Мария Медведева
Проект «Семейный альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Публикация «Проект „Семейный альбом“» размещена в разделах
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Без прошлого нет будущего».
К. Д. Ушинский
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность.
Как воспитать в ребенке такое сложное, многообразное чувство, как любовь к Родине? Естественно, на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении личности дошкольника. Именно в семье, благодаря ощущению живой человеческой среды и на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый гражданский и нравственный опыт.
Благодаря русским семейным традициям : уважению к старшим, послушанию, трудолюбию, милосердию, вниманию к младшим, взаимовыручке - издавна воспитывалась в детях любовь к близким, к родному дому, к Родине. Поэтому семья была и есть основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Новизна.
Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Понимание этой проблемы приводит к поиску и выбору путей её решения. Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, закрепление связей между членами семьи разных поколений, чему и призван служить данный проект.
Реализация программы «Семейный альбом» рассчитана на один год обучения. В реализации программы участвуют дети 2 – 3 лет (первая младшая группа) и их родители. Работа с детьми по дополнительному образованию по познавательной деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в две недели). Длительность занятий – 10 минут.
Цель: Формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени детей. Выявление и поддержка детей, проявляющих способности, учитывая возрастные и индивидуальные их особенности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о семье,
- пробуждать у детей чувство сопричастности к своей семье, её корням и традициям,
- обогащать знания о своей семье,
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Развивающие:
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками,
- формировать у детей моральные и нравственные ценности,
- развивать социальный и эмоциональный интеллект,
- развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях,
- вызывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья,
- формировать умение называть членов своей семьи,
- воспитывать культуру поведения.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу года ребенок должен уметь:
- рассказать о себе,
- осознать собственный статус в семье, значимость семьи в своей жизни; - пробудить чувства радости и гордости за свою семью;
- проявлять благодарность, заботу и внимание к родителям и старшему поколению семьи;
- проявлять желание отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности;
- обезопасить собственную жизнедеятельность;
- беречь свое здоровье и здоровье своей семьи;
- соблюдать правила поведения на дорогах и улицах;
- соблюдать меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта.
К концу года ребенок должен знать:
- родственные отношения в своей семье;
- членов своей семьи;
- семейные праздники, увлечения родителей;
- правила поведения в общественных местах;
- о правилах безопасного поведения;
- как действовать в тех или иных ситуациях;
- как соблюдать меры предосторожности;
- собственные возможности по преодолению опасности.
Содержание изучаемого курса
Модуль «Члены семьи».
Развивать представления детей о семье, её членах, о доброжелательных отношениях в семье; рассказать ребятам об истории семьи, о правилах составления генеалогического древа; воспитывать внимательное заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им.
Закреплять представления детей о том, что мама - самый дорогой человек на земле, которого нужно любить и беречь; разбудить желание детей поздравлять маму с праздником каждый день, то есть помогать маме;
уточнить представления о профессиях пап, роли их в семье; воспитывать желание доставлять папе радость, делать ему подарки.
Развивать преставления детей о том, что семья это не только папа и мама, но и бабушки и дедушки; пробуждать проявления благодарности, заботливости и внимания к старшему поколению семьи.
Новизна.
Занятия по данному модулю являются первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости родственных отношений, способность следовать нравственным нормам и правилам семьи. А с любви к своей семье, к родному дому начинается любовь к городу, краю, где ты родился и живешь, к своему Отечеству.
Календарно-тематическое планирование модуль «Члены семьи»
№
п/п Тема занятия Дата проведения по плану Дата проведения фактически
1. «Наша дружная семья»
15.09.2016
2. «Мамочка любимая»
29.09.2016
3. ««Мой папа самый лучший»
13.10.2016
4. «О бабушках и дедушках»
27.10.2016
Содержание изучаемого курса
№ Тема Программное содержание Методические приемы Оборудование
Сентябрь
1.1 «Наша дружная семья» Развивать представления детей о семье, ее членах, о доброжелательном отношении в семье. 1. Чтение стихотворения Я. Акима «Родня».
2. Беседа по содержанию.
3. Рассматривание семейных фотографий.
4. Сюжетно ролевая игра «Семья». Семейные фотографии, предметы домашнего обихода, куклы.
