Марина Кокина
Проект «Синий цвет вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Синий цвет вокруг нас»
Вид проекта: групповой, игровой, познавательный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Длительность: среднесрочный
Возраст детей: 2 – 3 года
1 этап - целеполагание
Актуальность: В раннем возрасте всё внимание ребёнка направленно на освоение новых материалов. Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок. Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети — это цвет. Освоение детьми цвета в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с различными предметами. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей. Цвет вызывает у ребенка не только разные эмоции, но и способствует развитию творческих способностей. При определенной окраске игрушек, он может повышать уровень сосредоточенности на игре, а значит и облегчать процесс познания.
Публикация «Проект „Синий цвет вокруг нас“» размещена в разделах
2 этап – аналитический
Формы взаимодействия с семьёй:
1. Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики», «Знакомим детей с формой, цветом, величиной»;
2. Консультации: «Какие игры выбрать для ознакомления с цветом», «Сенсорное воспитание детей»;
3. Папки – передвижки: «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет», «Развитие сенсорных способностей детей», «Играем вместе с ребёнком»;
4. Совместная творческая деятельность родителей и детей «Что бывает синим?»
5. Создание выставки: «Игрушки синего цвета»
6. Мастер – класс : «Игры по сенсорному развитию».
Формы работы с детьми:
1. Проведение и анализ мониторинга по сенсорному развитию детей.
2. Подготовка материалов для организации творческой, познавательной, сенсорной деятельности с детьми.
• Рассматривание альбомов на тему: «Семья», «Игрушки»;
• Рассматривание предметных и сюжетных картинок, иллюстраций: «Вот какие папы и дедушки», «Правила поведения на улице зимой»;
• Подбор книг для рассматривания: А. Барто «Игрушки», р. н. с. «Маша и медведь», Л. Толстой «Три медведя», О. Крас «Паровозик - чух, чух, чух!», Т. Коваль «Игрушки», И. Гурина «Колыбельная»;
• Подбор дидактических игр: логические блоки Дьенеша, «Большой и маленький», «Подбери пару», «Разрезные картинки», «Продолжи ряд», «Четвёртый лишний»;
• Подбор трафаретов и обводок: игрушки, цветы, транспорт, инструменты и материалы для рисования и лепки.
3. Составление перспективного плана реализации проекта.
3 этап – основной
Цель проекта: Формирование у детей интереса к окружающим предметам и явлениям в процессе знакомства с синим цветом.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
• Совершенствовать навыки различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине.
Развивающие:
• Развивать умение по словесному указанию находить предметы синего цвета, круглой формы.
• Развивать у детей умение использовать в активной речи названия предметов с указанием цвета, формы.
• Развивать познавательные процессы.
• Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность, накапливая чувственный опыт.
• Способствовать сближению детского сада и семьи.
Предполагаемый результат:
Дети:
• Имеют элементарное представление о синем цвете;
• Группируют предметы по цвету и форме, различают и называют синий цвет;
• Умеют выделять предметы синего цвета в развивающей среде группы;
• Употребляют в активной речи названия предметов с указанием цвета и формы;
• Проявляют бережное отношение к предметам окружающего мира. Родители:
• Проявляют интерес к совместной с ребенком творческой деятельности в процессе познания синего цвета;
• Проявляют интерес к сенсорному воспитанию детей;
• Стали активными участниками в проектной деятельности.
Педагоги:
• Активизировалось сотворчество педагога в процессе проектной деятельности;
• Пополнилась пособиями развивающая среда.
4 этап - Продуктивный
План реализации проекта
Социально-коммуникативное развитие
Знакомство с синим цветом.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин синих игрушек»
Игра-ситуация «Идем искать синий цвет»
Беседа «Опасности зимой» (правило поведения на улице зимой)
Проблемная ситуация: «Куда спрятались игрушки синего цвета?»
Трудовая деятельность:«Покажем зайке как мы убираем игрушки»
Познавательное развитие
Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбома «Игрушки», «Семья»
Проблемная ситуация: «Где живет синий цвет»
Д. и. «Найди пару», «Подбери по форме», «Разрезные картинки», логические блоки Дьенеша, «Разноцветные прищепки»
Экспериментальная деятельность: «Вылови синие шарики»
НОД: «Моя семья»
Речевое развитие
Беседа «Вот как зимушка пришла»
Свободное общение «Как мы искали синий цвет»
Чтение: А. Барто «Игрушки», Ч. Янчарский «В магазине игрушек», Л. Толстой «Три медведя»
Рассказывание: р. н. с. «Маша и медведь»
Заучивание: А. Барто «Грузовик»
Художественно- эстетическое развитие
Лепка «Синие мячики»
Рисование «Синие клубочки для котят», «Синие воздушные шары», «Синие ладошки»
«Дорога для машины»
Конструирование «Синяя дорожка для зайки»
Слушание: «Зима» муз. П. Чайковского, «Паровоз» муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской
Пение: «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель
Музыкальный танец с погремушками синего цвета.
Физическое развитие
Беседа «Чем опасна сосулька»
Подвижные игры: «Кто быстрее прибежит к синему флажку», «Сбей синие кегли»
Игры с движением: «Мы покормим птичек», «Вот как зимушка пришла»
Пальчиковые игры: «Надуваем шарик», «Где же наши ручки»
Дыхательная гимнастика: «Снежинки»
Утренняя гимнастика с синими флажками
5 этап - итоговый
Итоговое мероприятие:
Совместное творчество детей и родителей на тему: «Что бывает синим?»
Выводы:
Во время работы над проектом поддерживался, интерес к обогащению чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом. В группе были созданы условия для ознакомления детей с синим цветом, формой, величиной, с предметами ближайшего окружения. Родители принимали активное участие в создании альбома «Что бывает синим?», в выставке «Игрушки синего цвета». На мастер-классе, родители, познакомились с играми по сенсорному развитию, заинтересованы в приобретении и изготовлении игр своими руками, обыгрывание игр с детьми. Улучшалось взаимоотношение детей и взрослых, что способствовало сближению детского сада и семьи. Дети и родители получили много положительных эмоций.
Перспективы:
Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
Формировать умение обследовать предметы, выделяя синий цвет, величину, форму.
Поддерживать интерес свободно ориентироваться в близлежащем окружении.
Пополнить среду дидактическими играми и материалами.
Список используемой литературы:
Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет» - М. : Мозаика – Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003.
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1973.
Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез.
Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под. ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.