Людмила Миронова
Проект «Шаг к здоровью» для здорового образа жизни дошкольника в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Шаг к здоровью»
ПРОЕКТ
Автор проекта – Миронова Людмила Владимировна, воспитатель МДОУ № 19 «Березка», г. Лыткарино, Московской области
Актуальность:
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.
В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью.
Свыше чем у 50% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья.
Публикация «Проект „Шаг к здоровью“ для здорового образа жизни дошкольника в ДОУ и семье» размещена в разделах
Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день остается проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Необходимо помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь.
Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в дошкольном детстве и семье.
Организм ребенка дошкольного возраста быстро растет и развивается, в то же время, сопротивляемость неблагоприятным влиянием среды еще низка, ребенок легко заболевает.
В том же возрасте формируются основные движения, осанка, приобретают базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Качественно организованный двигательный режим положительно влияет на жизнедеятельность, в частности на эмоциональную сферу и настроение ребенка.
Для реализации данного направления был разработан проект «Шаг к здоровью» для работы с детьми 5-7 лет.
Проектная деятельность – это такая форма активного отдыха детей, когда все виды занятий проводятся в игровой форме, режим дня наполнен разными играми, упражнениями, развлечениями, пребыванием детей на свежем воздухе и т. д.
Цель проекта :
- организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня;
- совершенствовать работу по укреплению здоровья детей через формирование мотивации к здоровому образу жизни;
- организовывать физкультурно – оздоровительную работу с детьми и родителями;
- повышать функциональные и адаптационные возможности организма, умственную и физическую работоспособность;
- повышать двигательную активность посредством утренней гимнастики, динамических пауз, релаксации, спортивными мероприятиями (соревнованиями, досугами, подвижными играми, мини – футболом, хоккеем на траве и т. д. ;
Задачи проекта :
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются :
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия;
- прививание интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
- организация совместных культурно- досуговых мероприятий (педагоги, дети, родители);
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Тип проекта долгосрочный (2016 сентябрь - 2018 май)
Вид проекта познавательно – практический
Участники проекта дети 5-7 лет, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые результат:
• Снижение уровня заболеваемости.
• Повышение уровня физической подготовленности.
• Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни и навыков гигиенической культуры.
• Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия у детей.
• Овладение детьми навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
• Создание предметно-пространственной развивающей среды для организации деятельности по формированию у детей основ ЗОЖ.
Методы реализации проекта :
1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь и т. д.).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы, использование скороговорок, пословиц, поговорок и т. д.).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа и т. д.).
4. Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций).
Формы реализации проекта :
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные игры, дидактические и пальчиковые игры.
Двигательная деятельность: Подвижные и спортивные игры, гимнастики утренняя, бодрящая, пальчиковая, артикуляционная, зрительная, психогимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия.
Коммуникативная деятельность: Беседа, ситуативные задачи, общения на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, составление рассказов из личного опыта.
Трудовая деятельность: Труд по самообслуживанию, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение, экспериментирование, конструирование, решение проблемных ситуаций;
Продуктивная деятельность: Рисование, лепка, аппликация;
Художественная литература: Чтение стихов, загадок, поговорок и рассказов о здоровом образе жизни, выставка в книжном уголке;
Работа с родителями: Консультации, беседы, практикумы, тренинги, спортивные развлечения, экскурсии.
Инновационные образовательные технологии :
• Здоровье сберегающие технологии;
• Игровые технологии;
• Использование нестандартного оборудования.
Этапы реализации проекта :
• I этап – подготовительный
Выявление представлений детей о здоровье.
Изучение современных здоровьесберегающих технологий, их основное содержание, принципы и направление;
Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
Подбор информационно – методического обеспечения проекта, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
Разработка методики применения здоровьесберегающих технологий с учетом возраста детей. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми (консультация для родителей о целях и задачах проекта).
Разработка системы взаимодействия с педагогами и родителями по вопросам оздоровления детей.
Изготовление нетрадиционного спортивного инвентаря и оборудования.
Приобретение ворот и мячей для игры в футбол, клюшек для игры в хоккей на траве.
Разучивание подвижных игр и упражнений с элементами хоккея и футбола.
• II этап – основной
Реализация проекта.
Выступление на ресурсном центре, в г. Лыткарино, на базе МДОУ №19 «Березка»
- мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования для занятий по физкультуре».
Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
Организация работы с детьми.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия :
-утренняя гимнастика;
-физкультура
-прогулки.
-индивидуальная работа по физическому развитию.
Оздоровительно-профилактические мероприятия :
-бодрящая гимнастика;
-пальчиковые игры;
-зрительная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-закаливающие процедуры;
-корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки;
-самомассажи ушных раковин, носа, ног, ступней, рук и кистей;
-упражнения на дыхание;
- использование приё мов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы
Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка
-воздушные ванны
-прогулки на воздухе
-босоножье (после дневного сна)
-обширное умывание /элементы/
-игры с водой
- игры в мини – футбол и хоккей на траве
Совместные мероприятия с родителями
- участие в спортивных мероприятиях города «День физкультурника»
- дни открытых дверей для родителей с показом мероприятий «Мы – юные спортсмены», «Путешествие в страну вежливости», «На поиски сокровищ», «Школа молодого бойца», КВН «Моя мамочка самая лучшая» и др.
- спортивные досуги
- спортивно – музыкальные досуги
- спортивная олимпиада
- летняя спортивная спартакиада
- мастер – классы для родителей и педагогов, по изготовлению нетрадиционного оборудования для спортивных упражнений
Спортивный кружок «Спортивные ребята»
- эстафеты
- спортивные соревнования между участниками кружка и детьми группы такого же возраста
- открытые мероприятия для родителей
Посещение детей секций города
- фигурное катание
- борьба
- футбол и хоккей
• III этап – заключительный.
- Праздник спорта и здоровья
Оценка результатов и отчетность.
Основными эффективными результатами тематического проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Шаг к здоровью» являются:
• Показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости;
• Сформированность ценностного отношения к своему здоровью, потребности заботится о нем и о здоровье окружающих;
• Умение выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки);
• Эффективное взаимодействие с родителями, направленное повышение педагогической компетентности в вопросах формирования привычек культуры здоровья.
Таким образом, практика доказывает, что если правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду, учитывая возрастные особенности детей, работать в тесном контакте с родителями, то систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.