2.2 «Мамочка любимая» Закреплять представления детей о том, что мама – самый дорогой человек, которого нужно беречь и любить. 1. Чтение рассказа Ю. Яковлева «Мама».
2. Беседа по содержанию.
3. Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
4. Сюжетно ролевая игра «Дочки – матери». Фотографии мам, иллюстрации мам и бабушек, предметы домашнего обихода, куклы.
Октябрь
1.3 «Мой папа самый лучший» Уточнить представления о профессиях пап, роли их в семье. 1. Чтение стихотворения В. Берестова «Мой папа»
2. Рассказ о работе пожарного. Иллюстрации профессий, фотографии пап.
1.4 «О бабушках и дедушках» Развивать представления детей о том, что семья это не только мама и папа, но и бабушки и дедушки. 1. Беседа по генеалогическому дереву.
2. Чтение стихотворения А. Старикова «Заболела бабушка».
3. Дидактическая игра «Ласковое имя»
Рисунок генеалогического дерева, мяч.
Планируемые результаты освоения программы по модулю «Члены семьи» :
К концу года ребенок должен уметь:
- рассказать о себе, своей семье,
- осознать собственный статус в семье, значимость семьи в своей жизни; - пробудить чувства радости и гордости за свою семью;
- проявлять благодарность, заботу и внимание к родителям и старшему поколению семьи;
- проявлять желание отражать свои чувства в художественно-творческой деятельности.
К концу года ребенок должен знать:
- родственные отношения в своей семье;
- членов своей семьи и их место работы;
- семейные праздники, увлечения родителей;
- правила поведения в общественных местах.
Модуль «Безопасность жизнедеятельности семьи»
Сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту. Объяснить ребенку, как вести себя в опасной ситуации. Познакомить с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров. Познакомить с правилами поведения во время зимних игр. Формировать представления о здоровом образе жизни, сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях. Познакомить с принципами правильного питания, формировать общие культурно – гигиенические навыки. Познакомить с правилами оказания первой помощи. Формировать поведенческую культуру ребенка как основу его безопасности на дорогах и улицах. Познакомить детей с внешним видом насекомых, особенностями их поведения и правилами взаимодействия с ними. Познакомить с правилами, которые следует соблюдать при сборе грибов, воспитывать любовь к родной природе. Дать ребенку элементарные знания о том, что такое гром, молния, гроза; стимулировать развитие у ребенка самостоятельности в чрезвычайных ситуациях. Познакомить с правилами безопасного поведения на воде.
Пояснительная записка
Актуальность
Проведение занятий по модулю «Безопасность жизнедеятельности семьи» в первой младшей группе имеет задачу подсказать детям и родителям, каким образом, с помощью каких приемов можно научить детей наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Новизна.
При проведении занятий по данному модулю каждая тема обсуждается с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях. Ребенок сам отвечает на вопросы и решает задания. Занятия помогут сформировать опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.
Календарно-тематическое планирование модуль «Безопасность жизнедеятельности семьи»
№
п/п Тема занятия Дата проведения по плану Дата проведения фактически
1. «Опасные предметы» 10.11.2016
2. «Опасные ситуации дома» 24.11.2016
3. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!» 08.12.2016
4. «О правилах пожарной безопасности» 22.12.2016
5. «Небезопасные зимние забавы» 12.01.2017
6. «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко» 26.01.2017
7. «О правильном питании и пользе витаминов» 09.02.2017
8. «Правила первой помощи» 23.02.2017
9. «Правила безопасного поведения на улицах» 09.03.2017
10. «Правила поведения на природе» 23.03.2017
11. «Опасные насекомые» 13.04.2017
12. «Не все грибы съедобны» 27.04.2017
13. «Правила поведения при грозе» 11.05.2017
14. «Правила поведения на воде» 25.05.2017
Содержание изучаемого курса
№ Тема Программное содержание Методические приемы Оборудование
Ноябрь
2.1 «Опасные предметы» Сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту. 1. Рассказ об опасных предметах дома.
2. Правила безопасного поведения дома.
3. Огадывание загадок.
4. Дидактическая игра «Разложи кружки». Столовые приборы, домашняя аптечка, инструменты, предметы для рукоделия, электроприборы
2.2 «Опасные ситуации дома» Объяснить ребенку, как вести себя в опасной ситуации. 1. Рассказ о телефоне и почте.
2. Правила безопасного поведения дома.
