Елена Сергеевна Максименко
Проект «Сезонные изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
1. Обоснование актуальности проекта 3
2. Цель и задачи проекта 3
3. Срок реализации проекта 3
4. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта 3
5. Участники проекта 4
6. Ресурсы 4
6.1. Программно-методическое обеспечение 4
6.2. Материально-техническое обеспечение 4
6.3. Информационное обеспечение 4
6.4. Развивающая предметно-пространственная среда 5
7. Ожидаемые результаты 6
8. Критерии оценки эффективности проекта 6
Публикация «Проект „Сезонные изменения в природе“» размещена в разделах
9. Перспективы дальнейшего развития проекта 7
10. План реализации проекта 9
10.1. Подготовительный этап 9
10.2. Основной этап 10
10.3. Заключительный этап 18
11. Информационные источники 20
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Обоснование актуальности проекта
Знания детей о сезонных изменениях в природе нуждаются в углублении, уточнении и систематизации. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им, поэтому я приступила к формированию представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.
2. Цель и задачи проекта
Цель: способствовать формированию элементарных представлений о временах года, его периодичности, замечать простейшие сезонные изменения в природе, их отличительных особенностях через систему мероприятий.
Задачи:
Для педагога: найти эффективные формы и методы работы с детьми по данной теме проекта.
Для детей: способствовать формированию представлений детей о сезонных изменениях, узнавать и называть времена года, выделять характерные признаки, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями в природе.
Для родителей: повысить педагогическую компетентность в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста, уделять внимание наблюдению за объектами и явлениями природы.
3. Срок реализации проекта
I этап - подготовительный (октябрь)
II этап - основной (ноябрь-май)
III этап - заключительный (май-июнь)
4. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
В основу работы положена методика С. Н. Николаевой, в которой предполагается знакомство с сезонными изменениями в природе в процессе различных видов деятельности.
Методы экологического воспитания построены на совместной деятельности дошкольников и педагогов. Мы знакомим своих воспитанников с природой, используя для этого:
1. Наглядные методы: прогулки, рассматривание иллюстраций, наблюдения, просмотр мультимедийных презентаций.
Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные, очень яркие представления о природе сезонных изменениях в природе.
2. Практические методы: моделирование, труд, экологические игры, простые опыты, экспериментальная деятельность.
С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя, таким образом, свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание наизусть стихотворений, импровизированные и подготовленные рассказы воспитанников или педагогов.
Основная функция их - расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
Полноценное экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста подразумевает широкое использование всех указанных выше методов. В каждом отдельном случае выбор соответствующих методов и сочетание их с другими элементами экологического воспитания определяется педагогом. При этом обязательно учитывается возраст детей и суть изучаемого на определенном занятии явления или объекта природы.
5. Участники проекта
Дети, воспитатели, родители.
6. Ресурсы
6.1. Программно-методическое обеспечение
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М., 2001.
3. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — М., 2010
4. Плешаков, А. А. Зелёная тропинка / А. А. Плешаков. - М., 2016 – 80 с.
5. Саморукова, Г. Г. Как знакомить дошкольников с природой / Г. Г. Саморукова. – М. : Просвещение, 1978.
6. Буюклыу, Н. Н. Преемственность дошкольного и начального экологического образования в условиях реализации ФГОС.
6.2. Материально-техническое обеспечение
Ноутбук, принтер, мультимедийный проектор, телевизор, пополнено программно-методическое обеспечение методического кабинета и групп по организации работы с дошкольниками (наглядный, дидактический материал); пособия по образовательной деятельности: наглядный материал для стендов, альбомы, книги, игрушки и дидактические пособия.
6.3. Информационное обеспечение
1. Виноградова Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой Н. В. Виноградова. – М. : Просвещение, 1978.
2. Я. А. Коменский–«Великая дидактика» Принцип сезонности и энциклопедичности при ознакомлении детей с природой
3. Е. Н. Водовозова и Е. И. Тихеева «Разработки выдающихся педагогов о наблюдении, как способе развития детского ума и эстетических чувств»;
4. Э. И. Залкинд, В. А. Дрязгуновой, В. Г. Фокиной «Работы российских педагогов и методистов дошкольного воспитания о том, что природа –неисчерпаемый источник форм, красок, звуков»;
5. П. Г. Саморукова, А. А. Матвеева Исследования учёных- педагогов о наблюдении как сложном виде психической деятельности, который состоит из различных сенсорных и мыслительных процессов и который опирается на эмоционально- волевые свойства личности ребёнка.
a. Развивающая предметно-пространственная среда
«Уголок природы», «Уголок развивающих игр», «Строительная мастерская», «Уголок безопасности», «Музыкальный уголок», «Творческая мастерская», «Физкультурный уголок», «Театрализованный уголок», «Научная лаборатория», Центр познавательно- исследовательской деятельности, Центр двигательной активности, Центр игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда по экологическому воспитанию дошкольников в нашей возрастной группе эстетически оформлена и оснащена разными материалами и пособиями:
-макет «Сезонное дерево»
-схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов. приборы для проведения опытов.
