Светлана Кубасова
Проект «Сезонные изменения в жизни животных» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Начальный этап:
1. Название проекта
«Сезонные изменения в жизни животных»
2. Возраст детей:
4- 5 лет.
3. Вид (тип) проекта
- долгосрочный
- коллективный.
4. Проблема:
Проследить с детьми за сезонными изменениями,происходящими в жизни животных.
5. Участники:
Дети, педагог, родители, руководитель изодеятельности, музыкальный руководитель, физорг.
Разработка проекта (планирование)
1. Анализ проблемы:
Что мы знаем? Что хотим узнать?
Публикация «Проект „Сезонные изменения в жизни животных“ (средняя группа)» размещена в разделах
Мы знаем что:
- Медведь зимой спит (Настя)
-Спит зимой и ёж (Полина)
-Белка меняет рыжеватую лёгкую шубку на серую тёплую, а заяц серую лёгкую шубку на белую, более тёплую (Вадим)
- Белка живёт в дупле (Надя)
- Медведь живёт в берлоге (Снежана)
- Волк живёт в логове (Веста)
- Лиса и ёж в норе (Маша)
- У лисы и волка на зиму утепляется шубка, появляется подшёрсток,и шубка от этого становится теплее (Яна)
- Белка делает осенью запасы орехов, грибов, шишек на зиму и хранит в кладовой, которая находится в дупле (Алёша)
- Заяц живёт в зарослях (Милана)
- Ёж делает запасы грибов, яблок, ягод на зиму и хранит их в норе (Илья)
- Осенью птицы улетают в тёплые края (Миша)
Хотим узнать:
- Чем питается медведь, ёж, лиса, волк, заяц, лось, кабан.
- Что происходит с ними весной: у лисы, волка, зайца появляется лёгкий короткий мех.
- Заяц становится серым, а белка рыжей.
- Медведь и ёж пробуждаются от долгого зимнего сна.
- Птицы пролетают из тёплых стран.
- Есть птицы зимующие, есть перелётные.
- Появляются первые насекомые.
-У птиц выводятся птенцы, а летом взрослые учат их летать.
- У зверей появляются детёныши.
- Взрослые звери учат детёнышей находить самостоятельно пищу, учат приспосабливаться к условиям окружающей их среды.
- Лиса, медведь, волк – хищники, питаются мясом мелких зверей (мыши).
- Ёж, заяц, лось, кабан, белка – питаются травой, желудями, корой, капустой, кореньями, яблоками, грибами.
- У птиц и зверей есть в лесу свои этажи: мыши живут в корнях, в самом низу; соловей - вьёт гнёзда прямо на земле; дрозды - на кустарниках.
-Синицы, дятел, сова - повыше, на разной высоте по стволу дерева. На самом верху селятся хищники – ястреба, орлы.
- Звери крупного размера обитают на земле.
Задачи:
1. Учить детей называть и выделять отличительные особенности внешнего вида зверей.
2. Закрепить знания детей о том, что все звери, птицы, насекомые живые, они двигаются, дышат, питаются.
Закрепить знания детей о зимующих птицах (с наступлением холодов стало больше птиц прилетать к человеческому жилью, чем осенью).
Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание.
Закрепить знания о перелётных птицах (почему они улетают, какие птицы остаются).
3. Развивать умение детей замечать отличительные признаки, особенности животных.
Развивать наблюдательность: определять по размеру следа величину животного.
4. Расширять представления детей о диких животных, об их приспособленности к изменению окружающей среды.
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.
5. Поощрять желание детей больше узнать о животных.
Познакомить с жизнью зверей, птиц, насекомых весной и летом.
6. Формировать умение детей устанавливать связи между изменениями природных условий и прилётом птиц – грача.
7. Уточнить представления детей о внешнем виде бабочки, божьей коровки, муравья, их образом жизни, условиями жизни во взаимосвязи с живой и неживой природой.
8. Воспитывать заботливое отношение ко всем животным.
Воспитывать любовь к живой природе.
Воспитывать сочуствие и сопереживание по отношению ко всему живому.
Обсуждение альтернатив:
Кто нам поможет узнать?
-Наблюдения на прогулках, в повседневной жизни.
- Просмотр видеофильмов о животных.
- Драматизация сказок с героями животными :
«Колобок», «Теремок».
-Сказка на фланелеграфе «Три медведя».
- Разыгрывание сказок по заместителям:
«Кот, лиса и петух»
«Заюшкина избушка».
