Юлия Гилязова
Проект для детей 3–4 лет «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Широкая Масленица»
Возрастная группа: младшая группа № 4 (от 3 до 4 лет)
Срок реализации: краткосрочный 1 неделя (с 09.03.21 – 12.03.21)
Вид проекта: познавательно – речевой, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы от 3 до 4 лет, родители.
Цель: Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Обучающие задачи:
• Дать первоначальные представления о русском народном празднике – Масленице;
Публикация «Проект для детей 3–4 лет „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Младшая группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
• Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты;
• Пробуждать интерес к истории русского народа;
Развивающие задачи:
• Развивать связную речь, память, внимание, мышление, познавательную активность и творческие способности;
• Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Ожидаемый результат:
• Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
• Получение представлений о народных играх, обрядах;
• Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
• Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.
Сотрудничество с семьей:
• Ознакомительная консультация для родителей относительно назначения проекта (Письмо родителям);
• Папка ширма «Масленица»;
• Помощь родителей в подборке картинок для раскрашивания;
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный этап:
• Определение цели и задач;
• Планирование проектной деятельности;
• Создание необходимых условий для реализации проекта;
• Подбор художественной литературы, иллюстративного материала;
• Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр;
• Информирование родителей о реализации проекта.
2 этап – основной (практический):
• Беседа «Что такое Масленица», «Масленица – день за днём»;
• Чтение художественной литературы (заклички, пословицы, поговорки, стихи);
• Прослушивание аудиозаписи: народные, «Мы давно блинов не ели», «Пришла к нам Масленица», «Разрумянными блинами»;
• Рассматривание иллюстрации картинок «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
• Проведение пальчиковых, словесных, подвижных, дидактических игр;
• Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация).
3 этап – заключительный:
• Оформление выставки детских рисунков «Блинчик мой румяный»;
• Создание стенгазеты «Масленичные забавы!»;
• Развлечение «Масленица»;
• Представление слайд – шоу из фотографий с музыкой;
• Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе проектной деятельности детей.
Работа в центрах
«Центр книги»
• Чтение художественной литературы (заклички, пословицы, поговорки, стихи, загадки);
• Заучивание стихотворения «Радость – в каждый дом!»;
• Заучивание заклички на блины.
«Центр математики»
• Дидактические игры «Разложи блины на сковородки по величине», «Теневое лото», лото «Блинчики», «Где половинка блинчика», «Подбери блины по форме сковороды».
• Игра «Выложи солнышко».
«Центр развития речи»
• Пальчиковая игра «Солнышко – ведрышко», «Блины»;
• Игра на дыхание «Сдуй облако с солнышка»;
• Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»;
• Графомоторные дорожки для обеих рук «Встречаем масленицу».
«Центр природы»
• Рассматривание иллюстрации картинок «Масленичных забав», «Масленичных гуляний».
«Центр движения»
• Подвижные игры «Гуси – гуси», «Пузырь»;
• Игровое упражнение «Перенеси блины»;
• Хороводная игра «Солнечная карусель»;
• Игра – забава «Солнышко»;
• Игра – кричалка «Блины – лепёшки».
«Центр творчества»
• Раскрашивание раскрасок;
• Творческое задание «Попади снежком в ледяную крепость», «Накормите сказочных героев — проведите для них дорожку к блинам»;
• Пальчиковое рисование «Блины с ягодами»;
• Аппликация с элементами рисования «Блинчик на сковородке»;
• Лепка «Блины»;
• Рисование ладошкой «Светит солнышко» (коллективная работа);
• Рисование «Испеки блин на сковороде»;
• Поделка «Солнышко лучистое».
«Центр конструирования»
• Конструирование. Напольная игра мозаика «Солнышко»
«Центр игры»
• Игровая ситуация «Приглашаем гостей на блины».
«Центр музыки и театра»
• Прослушивание аудиозаписи «Мы давно блинов не ели», «Пришла к нам масленица», «Разрумянными блинами».
Приложение 1
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки:
• «Как на масляной неделе в потолок блины летели»;
• «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны».
Загадки на масленицу (Ирис Ревю)
Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут? (Масленица)
С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные… (Блины)
Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ. (Блин)
Стихотворение для разучивания
Радость – в каждый дом!
Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
Закличка на Масленицу
Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы.
Мажьтесь масленее — будет повкуснее.
Приложение 2
Пальчиковая игра «Солнышко-Ведрышко»
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей, (руки поднять вверх и развести в стороны)
Освети, обогрей (руки развести перед собой)
Телят да ягнят,
(пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке сверху вниз)
Ещё маленьких ребят
(пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз)
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
– Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами.
Слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
Игра на дыхание «Сдуй облако с солнышка»
Ход игры:
Разложить «облака» на фоновом изображении с солнышком так, чтобы солнца стало не видно.
Скажите ребёнку:
– Посмотри как облака спрятали солнышко и его лучики не могут светить ярко. Давай сдуем облака, чтобы солнышко смогло светить снова ярко и радовать нас теплом.
Приложение 3
Беседа «Что такое Масленица»
Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.
Беседа «Масленица – день за днём»
Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
«Первый блин»
Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.
«Второй блин»
Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
«Третий блин»
Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.
«Четвертый блин»
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
«Пятый блин»
Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
«Шестой блин»
Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
«Седьмой блин»
Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Приложение 4
Подвижна игра – забава «Солнышко»
Дети встают в круг и взявшишь за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается)
А весна милее (круг расширяется)
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!».
Дети разбегаются в разные стороны, а ведущий – солнышко их ловит.
Подвижная игра «Гуси – гуси»
Задачи: Развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры: На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.
Игровое упражнение «Перенеси блины»
Дети кладут блин на игрушечную сковороду и в ней несут его в определенное место.
Хороводная игра «Солнечная карусель»
Дети, держась за разноцветные ленты, привязанные к обручу, водят хоровод.
Игра – кричалка «Блины – лепёшки»
Это весёлая игра-кричалка. Здесь нет проигравших и победителей, просто задорная и весёлая игра. Дети делятся на две половины: одна по сигналу ведущего будет кричать слово – «блины», а другая – «лепёшки».
Хороша была зима, её мы провожаем
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!
И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепешки!
И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак рукой) блины!
И еще (знак рукой) лепешки!
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты-старанье,
На столе стоят (знак рукой) блины!
А рядышком (знак рукой) лепешки!
Чтобы больше в нас вошло – прыгаем на ножке (все прыгают).
Еще кружок вокруг себя (все кружатся,
И хлопаем в ладошки (все хлопают).
Подвижная игра «Пузырь»
Дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:
Раздувайся пузырь, раздувайся большой.
Оставайся такой да не лопайся.
Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». затем снова становятся в круг.
Приложение 5
Народные песни про Масленицу
«Мы давно блинов не ели»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины,
Блины, вы блиночки мои!
На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
«Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы».
Ой, блины, блины,
Блины, вы блиночки мои!
«Пришла к нам масленица»
Ой, вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько.
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице!
Как стояла я у жаркой печи.
Выпекала кренделя и калачи.
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице!
С калачами блины, шанежки
Для милого друга Ванечки.
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице!
Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице!
Будем вместе хороводы водить,
Надо нам ещё и зиму проводить!
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице!
«Масленица (разрумяными блинами)»
Разрумяными блинами
Мы Весну встречаем с вами
Чучело Зимы сжигаем,
В хороводе распеваем.
Здравствуй, милая Весна,
Мы с тобой соседствуем
Здравствуй, Красная Весна,
Мы тебя приветствуем!
Здравствуй, Красная Весна,
Мы тебя приветствуем!
Ароматными блинами
Мы Весну прославим с вами
Всё в природе оживает,
Хитро солнышко мигает.
Я пригрею посильней-
Побежит с горы ручей.
Поднимусь повыше я,
Здравствуй, Красная Весна!
Поднимусь повыше я,
Здравствуй, Красная Весна!
Приложение 6
Рисование «Испеки блин на сковороде»
– Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.
Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.
Поделка «Солнышко лучистое»
– Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.
Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».
Творческое задание 1. «Попади снежком в ледяную крепость»
– Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.
Творческое задание 2. «Накормите сказочных героев — проведите для них дорожку к блинам»
– Накормите сказочных героев блинами.
Дети проводят карандашом дорожку к блинам.
Приложение 7
Дидактическая игра «Разложи блины на сковородки по величине»
Ход игры: – Сейчас во всех домах пекут блины. Потому что идет масленичная неделя. Вот и мы попробуем испечь блины. Помогите разложить блины на сковородки подходящего размера.
Лото «Половинка блинчика»
Цель: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Ход игры: Ребенку необходимо найти среди игровых карточек соответствующую половинку каждому блинчику на игровом поле.
Лото «Блинчики»
Цель: развитие логического мышления, памяти и внимания.
Ход игры: Игровые карточки кладутся стопкой «рубашкой» вверх по центру. Игрокам выдаются игровые поля. Дети по одному открывают карточки и заполняют ими игровые поля. Выигрывает тот, чье поле заполнится быстрее.