- календари природы (по времени года, месяцам, неделям);
- дневник наблюдения за (растениями, природными явлениями);
- комнатные растения и необходимые инструменты по уходу за ними;
- глобус;
- дидактические игры («Почемучка», «Что с начало – что потом?», «Аскорбинка и ее друзья», «Где мы растем?», «Сад и огород», «Чьи семена?» и др.);
- наглядно-дидактические пособия: репродукции картин известных художников, изображения экосистем;
- настольно-печатные игры: («Собери картинку», лабиринты «Помоги животному добраться домой», «Пищевая цепочка» и др.);
- коллекции животных (домашних, диких, насекомых, птиц, морских и речных обитателей);
- муляжи (фруктов, овощей, продуктов питания);
- альбомы «Времена года»;
- аудиозаписи со звуками природы, птиц (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена»)
4. Ожидаемые результаты
Для педагогов: повысится профессиональный уровень. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в решении вопросов экологического воспитания.
Для детей: будут сформированы умения замечать и называть изменения в природе, называть времена года, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Для родителей: повысится компетентность родителей в экологическом воспитании детей, будут проводить с детьми наблюдения в природе и принимать активное участие в организации образовательного процесса.
5. Критерии оценки эффективности проекта
Объекты
оценивания Критерии
оценивания Формы и методы оценки Ответственные
Дети
Увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем усвоения общеобразовательной программы. Наблюдения, сравнения, беседы, дидактические игры,
экскурсии на природу, игры-путешествия,
викторины, пословицы о природе в разные времена года, исследования,
наблюдения,
экспериментирование. Педагоги
Родители
1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника
Консультации, анкетирование, беседы, привлечение родителей к пополнению уголка природы, участие родителей в различных конкурсах на экологические темы, проведение совместных экологических экскурсий. Педагоги
РППС
1. Насыщенность
2. Трансформируемость
3. Полифункциональность
4. Вариативность
5. Доступность
6. Безопасность
Организация пространства группы соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей.
При организации пространства учитывается гендерная специфика. Наличие и разнообразие оборудования (оздоровительного, спортивного, игрового и т. д.).
Мебель невысокая, соответствует росту, возрасту дошкольника.
Использование продуктов детской и взрослой деятельности для оформления макро-микросреды.
Имеется «стена творчества».
Наличие полифункциональных ширм, перегородок и т. д.
В группе выдержано зонирование пространства (выделены активная, рабочая, спокойная зоны)
соотношение масштаба «рост-глаз-рука». Педагоги
6. Перспективы дальнейшего развития проекта
Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему для активного использования в воспитател ьно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.
К экологическому проекту будут привлекаться как можно больше родителей. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в развитии естественнонаучных представлений детей о сезонных изменениях в природе.
7. План реализации проекта
a. Подготовительный этап
Дата Мероприятия и тема Используемые ресурсы Ожидаемые результаты
Октябрь Изучение методической литературы С. Н. Николаева «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада. Созданы условия для реализации проекта.
Разработка:
1. перспективного планирования;
2. календаря природы
3. диагностики Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой; Повышена педагогическая компетентность.
Организация предметно – развивающей среды в старшей группе С. Н. Николаева «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада. Пополнена предметно – развивающая среда.
Подготовка информации для родителей:
1. Анкета для родителей
2. Консультации для родителей
3. Презентации для родителей
4. Папка – передвижка «Учим времена года» Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. Родители заинтересованы жизнью группы, вызвано желание участвовать в ней.
b. Основной этап
Дата Мероприятия
Место в режиме дня Участники образовательного процесса Используемые ресурсы Ожидаемые результаты
Ноябрь - май Беседа на тему «Что такое погода?» дид. игра: «Что нам нужно одеть осенью». Утро, вечер Педагоги, дети С. Н. Николаева «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада.
Развит интерес детей о погоде, как она может изменять и влиять на образ жизни людей и животных. Дано представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климаты.
Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды». дид. игра «Какая погода сейчас». На занятиях Педагоги, дети Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».
С. Н. Николаева «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада Развит интерес к наблюдениям за природой. Закрепили ознакомление детей с календарем погоды, условными обозначениями;
Беседа: «Как измерить температуру воздуха» опыт с термометром; Правила пользования термометром. На занятиях, на прогулках Педагоги, дети Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду Сформированы представления детей о температуре воздуха; о термометре, его устройством и применением. Закрепили навык отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать её в дневнике наблюдений. Подвели к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.
Беседа на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи А. Костецкий «Февраль», А Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игра «Какой ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. На прогулке Педагоги, дети, родители Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями Развит интерес представления детей о таких природных явлениях, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Беседа на тему: «Ноябрь – ворота зимы, полузимник», На занятиях Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Развит интерес находить отличительные признаки народных названий месяцев, приметами («Синица к избе – зима на дворе».)
Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит; работа с календарем погоды». На занятиях Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Сформированы представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Сформировано умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам, умение анализировать сравнивать : изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день.