- Чтение художественной литературы о животных.
- Беседы.
- Рассматривание картин: «Зайцы в лесу», «Утро в сосновом лесу», «Белка осенью», «Заяц весной», «Грачи прилетели» и т. д.
- Загадки о животных.
- Подвижные и дидактические игры.
- Чтение занимательных фактов из жизни животных.
Перспективный план мероприятий:
- Физическое воспитание
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мышеловка», «Гуси – гуси», «Хитрая лиса», «Зайка серенький сидит».
- Познание:
* Беседы:
«Заяц, волк – лесные жители»
«Лесные жители»
«Что мы знаем о птицах»
«Зимующие птицы»
«Как звери готовятся к зиме»
«Как звери проводят зиму в лесу»
«Животные в весеннее время года»
«Зайчик в беде»
«Бабочка – оживший цветок»
«Муравьи и муравейник» (развитие речи).
*Рассказ о диких животных на основе дидактической игры «Похвалялись звери»
*Чтение сказки «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
*Пересказ коротких рассказов о животных.
*Загадки о животных.
* Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки
«Лисичка со скалочкой»
«Рукавичка»
«Волк и козлята»
«Маша и медведь»
«Заяц хваста»
«Два жадных медвежонка» (венгерская сказка)
М. Пришвин «Этажи леса»
«Беличья память»
«Ёж»
К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»
«Мышки»
«Лиса Патрикеевна»
«Петушок с семьёй»
К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха»
В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»
«Синичкин календарь»
Е. Чарушин «Волчишко»
«Зайчик»
«Что за зверь»
Г. А. Скребицкий «Всяк – по- своему» (сказка)
*Стихи, загадки о животных
Художественно – эстетическое воспитание (изодеятельность)
Лепка «Лиса», «Заяц», «Медведь»
Конструирование из бумаги:
«Лесные звери», «Лесные птицы»
Рисование «Зайчик»
«Три медведя»
«Кормушка для птиц»
Аппликация «Колючий ёж»
«Скворечник»
«Дикие животные наших лесов»
Музыкальное воспитание, культурно – досуговая деятельность:
*Развлечения «День рождения Земли»
«Не обижайте муравья»
«Мы – друзья природы»
*Вечер загадок
*Игры – драматизации «Теремок»
«Три медведя»
«Лисичка со скалочкой»
*Праздник «Встреча в лесу»
Игра:
«Зоологическое лото»
«Кто где живёт», «Чей хвост»
«Ребятам о зверятах» (в лесу) :
«Чей след?», «Кто что ест»
«Чей я?»- Научить находить пары животных (родитель и детёныш).
«Узнай по описанию»
«Кто живёт в лесной чащобе?» - Познакомить детей с животными, обитающими в лесах нашей страны.
Работа с родителями:
*Создание альбома о животных с описанием внешнего вида, питании, повадках. (дети с родителями).
*Сконструировать из природного материала животного, живущего в лесу – совместно с родителями
*Создание выставки.
*Открытое занятие для родителей с использованием ИКТ.
*Папка – передвижка на тему «Жизнь зверей в лесу».
Выполнение проекта :
Педагог и дети: с 1 по37, с 42 по 47, с 66 по 74.
Специалисты: с 38 по 41, с48 по 65.
Родители: с 75 по 79.
Наличие продукта проектной деятельности :
-Фотовыставка о животных (дети и родители)
-Выставка книг о животных, рекомендуемых для чтения детям.
-Проведение акций :«Кормушки для птиц»
«Покормим птиц зимой»
Мероприятие, на котором он будет презентоваться «Поле – чудес»
Литература:
1. Т. А. Шорыгина, Какие звери в лесу. Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М. : «Издательство Гном и Д», 2000 г.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А., Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы).- М. : ВАКО, 2005.- 240с. ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
3. Шорыгина Т. А., Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М. : «Издательство Гном и Д», 2003 – 48с. (Путешествие в мир природы и развитие речи).
4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных : Кн. Для воспитателя дет. сада,/ Под ред. А. Ф. Виноградовой- 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1988.- 159с. : ил.
5. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, - М. :Издательство ГНОМ и Д., 2005,- 128с.
6. Журнал «Дошкольное образование» № 16 2001г.
7. Николаева С. Н. Экологическая тетрадь для дошкольников: Для сред. и ст. дошк. возраста. / С. Н. Николаева. - 5-е