Екатерина Коротких
Проект «Сказка из оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе. Уровень развития мелкой моторики является важным, в том числе и интеллектуальным показателем готовности ребенка к переходу на следующий этап его обучения. Навыки мелкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и, тем самым, позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Дети с нарушенным зрением особенно нуждаются в обучении предметно-практическим действиям в пространстве, словесным обозначениям осваиваемых пространственных признаков, приемам осязательного восприятия объектов.
Публикация «Проект „Сказка из оригами“» размещена в разделах
Бумага является универсальным и наиболее доступным материалом, который широко применяется в занятиях с детьми, такими как рисование, аппликации, художественное конструирование. Одним из эффективных и увлекательных способов развития мелкой моторики можно считать оригами. В процессе деятельности дети учатся действовать с материалами и инструментами ножницами, бумагой, карандашами, фломастерами и др.
Помимо развития мелкой моторики, у детей также укрепляются общеучебные навыки, волевые качества, художественный вкус.
Поэтому проект психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на тему «Сказка из оригами» является актуальным.
Целью проекта является создание условий для развития мелкой моторики детей с нарушениями зрения посредством творчества для более легкого перехода на следующую ступень образования.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Образовательные:
• знакомство с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, угол, сторона, диагональ);
• знакомство с основными пространственными понятиями (верхний, нижний, право, лево, направление от себя, к себе, сверху вниз, справа налево);
• расширение предметных представлений новыми образами;
2. Развивающие:
• развитие мелкой моторики;
• развитие практических умений и навыков;
• обучение организации собственной деятельности;
• развитие умения следовать устным инструкциям;
• развитие самоконтроля и саморегуляции движений руки под контролем зрения;
• стимулирование развития памяти, внимания, объяснительной речи и коммуникативных способностей
• развитие умения читать чертежи и представлять по ним изделия;
3. Воспитательные:
• формирование нравственных качеств личности, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
Общий замысел проекта
Общий замысел проекта «Сказка из оригами» заключается в создании ряда занятий, где дети с нарушениями зрения смогут развивать мелкую моторику и чувство прекрасного посредством складывания фигурок из бумаги.
Основной идеей проекта является развитие осязательного восприятия и моторики детей с нарушениями зрения, как в целях подготовки к школе, так и для развития в целом.
Результатом проекта является создание моделей, с помощью которых будет осуществляться инсценировка произведений.
Новизна пути решения проблемы заключается в творческом подходе к проблеме обучения предметно-практическим действиям в пространстве и приемам осязательного восприятия объектов детей с нарушениями зрения.
Деятельность по реализации проекта
Формы организации занятий: работа поводится индивидуально.
Основные методы:
1 информационно-рецептивный (обследование, наблюдение, демонстрация наглядных пособий);
2 репродуктивный метод (закрепление навыков и приёмов, приобретённых ранее);
3 продуктивный метод (самостоятельное выполнение работы)
4 эвристический метод, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству.
Приемы: зрительная и пальчиковая гимнастика; взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (театрализованной, сюжетно-ролевой, творческой, музыкой, рисованием, математикой); демонстрация складывания; использование пооперационной карты; демонстрация образца.
Проект «Сказка из оригами» можно разделить на несколько этапов:
1 Непосредственная разработка проекта.
2 Подготовка наглядного материала: образцов, пооперационных карт и т. д.
3 Вовлечение дошкольников: подведение детей к цели проекта, т. к. так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут, выяснение их интересов исходя из заданной цели.
4 Развитие мелкой моторики и освоение базовых приемов складывания бумаги.
5 Основное событие – инсценировка произведения.
6 Подведение итогов.
Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение проекта: педагог-дефектолог, воспитатель.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятий:
1. методические разработки занятий
2. бумага цветная
3. ножницы
4. клей
5. рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
6. кисти
7. фломастеры/карандаши
Конспекты конкретных мероприятий в рамках реализации проекта
Общий план занятия:
1 Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему деятельности; общение с ребенком, постановка цели.
2 Физкультминутка для снятия напряжения мышц:
Медвежонок-топ-топ (Дети сначала топают правой ногой, затем левой)
А ежонок- хлоп- хлоп (Хлопают обеими руками)
А волчонок- щелк-щелк (Щелкают сначала правой рукой, затем левой)
А зайчонок- скок- скок (Прыжок вправо, затем влево)
А лисенок- шмыг- шмыг (Шаркнуть сначала правой ногой, затем левой)
А лосенок- брык- брык («Брыкнуть правой ногой, затем левой)
А рысенок- прыг- прыг (Прыгнуть на правую, затем на левую ногу)
И бельчонок- прыг- прыг.
3 Повторение пройденного: повторение названия базовых форм, которые понадобятся для занятия; повторение действий прошлой встречи; повторение правил пользования ножницами, клеем:
• Пользуйся ножницами с закругленными концами.
• При работе внимательно следи за направлением реза.
• Не держи ножницы лезвиями вверх.
• Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
• Не режь ножницами на ходу.
• Не подходи к товарищу во время работы.
• Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
• Клей выдавливать маленькими порциями.
• Пользоваться салфеткой и кисточкой.
• При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.
• Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы – промыть водой и протереть.
• Фигуры намазывают клеем на подстилке – картоне, газете, салфетке.
4 Пальчиковая гимнастика для снятия напряжения мышц кистей и пальцев:
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
1,2,3,4,5 (загибаем пальчики от большого к мизинцу)
Были в поле и лесу (перекрещиваем руки в запястьях и растопыриваем пальчики в разные стороны.)
Видели они лису (над головой делаем острые «ушки» как у лисички.)
Пальчики пришли домой (шагаем пальчиками по столу)
Пальчик потерялся: ой! (указательным пальчиком одной руки прижимаем большой пальчик другой руки).
5 Практическая часть: рассматривание образца, его анализ; показ процесса изготовления поделки (работа по пооперационной карте); текстовой план; самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, пооперационной карте, по готовому образцу.
6 Оформление, отделка игрушки.
Заяц из бумаги
1. Введение в новую тему
Отгадай, что это за лесной зверек?
Грызун трусишка, хвост коротышка,
Глаза с косинкой, ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета: на зиму и на лето. (Заяц)
Ребенок рассматривает картину с изображением зайца. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про зайца.
Заяц – маленький, трусливый, тело покрыто тёплой шерстью, у зайца длинные уши и быстрые ноги, маленький короткий хвост. Заяц питается корой деревьев, травой, любит морковку.
2. Физкультминутка
3. Повторение
О трусливом зайчишке придумано много сказок: «Теремок», «Зайкина избушка», «Рукавичка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Колобок».
Давай сделаем зайчика из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.
Основой для нашего зайчика будет квадрат. Что это за фигура? А какие фигуры ты еще знаешь?
4. Пальчиковая гимнастика
5-6. Практическая часть – Создание зайца в технике оригами
Предлагаем рассмотреть готовый образец зайца.
Сегодня мы с тобой будем делать зайчика, используя квадратный лист белого цвета.
Проговариваем, показывая по пооперационной карте:
1. Возьмите лист;
2. Положи его углом наискосок;
3. Сложи два угла внутрь к середине;
4. Сделай надрез ножницами;
5. Верхние кусочки будут ушками. Отогни их наверх;
6. Нижнюю часть загни внутрь треугольника, сзади также получается треугольник;
7. Разверни заднюю часть и загни треугольник внутрь;
8. Нарисуй получившемуся зайчику глаза и мордочку.
Ворона из бумаги
1. Введение в новую тему
Отгадай, про какую птицу эта загадка?
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
«Кар–кар–кар!» – поёт… (Ворона)
Ребенок рассматривает картину с изображением вороны. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про ворону.
Ворона – это крупная птица. Тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу.
Вороны – умные и находчивые птицы. Часто можно видеть, как ворона деловито размачивает в луже слишком сухие кусочки пищи, найденные на городских улицах.
2. Физкультминутка
3. Повторение
О вороне придумано много рассказов и басен:
«Ворона и лисица», «Ворона и жаворонок», «Ворона и рак», «Яблоко», «Птичий язык».
Давай сделаем зайчика из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.
Кого мы делали в прошлый раз? Какие фигуры мы использовали?
4. Пальчиковая гимнастика
5-6. Практическая часть – Создание вороны в технике оригами
Предлагаем рассмотреть готовый образец вороны.
Сегодня мы с тобой будем делать ворону, используя квадратный лист черного цвета.
Проговариваем, показывая по пооперационной карте:
1. Сложить базовую форму «Воздушный змей». (Как придать листу такую форму);
2. Сложить к центральной линии стороны до нижнего угла;
3. Разрезать до середины по сгибу по обеим сторонам от нижнего угла;
4. Отогнуть получившиеся треугольники верхнего слоя в противоположные стороны – это ноги нашей птицы;
5. Согнуть поделку пополам;
6. Вогнуть внутрь верхний острый угол – получился клюв;
7. Нарисовать глаза, крылья, раскрасить поделку.
Белка из бумаги
1. Введение в новую тему
Отгадай, про какого лесного зверька эта загадка.
Небольшой у неё рост,
Но зато пушистый хвост.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
Ребенок рассматривает картину с изображением белки. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про белку.
Белочки настоящие трудяги. Все лето и осень они собирают шишки и желуди, сушат грибы. Всё что собрали и высушили прячут в дуплах. Белки меняют летнюю шубку на зимнюю с ярко-рыжей на серо-коричневую.
2. Физкультминутка
3. Повторение
О белочке написано много разных книг: «Бельчонок Тишка», «Теремок», «Хвосты», «Кто лучше прыгает».
Давай сделаем белочку из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.
Каких животных мы уже делали? Из каких фигур? А какие фигуры ты еще знаешь? Как сложить базовую форму «Воздушный змей» с помощью которой мы делали ворону?