Беседа на тему «Снег, снег, снежок»; загадки о снеге; стихи З. Александрова «Снежок», «Первый снег». На занятиях, на прогулках Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Сформированы представления о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температуры условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре -в виде крупы.
Беседа на тему: «Пернатые синоптики» На занятиях, в свободное время Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Развит интерес детей, о том, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушку деревьев, на снег – к оттепели.
Беседа на тему: «Декабрь – студень». На занятиях Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Развит интерес находить отличительные признаки в народных названиях месяцев, приметами («Солнце- на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).
Беседа на тему: «Январь – просинец» заучивание стих. С. Маршака «Январь». На занятиях Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Развит интерес находить отличительные признаки в народных названиях месяцев, приметами(«Растет день, растет и холод» и др.)
Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятия – Развлечение «Времена года»; дид. игра «НЕ зевай» Педагоги, дети, родители Шинкарева, Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста Закреплены названия месяцев, времен года и их последовательность. Развиты внимательность, любознательность.
Беседа на тему: «Февраль –боизгрей» На занятиях Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Развит интерес детей о народных названиях месяца, приметами («У февраля два друга-метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»)
Совместная деятельность с детьми: Развлечения «Веселые снежинки». На занятиях Педагоги, дети Шинкарева, Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста Создана приятная атмосфера, и веселое настроение. В увлекательной форме раскрыты детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают).
Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Прощай зима холодная» На занятиях Педагоги, дети, родители Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями Сформированы представления детей о зимних, явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам
Беседа на тему «Март – протальник». На занятиях Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Развит интерес детей о народных названиями («Грач на горе – весна и на дворе», «Длинные сосульки к долгой весны».
Беседа на тему: «Апрель - снегогон». На занятиях Педагоги, дети Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Развит интерес детей о народных названиях месяца, приметами; «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела лед идет».
Беседа на тему: «Насекомые – предсказатели погоды» На занятиях Педагоги, дети Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу Сформированы представления детей, как насекомые могут предсказать погоду: «паук плетет паутину – к ясной погоде», «Муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю.»
Итоговое мероприятие на тему: «Весна – красна». На занятиях Педагоги, дети, родители Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Сформированы представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне. О меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам.
c. Заключительный этап
Дата Итоговые мероприятия Участники образовательного процесса Используемые ресурсы Ожидаемые результаты
Май июнь
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта
Проведение диагностики Педагоги, дети, родители Николаева С. Н. Методика диагностики Сформированы соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данной деятельности
2. Оформление альбомов «Времена года» и показ их детям в других группах. Педагоги, дети, родители Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями Формированы дружеские взаимоотношения
3. Создание макета «Времена года» Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу Сформировано чувство активности, ответственности, дружелюбия
4. Оценка эффективности работы с родителями (анкетирование) Педагоги, родители Николаева, С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Методические материалы для работы с родителями Создано единое воспитательно-образовательное пространство группы ДОО и семьи по представлению о сезонных изменениях в природе.
Заключительный этап.
Итогом реализации моего проекта стало изготовление макета «Времена года», подборка дидактических игр по данной теме, оформление альбомов по теме: «Времена года».
Подводя итоги реализации проекта о сезонных изменениях в природе, я отметила, что родители стали больше проявлять интерес к вопросу экологического воспитания, проводят с детьми наблюдения в природе, обращают внимание детей на сезонные изменения. Родители стали прислушиваться к нашим советам, стали боле требовательными к себе. В результате работы над проектом дети умеют замечать и называть сезонные изменения в природе, называть времена года, наблюдать за объектами и явлениями в природы, сформированы умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
8. Информационные источники
1. Айвазян, А. Г. Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018.
2. Антонова Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. // Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - ЧП Лакоценин С. С., 2017.
4. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста // Типография А. М. Котомина (г. Санкт –Петербург) - 2012.
5. Гладкова, Ю. А. Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015.
6. Гомбын Б. Метод наблюдения за повседневной деятельностью ребенка // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2017.
7. Гончарова О. И. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020.
8. Губайдуллина Е. В. Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М. : Буки-Веди, 2016.
9. Даньшина, Г. М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. .
10. Еник О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы // Молодой ученый. — 2014.
11. Жиров А. И. Прикладная экология. - М. : Юрайт, 2018.
12. Залкинд Э. И. Природа в детском саду // Пособие для учащихся пед. училищ и воспитателей дет. садов. – 2012.
13. Иванова В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2018.
14. Кондрашева Ю. В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. — 2014.
15. Коурова С. И., Яковлева Н. И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018.
16. Кошелева О. А. Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе // Молодой ученый. — 2016.
17. Кошелева О. А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017
18. Матвеева, А. А. Большой годовой курс для занятий с детьми 5-ти лет // Издательство АСТ, Москва – 2018.
19. Мисякова Л. В. Экологическое воспитание дошкольника // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.).
20. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников Инфра-М – 2018.
21. Новикова, Д. А. Значение фенологических наблюдений в изучении природы Забайкальского края // Юный ученый. — 2015.
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-синтез, 2014.