем детском саду ведется работа по социально-коммуникативному развитию наших воспитанников.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в МБДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Что такое социально-коммуникативное развитие?
Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Цели: позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В нашем детском саду мы работаем по детско-взрослым сообществам. Что же такое детско-взрослое сообщество?
Детско-взрослое сообщество – это организация совместного проживания детей и взрослых в открытом образовательном пространстве.
Цель детско-взрослого сообщества: обеспечение условий по воспитанию в свободной личности, стремящийся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
У каждого воспитателя есть свое сообщество, в котором она работает по определенному направлению. Сообществ у нас 10, работаем пока с тремя группами (средняя, старшая, подготовительная).
Наши дети проживают ситуацию выбора – выбирать в какое сообщество пойдут, какими средствами будут претворять тему проекта в жизнь, с кем будут делить рабочее место и пр. И в нашем детском саду работает 10 сообществ:
1. «Домисолька» - Н. Г. Болотова.
Цель: Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исключения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости, дикции.
Задачи:
• Формирование интереса к вокальному искусству;
• Развитие умения петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
• Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
• Развитие умений различать звуки по высоте.
• Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
• Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения.
• Совершенствование вокально-хоровых навыков.
2. «Веселая математика» - М. В. Горобец.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи:
• Закреплять счет, упражнять в решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.
• Закреплять представления о геометрических фигурах и свойствах.
• Обучать ориентировке во времени, пространстве, на плоскости.
• Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.
• Воспитывать познавательную активность.
• Воспитание потребности к математическим занятиям.
• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
3. «Пешечка» - М. М. Никулина.
Цели: Создание условий для достижения детьми необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала; развитие мышления дошкольника во всех его проявлениях – от наглядного образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Задачи:
• Развивать способность действовать в уме, умение формировать внутренний план действий.
• Развивать внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
• Развивать умение ориентироваться на плоскости.
• Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к мудрой древней игре шахматы.
• Формировать представления о шахматных терминах, основных правилах игры.
4. «В гостях у сказки» - Л. А. Бунеску.
Цель: Раскрытие творческого потенциала дошкольников путем целенаправленного обучения на специальных занятиях лепки из соленого теста.
Задачи:
• Содействовать всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка;
• Содействовать развитию творческих способностей ребенка;
• Развитие творческого воображения;
• Развития умения определять функции предмета с учетом многофункциональности;
• Формировать умение рассматривать любой предмет как систему, развивающуюся во времени;
• Обогащение опыта дошкольников новыми навыками и умениями, создание условий для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятий.
5. «Спортики» - Л,В. Подорожняя.
Цель: Продолжать повышение качества образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию, позитивной социализации и индивидуализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход к обучению в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• Развитие у детей познавательной и деятельной активности, любознательности, критического мышления, воображения.
• Продолжать работу по повышению качества образования через обогащения предметно-пространственной среды в сообществах детей и взрослых.
6. «Я инженер» - М. В. Горобец.
Цели: Развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
• Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
• Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
7. «Мегабайтики» - Ю. П. Сигалева.
Цель: Развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.
Задачи:
• Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации;
• Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
• Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
8. «Якутские национальные игры» - Килецкая К. Р.
Цель: Создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной внеурочной работы с детьми, популяризация якутских национальных игр.
Задачи:
• Воспитание на народных традициях и обычаях;
• Изучить историю и традиции якутских национальных игр.
9. «Играем с Фребелем» - А. А. Тарутина.
Цель: Помогать общению; развивать коллективизм, активность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность.
Задачи:
• Формировать определенные навыки и умения; расширить кругозор, познавательную деятельность;
• Развивать память, речь, воображение, фантазию, внимание, мышление; умение сравнивать, сопоставлять.
10. «Школа радости» - О. А. Пылыпив.
Цель: Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Задачи:
• Коррекция отклонений в психическом развитии;
• Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
В чем плюсы таких сообществ? Во-первых, у детей есть право выбора. Например, ребенок утром приходит в сад и сам выбирает, в какое сообщество он хочет пойти и идет именно туда.
Во-вторых, дети социализируются. Они не сидят целыми днями только у себя в группе, т. к. у нас сообщества расположены по всему саду. Сообщества разновозрастные, поэтому дети общаются не только со своими сверстниками, одногруппниками, а еще и с детьми с других групп. Так они учатся общаться, в этих сообществах те, кто младше, учатся у старших, те, кто постарше, учат тех, кто младше.
В третьих, у детей идет разностороннее развитие. Ребенок сегодня идет на «Мегабайтики» допустим, усваивает навыки работы с компьютером, завтра он пойдет на сообщество «Я – инженер», будет изучать робототехнику. И каждый раз при этом он взаимодействует с разными детьми, а не в привычном кругу как у себя в группе, что дает ему быстрее социализироваться в обществе.
Разновозрастное сообщество расширяет возможности социализации ребенка. В сообществах дети свободно общаются друг с другом, вступая в контакты по симпатиям и интересам. Социальная среда дает возможность впитывать информацию впечатления и накапливать жизненный опыт.
В ходе деятельности детско-взрослых сообществ дети свободно перемещаются, следуя своему естественному желанию и интересам.