Марина Малиновская
Детско-родительский краткосрочный проект в ДОУ «Северные козули. Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский краткосрочный проект
«Вкусные козули»
Возраст детей: 2-ая мл. гр (3-4 года)
Срок: 18.10.19- 23.10.19
Воспитатели:
Малиновкая М. С
Октябрь 2019 года
Тема: «Вкусные козули»
Срок: 18.10.19-23.10.19
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой (с родителями)
Участники проекта : воспитатели, дети 2-ой младшей группы, родители.
Цель.
Публикация «Детско-родительский краткосрочный проект в ДОУ „Северные козули, Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Познакомить детей с народным промыслом – изготовление северных
пряников – козуль.
Задачи.
1. Воспитывать устойчивый интерес к народным промыслам и ремёслам.
2. Развивать познавательную активность, пополнять словарный запас.
3. Учить внимательно слушать произведение, делать выводы по
прочитанному и отвечать на вопросы по тексту; аккуратно раскрашивать
силуэтную форму, подбирая цвета и создавая законченный образ.
Объект исследования: архангельские пряники козули.
Предмет исследования: технология изготовления пряников козуль.
Актуальность: В наши дни все больше людей интересуются культурными традициями наших предков. Стараются не забыть ремесла, которые были на Руси многие века. Это учит нас чтить и уважать прошлое, беречь и сохранять русскою культуру.
Пряники козули – это символ доброты, семейного уюта. Это оригинальный подарок к разным праздникам. Процесс изготовления козули совсем не прост, в него вовлечена вся семья, каждому члену найдется дело. Поэтому изготовление козули – это не просто ремесло, это дело, которое объединяет всю семью.
ХОД:
Предварительная часть. (18.10.19)
Ребята, на какой планете мы с вами живём, а в какой стране, в городе?
(ответы детей) Правильно. Кроме всего прочего наш город Архангельск
знаменит ещё и северными пряниками, которые называются козули. Сегодня
занятие хочу начать со сказки, я буду читать, а вы внимательно слушайте.
(чтение сказки «Козуля» В. А. Захарова)
В: задаёт вопросы, подводя детей к понятию «Козуля»
- О чём нам рассказывает эта сказка?
- Что пекла Надежда Даниловна?
- Как звали у Надежды Даниловны сыночка?
- Что лепил Алёшенька из теста?
- Как стали называться эти фигурки?
В : показывает объёмную фигурку, - Вот такую козулю слепил из теста
Алёшенька. Поначалу козули были объёмные, но на их изготовление уходило
много времени и постепенно они приняли плоскую форму, - показывает
плоскостную козулю. Давайте с вами рассмотрим козули (рассматривание).
В: С чего же начиналось приготовление козуль? (ответы детей)
- Сначала хозяйка замешивала тесто, представьте, что этот кусок пластилина
– тесто, хозяйка его раскатывала (расплющиваю на доске пластилин, затем
с помощью вот таких формочек вырезала фигурки (показываю формочки и
вырезаю сердечко, потом готовые фигурки ставила в печь.
Вот козули испеклись, мы достали их из печки, но что у них не хватает, по
сравнению с уже готовыми козулями? (Дети сравнивают козули и отвечают
на вопрос). – Правильно, не хватает красивого рисунка, надо козулю
раскрасить. А наносят рисунок на козулю с помощью сахарной глазури. Вы
сахар видели, ели? Каким он цветом, вкусом? (Ответы детей). Возьмёт
хозяйка сахар, размелет его в порошок, добавит горячего молока, размешает,
и глазурь готова. Но глазурь ведь не только белая (показываю рисунок на
козуле, а ещё и красная, синяя. Подкрашивали глазурь с помощью ягод.
Возьмёт хозяйка ягоду малину (каким она цветом? - красным, выдавит из
неё сок в глазурь и получится глазурь (каким цветом? -красным, возьмёт
ягоду чернику (каким она цветом? – тёмно - синим, выдавит из неё сок в
глазурь и получится глазурь (каким цветом? - синим). И приступает хозяйка
к украшению козуль.
Вот такая красивая козуля получилась.
дети встают около стульчиков, гимнастика «Пряничек» :
Мы вот так, мы вот так, - мнём тесто руками (сжимаем-разжимаем кулачки)
Тесто разминали!
Мы вот так, мы вот так, - раскатываем тесто (ладошки прямые, руки от себя-к себе)
Тесто раскатали!
Вот такой, вот такой,- руки разводим в стороны
Будет пряничек большой!
Вот такой, вот такой,
Будет пряник золотой! -потираем руки друг о друга
Пряничек, пряничек,
Испекли ребятки! -печём пирожки
Пряничек, пряничек,
Очень, очень сладкий! – потираем животик
Кушайте, кушайте,
Угощайтесь гости! – разводим руки вперёд
Приходите к нам ещё,
Очень, очень просим! – маним к себе
А сейчас пройдём за столы для раскрашивания козуль.
Предварительная работа (21.10.19)
Изготовление козуль по кол-ву детей, одним из родителей
Основная часть. (23.10.19)
Мастерская «Северная роспись», где для росписи будут использоваться только традиционные цвета глазури. В современной технологии росписи используются кондитерские посыпки, украшения из сахарной пудры, гелевые карандаши, сделанные из сиропа.
Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается.
Используются 3 приё ма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.
Возможно использование кондитерских украшений и гелевых карандашей.
Если вы испачкаете руки глазурью, можно вымыть их или вытереть салфеткой, которая у вас на столе. У вас на столах печенье, которое мы будем расписывать. Ваша задача, как можно красивей и оригинальней расписать пряники. Вы можете придумать узор, которым украсите свои пряники, а мы в конце урока оценим ваши работы и посмотрим, у кого получился самый красивый пряник.
А теперь приступаем к работе, а родители нам в этом помогут.
В: Все постарались и красиво раскрасили
ИТОГ:
В ходе работы над проектом мы выполнили поставленные задачи: изучили историю пряников козули, освоили технику изготовления вырезных пряников, особенности их украшения, приобрели навыки работы с тестом, с выпечкой пряников, разработали технологические карты их изготовления и украшения. Результат моего труда – замечательные яркие сладкие красавцы – северные козули.
Пряники можно смело назвать произведением декоративно-прикладного творчества. Украшение пряников позволило детям проявить творческие способности, фантазию, научить подбирать сочетание цветов, создавать художественный образ.
Кроме того, наша работа над проектом увлекла всю семью, заинтересовала детей. Пряники козули - это не только наша народная традиция. Они учат видеть красоту в простом и малом, украшают нашу жизнь и послужат отличным подарком для родных и близких.
Итогом нашей работы, было открытое мероприятие. Детки вместе с родителями раскрашивали цветной глазурью козули и тут же их кушали, а кто то унёс с собой домой.