3. Дидактическая игра «Доскажи словечко» Телефон, письмо, открытка.
Декабрь
2.3 «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!» Познакомить с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров. 1. Рассказ о происхождении огня.
2. Правила пользования электроприборами.
3. Пословицы. Электроприборы, спички.
2.4 «О правилах пожарной безопасности» Сформировать правила пожарной безопасности. 1. Рассказ о пожарах.
2. Правила пожарной безопасности.
3. Отгадывание загадок. Спички, петарды, зажигалки, бенгальские огни.
Январь
2.5 «Небезопасные зимние забавы» Познакомить с правилами поведения во время зимних игр. 1. Рассказ о зимних играх.
2. Правила игры в снежки.
3. Загадки о зиме. Санки, ледянка, коньки.
2.6 «Бережем свое здоровье, или правила доктора Неболейко» Формировать представления о здоровом образе жизни, сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях. 1. Правила доктора Неболейко.
2. Беседа о гигиене.
3. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Уши»
4. Сюжетно ролевая игра «Вылечи свою любимую игрушку» Плакат «Правила гигиены», аптечка, зайчик, кукла.
Февраль
2.7 «О правильном питании и пользе витаминов» Познакомить с принципами правильного питания, формировать общие культурно – гигиенические навыки. 1. Беседа о пользе витаминов.
2. Чтение стихотворения Л. Зильберга «Витамины».
3. Сюжетно ролевая игра «Составляем меню». Витамины, предметные картинки фруктов и овощей.
2.8 «Правила первой помощи» Познакомить с правилами оказания первой помощи. 1. Рассказ о несчастных случаях.
2. Сюжетно ролевая игра «Окажи помощь» Телефон, зайчик, мишка, кукла.
Март
2.9 «Правила безопасного поведения на улицах» Формировать поведенческую культуру ребенка как основу его безопасности на дорогах и улицах. 1. Правила безопасного поведения на улице.
2. Вопросы и задания.
3. Отгадывание загадок. Макет перекрестка, дорожные знаки, светофор.
2.10 «Правила поведения на природе» Познакомить с правилами поведения на природе. 1. Правила поведения в лесу.
2. Дидактическая игра «Закончи предложения».
3. Чтение стихотворения Л. Пилипенко «Заботливый доктор» Предметные картинки деревьев, насекомых, животных.
Апрель
2.11 «Опасные насекомые» Познакомить детей с внешним видом насекомых, особенностями их поведения и правилами взаимодействия с ними. 1. Правила поведения при встрече с опасными насекомыми.
2. Отгадывание загадок. Предметные картинки насекомых.
2.12 «Не все грибы съедобны» Познакомить с правилами, которые следует соблюдать при сборе грибов, воспитывать любовь к родной природе. 1. Правила, которые следует соблюдать при сборе грибов.
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактическая игра «Найди по описанию». Предметные картинки грибов.
Май
2.13 «Правила поведения при грозе» Дать ребенку элементарные знания о том, что такое гром, молния, гроза; стимулировать развитие у ребенка самостоятельности в чрезвычайных ситуациях. 1. Рассказ о природных явлениях.
2. Правила поведения во время грозы.
3. Чтение стихотворения Л. Пилипенко «Сердитый гром»
4. Рисование природных явлений. Рисунки природных явлений.
2.14 «Правила поведения на воде» Познакомить с правилами безопасного поведения на воде. 1. Правила безопасного поведения на воде.
2. Загадки о временах года.
3. Сюжетно ролевая игра «Купание куклы». Кукла, ванночка для куклы.
Планируемые результаты освоения программы по модулю «Безопасность жизнедеятельности семьи» :
К концу года ребенок должен уметь:
- обезопасить собственную жизнедеятельность;
- беречь свое здоровье и здоровье своей семьи;
- соблюдать правила поведения на дорогах и улицах;
- соблюдать меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта.
К концу года ребенок должен знать:
- о правилах безопасного поведения;
- как действовать в тех или иных ситуациях;
- как соблюдать меры предосторожности;
- собственные возможности по преодолению опасности.
Литература
Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» - Москва «Мозаика – Синтез», 2014.
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - Москва «Просвещение», 1991.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. «Мозаика-Синтез», 2014.
Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – Издательство «Учитель», 2012.
Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр» - Москва «Мозаика – Синтез», 2014.