4. Пальчиковая гимнастика
5-6. Практическая часть – Создание белки в технике оригами
Предлагаем рассмотреть готовый образец белки.
Сегодня мы с тобой будем делать белочку, используя квадратный лист оранжевого цвета.
Проговариваем, показывая по пооперационной карте:
1. Согнуть лист пополам: сверху вниз, затем справа налево. Раскрыть. Верхний и нижний край согнуть к середине;
2. Правую и левую сторону сложить к центру, а затем развернуть;
3. Загнуть по пунктирным линиям;
4. Раскрыть каждый угол;
5. Сплющить раздвинутые «карманы»;
6. Сделать сгиб слева по пунктиру. Получившиеся створки сложить под углом;
7. Согнуть заготовку «горой» пополам;
8. Сделать обратную складку справа;
9. Повернуть фигурку на 90° по часовой стрелке;
10. С помощью внешней обратной складки, опустить верхний угол;
11. Завести внутрь острый конец мордочки;
12. Подогнуть хвост;
13. Нарисовать глаза, нос, раскрасить поделку.
Собака из бумаги
1. Введение в новую тему
Отгадай, про кого эта загадка.
Ушки чуткие торчком,
Хвост, взлохмаченный крючком,
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
Ребенок рассматривает картину с изображением собаки. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про собаку.
Уже в течение нескольких веков собака – помощник и друг человека. Это и охранник, и пастух, и сыщик. Собака помогает охотнику и мчит нарты по указываемой дороге в снежных пустынях.
Собаки помогают людям, потерявшим зрение. Огромные и крохотные, ласковые и не очень, они каждый день, без выходных, несут свою службу.
2. Физкультминутка
3. Повторение
О собаках написано много разных книг: «Умная собачка Соня», «Бобик в гостях у Барбоса», «Дядя Федор».
Давай сделаем собаку из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.
Каких животных мы уже делали? Из каких фигур? Как сложить базовую форму «Воздушный змей» с помощью которой мы делали ворону? Где находится право/лево? Как повернуть фигурку на 90°?
4. Пальчиковая гимнастика
5-6. Практическая часть – Создание собаки в технике оригами
Предлагаем рассмотреть готовый образец собаки.
Сегодня мы с тобой будем делать собаку, используя квадратный лист коричневого цвета.
Проговариваем, показывая по пооперационной карте:
1. Сложить лист диагонально два раза;
2. Два верхних угла согнуть по направлению к центру;
3. Край слева отогнуть;
4. Сложить заготовку;
5. Верхнюю часть сложить и развернуть заготовку;
6. Угол завернуть вниз;
7. Загнуть маленький угол – получилось ухо;
8. Нарисовать глаза, нос.
Мышь из бумаги
1. Введение в новую тему
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал? (Мышь)
Ребенок рассматривает картину с изображением мыши. Предлагаем ребёнку рассказать, что он знает про мышь.
Мыши – зверьки небольшие. У них блестящие черные бусинки глаз. Шубка серая, на брюшке мех светлее. Хвост длинный, почти голый. Он покрыт редкими короткими волосками. Лапки с цепкими пальчиками и коготками.
2. Физкультминутка
3. Повторение
О мышках написано много разных книг: «Теремок», «Сказка об умном и глупом мышонке», «Под грибом», «Песенка мышонка».
Давай сделаем мышонка из бумаги сами, но сначала повторим правила пользования ножницами и клеем.
Каких животных мы уже делали? Из каких фигур? Где находится право/лево? Как повернуть фигурку на 90°?
4. Пальчиковая гимнастика
5-6. Практическая часть – Создание мыши в технике оригами
Предлагаем рассмотреть готовый образец собаки.
Сегодня мы с тобой будем делать мышь, используя квадратный лист белого цвета.
Проговариваем, показывая по пооперационной карте:
1. Наметить диагонали квадрата;
2. Согнуть к середине оба нижних края: правый и левый. То же делаем в верхней части заготовки. Последние складки расправить;
3. Открыть получившиеся «карманы». Выступающий треугольник сплющить. Получается базовая форма «Рыба»;
4. Маленькие клапаны отогнуть «горой»;
5. Сложить назад острый угол слева;
6. Сделать два диагональных сгиба;
7. Сложить заготовку посередине «горой»;
8. Отвернуть в обратную сторону выступающие элементы – уши нашей мышки – раскрыть их изнутри и придаём объём;
9. Правую часть подогнуть и раскрыть;
10. С помощью обратной складки опутить правый угол под 90°;
11. Возвратить хвост мышки в горизонтальное положение;
12. Нарисовать глаза, нос.
Продукт проектной деятельности
Результатами проекта будут являться улучшение мелкой моторики детей с нарушениями зрения посредством творчества, а также создание ряда фигурок, которые подойдут не только для игры, но и для инсценировки рассказа Яхнина Л. Л. «Домик для зайчика».