Инна Никишина
Проект в средней группе «Сказка ложь — да в ней намек»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе № 16 «Ягодки»
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Выполнили:
воспитатель Никишина И. В., Романова Н. Б.
г. Воскресенск,2020
Тип: социально-педагогический
Продолжительность проекта : 2 недели
Возраст участников проекта : 4-5лет
Публикация «Проект в средней группе „Сказка ложь — да в ней намек“» размещена в разделах
Партнё ры: воспитатели, родители
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы
Форма работы: групповая, фронтальная
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Актуальность проекта
Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость,преданность,коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможносчастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
• дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• зло наказуемо («Кот, петух и лиса»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Цель проекта : формировать у детей нравственно - патриотическое воспитание посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательные:
• учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
Развивающие:
• развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);
• развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
Воспитательные:
• воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
• воспитывать у детей уважение к самому себе;
• пробуждать интерес к сказкам;
• приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;
Линии развития:
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• социально – коммуникативное развитие;
• физическое развитие.
Ожидаемый результат:
• развитие интереса детей к сказкам;
• развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
• содействие творческому развитию детей;
• гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
• воспитание чувства дружбы и коллективизма.
Методы проекта : познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Этапы проекта :
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Осуществление этапов проекта
1 этап. Подготовительный
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
2 этап. Основной
Содержание работы с детьми:
Чтение сказок;
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Экскурсия в «Мини-музей» (группа)
Содержание работы с родителями:
Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
Чтение сказок с детьми.
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Папка–передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников».
Анкетирование родителей.
Основные направления события Формы и методы работы
Познавательное развитие
Речевое развитие ЧХЛ: чтение русской народной сказки
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого;
«Жихарка», обр. И. Карнауховой;
«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;
«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова;
«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
--- Выставка книг: «Русские народные сказки»
Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказкам.
Беседы «Наши любимые сказки».
Физическое развитие П/и
"У медведя во бору",
"Лиса на охоте",
"Пузырь"
Хороводная игра: «Заинька попляши".
Художественно- эстетическое развитие Лепка по замыслу
Аппликация на основе силуэта «Лисичка -хитрая сестричка».
Рисование" Героя сказки"
Прослушивание сказок, музыки (аудиозапись).
Социально-личностное развитие Д/ игры: «Собери сказку из частей", "Из какой сказки?", "Мозаика из сказок", "Узнай сказку по иллюстрации", "Любимый герой сказки", «Исправь ошибку».
Загадки о сказках, героях сказок. Как называются сказки?
Игровая деятельность Игры-драматизации.
В гостях у сказки (персонажи из сказок в лицах)- отгадать и проиграть
Н/п игры, пазлы по сказкам
Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки».
Лото «Сказки»
3. Этап. Заключительный
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы
- презентация проекта
- организация выставки «Книга, которая пришла из дома»
-организация выставки рисунков совместно с родителями:
«Мой любимый сказочный герой»
В ходе данного проекта у детей развивался интерес к сказкам. Они стали внимательнее слушать сказки, больше интересоваться книгами. На протяжении всего проекта у детей наблюдалось развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; совершенствовались звукопроизношения, выразительность и связная речь. Дети стали сплоченнее, помогали друг другу, учились работать в группах.
Мы уверенны, что данный проект позволил приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям, и найдет свое отражение в дальнейшей работе.
Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.